Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
630099, <адрес>
Дело № | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
06 апреля 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи С.Л. Малахова
при секретаре О.А.Клыковой
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по иску Ерченко С. С. к мэрии <адрес>, правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Ерченко С.С. обратилась в суд с иском к мэрии <адрес>, просит суд обязать мэрию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в <адрес> по договору социального найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - <адрес>, поскольку истец постоянно проживает в <адрес> с 2006 года, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и в связи с отказом администрации <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в <адрес>, поскольку истец включена в такой список под № администрацией <адрес>.
В судебном заседании истец Ерченко С.С., ее представитель Синюкова Р.Н., действующая на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии <адрес>Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц администрации <адрес>, Министерства социального развития <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Ерченко С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что сторонами не оспаривается.
Постановлением главы администрации МО Журавский сельсовет <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ№ опекуном истца назначена ее тетя Розенталь З.А., за истцом закреплена жилая площадь по адресу: НСО, <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии Журавского сельсовета <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, в связи с чем, истец поставлена на внеочередной учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади под №, что подтверждается Постановлением администрации Журавского сельсовета <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ№-а. В дальнейшем, Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№Ерченко С.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под №.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пункт 4 указанной статьи устанавливает обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
К таким обстоятельствам закон относит проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); непригодность жилых помещений для постоянного проживания или несоответствие установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; а также иные обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Истец с 2006 года постоянно проживает на территории <адрес>. В период обучения в Аграрном университете с 2006 по 2011 года истец проживала в общежитии университета по адресу: <адрес>, комната №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала по <адрес> двоюродного брата - Розенталя А.В.
Впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в общежитии по <адрес>, комната 506.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по у. Линейная, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ имеет по указанному адресу постоянную регистрацию. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Розенталь О.В., Ломова С.В., данными ими в судебном заседании. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, у суда не имеется.
Поскольку истец длительное время постоянно проживает на территории <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел опеки и попечительства Центрального административного округа <адрес> с заявлением о запросе учетного дела о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда из <адрес> НСО для дальнейшего включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, как лицо из указанного списка, постоянно проживающее на территории <адрес> и имеющее постоянную регистрацию на территории Центрального административного округа <адрес>, однако, отдел опеки и попечительства Центрального административного округа <адрес>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу во включении в вышеуказанный список, в обоснование отказа указав, что оснований для исключения ее из соответствующего списка по <адрес> НСО не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом органа опеки, Ерченко С.С. обратилась к Главе администрации Центрального административного округа <адрес> с заявлением о предоставлении ей по месту жительства в <адрес> благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> НСО и в связи с постоянным проживанием на территории <адрес>.
Письмом Главы администрации Центрального административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№Ерченко С.С. было отказано в предоставлении жилого помещения на вышеуказанных основаниях, поскольку истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> НСО, и не включена в соответствующий список в <адрес>.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Согласно пункта 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из домовой книги, Ерченко С.С. имеет постоянную регистрацию на территории <адрес> по адресу: <адрес>, таким образом, указанный адрес регистрации, в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, признается судом местом жительства истца.
Исходя из анализа положения статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 20 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения на территории <адрес>, как относящейся к категории лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку факт постоянного проживания истца на территории <адрес> нашел свое подтверждения в процессе судебного разбирательства.
То обстоятельство, что истец первично поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории <адрес> НСО не может служить основанием для отказа в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по месту ее жительства в <адрес>.
Аналогичная позиция отражена Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражено, что определяя место жительства детей-сирот, судам нужно исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предоставление же жилого помещения указанной категории лиц исключительно по месту выявления и первичного закрепления ребенка является ошибочным, поскольку это противоречит федеральному законодательству, несмотря на то, что такой порядок был закреплен законодательством ряда субъектов Российской Федерации, регулирующим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением.
Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по месту жительства, и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из указанного Обзора, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Таким образом, и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).
В отношении доводов ответчика о необходимости порядка очередности предоставления жилья истцу, исходя из даты включения в сводный список суд, полагает указать, что действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей-сирот в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Списки формируются с достижения лицами 14 лет - для того чтобы своевременно предоставить жилое помещение им по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Доводы ответчика противоречат изложенному действующему законодательству, по смыслу которого жилыми помещениями должны быть своевременно без промедления обеспечены все нуждающиеся лица данной категории, в зависимости от жизненных обстоятельств - или с 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные исковые требования Ерченко С. С. - удовлетворить.
Обязать мэрию <адрес> обязать мэрию <адрес> предоставить Ерченко С. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в <адрес> по договору социального найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади за счет средств бюджета субъекта - <адрес>.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.Л. Малахов