ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1887/20 от 28.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-1887/20 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

28 июля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А.,

при секретаре Селиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах ребенка-инвалида Монмарь Д.Д. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании привести жилое помещение и общедомовое имущество в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, действующий в защиту интересов ребенка-инвалида Монмарь Д.Д., обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой района рассмотрено обращение Демуры О.Г., являющейся матерью ребенка-инвалида Монмарь Д.Д., содержащее доводы о нарушении Администрацией г. Ростова-на-Дону требований действующего законодательства о создании доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов колясочников. Из обращения следует, что ребенок-инвалид Монмарь Д.Д. проживает в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> Действующим законодательством нормативно закреплено требование доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения. Согласно Правилам доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению. Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: а) акта обследования; б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного пн. «а» п. 17 настоящих Правил. На основании акта комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалида и общего имущества в
многоквартирном доме дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ года «О возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида». Расчетом потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту: «Реконструкция жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает ребенок-инвалид Монмарь Д.Д. в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий для его доступности для инвалида» предусмотрен минимальный и оптимальный перечень мероприятий, включающий в себя: устройство съездов с тротуара на проезжую часть; увеличение размеров входной площадки на входе в подъезд и монтаж пандуса и лестницы; устройство нескользящего покрытия входной площадки и лестницы; монтаж ограждения входной площадки и поручней на лестнице; устранение перепада высот в тамбуре; приобретение и монтаж электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже; увеличение дверного проема и устранение перепада высоты на входе в квартиру; адаптация санитарно-гигиенического помещения. На основании разработанного перечня мероприятий произведен сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ года . Согласно поступившим письмам Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года , от ДД.ММ.ГГГГ года проект правового акта, регламентирующего порядок реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года , находится на рассмотрении Администрации г. Ростова-на-Дону, в настоящее время не утвержден. Вышеуказанные нарушения существенно ущемляют права ребенка-инвалида на беспрепятственное пользование объектами социальной
инфраструктуры. Ребенку-инвалиду Монмарь Д.Д., согласно справке МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ года установлена инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ года. На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону привести жилое помещение и общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает ребенок-инвалид Монмарь Д.Д., в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в РФ путем: устройства съездов с тротуара на проезжую часть; увеличения размеров входной площадки на входе в подъезд и монтаж пандуса и лестницы; устройства нескользящего покрытия входной площадки и лестницы; монтажа ограждения входной площадки и поручней на лестнице;
устранения перепада высот в тамбуре; приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже; увеличения дверного проема и устранение перепада высоты на входе в квартиру; адаптации санитарно-гигиенического помещения.

В судебное заседание явилась представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалёва А.А., действующая на основании удостоверения , исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание явилась законный представитель несовершеннолетнего Монмарь Д.Д. - Демура О.Г., полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Пелангия М.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалёвой А.А., законного представителя несовершеннолетнего Монмарь Д.Д. - Демура О.Г., представителя ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Пелангия М.М., изучив представленные доказательства, установил следующее.

Согласно п. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки прокуратуры г. Ростова-на-Дону установлено, что в соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ года Монмарь Д.Д. является ребенком-ивалидом, относится к маломобильной группе населения, нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем инвалидность установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме этого, Монмарь Д.Д. для передвижения пользуется креслом-коляской.

Монмарь Д.Д. проживает в жилом многоквартирном доме по адресу<адрес>

В ходе проверки установлено, что общее имущество в данном многоквартирном доме для нужд инвалида-колясочника Монмарь Д.Д. не приспособлено, не соответствует положениям Требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу с ч. 1 ст. 15 названного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)», принятыми приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года , требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении: досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.; удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В силу положений ст.ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса РФ нормы СП, СНиП являются обязательными к применению.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной
власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий
обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав
жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов
Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного
жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-
инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые
помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Согласно Правилам доступность для инвалида жилого помещения
инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в
многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав
муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда,
осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых
помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в
которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом
потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности
приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в
многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений подтверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: а) акта обследования; б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного пн. «а» п. 17 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, на основании акта комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес> муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалида и общего имущества в многоквартирном доме дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ года «О возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида».

Расчетом потребности в финансовых ресурсах на проведение
реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту: «Реконструкция
жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу:
<адрес> в котором проживает ребенок-инвалид ФИО1, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий для его доступности для инвалида» предусмотрен минимальный и оптимальный перечень мероприятий, включающий в себя: устройство съездов с тротуара на проезжую часть; увеличение размеров входной площадки на входе в подъезд и монтаж пандуса и лестницы; устройство нескользящего покрытия входной площадки и лестницы; монтаж ограждения входной площадки и поручней на лестнице; устранение перепада высот в тамбуре; приобретение и монтаж электрического наклонного подъемника для инвалидов в тамбуре на первом этаже; увеличение дверного проема и устранение перепада высоты на входе в квартиру; адаптация санитарно-гигиенического помещения.

Указанный выше перечень мероприятий не может быть отнесен к реконструкции и капитальному ремонту дома, уменьшения общего имущества также не произойдет. Таким образом, решения общего собрания по этому поводу не требуется.

В противном случае, при отрицательном решении общего собрания по этому вопросу, право истца на беспрепятственный доступ к своему жилищу будет нарушено, что является недопустимым и нарушает положения ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», поэтому законом обязанность обеспечить доступ инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома возложена на одно лицо - органы местного самоуправления.

На основании разработанного перечня мероприятий произведен сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ года

Согласно поступившим письмам Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года , от ДД.ММ.ГГГГ года проект правового акта, регламентирующего порядок реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года , находится на рассмотрении Администрации г. Ростова-на-Дону, в настоящее время не утвержден.

Вышеуказанные нарушения существенно ущемляют права ребенка-инвалида на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложения на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по обеспечению мероприятий по приспособлению общего имущества в МКД в целях обеспечения условий доступности для ребенка-инвалида ФИО1

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону привести жилое помещение и общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает ребенок-инвалид ФИО1 в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в РФ путем: устройства съездов с тротуара на проезжую часть; увеличения размеров входной площадки на входе в подъезд и монтаж пандуса и лестницы; устройства нескользящего покрытия входной площадки и лестницы; монтажа ограждения входной площадки и поручней на лестнице; устранения перепада высот в тамбуре; приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалида в тамбуре на первом этаже; увеличения дверного проема и устранение перепада высоты на входе в квартиру; адаптации санитарно-гигиенического помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.

Судья