Производство № 2-1888/2023
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
судьи Михалевич Т.В.,
при секретаре Завгородней А.Г.,
с участием представителя ответчика Гончаренко О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокол (Финяйкиной) М. В. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Администрации <адрес>, МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>» о признании незаконным бездействия и отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Сокол (Финяйкина) М.В. обратилась в суд с иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ заочным решением Сковородинского районного суда <адрес> ее родители ФВ* и ФВ* лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации <адрес>№ истец определена, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в государственное учреждение для детей сирот. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением МО <адрес>№ постановлено поставить на очередь по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца, ФВ*. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <адрес> постановлено включить истца в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ВВ*. С ДД.ММ.ГГГГ истец обучается в отделении № ГПОАУ <адрес> «<адрес> колледж сервиса и торговли» по очной форме обучения. Жилых помещений на праве собственности не имеет, договор социального найма жилых помещений с истцом не заключался. ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца Управление образования <адрес> сообщило письмом №, что она не включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, этим же письмом было предложено представить заявление о включении в указанный список с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ истцом были направлены заявления о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями, в адреса <адрес>, МКУ «Комитет по делам образованию и делам молодежи Администрации <адрес>, Министру социальной защиты населения <адрес>. До настоящего времени ответы на обращения не получены, то есть фактически истцу отказали во включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. В настоящее время истец проживает в <адрес>, жилых помещений в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. Просит признать бездействие и отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> во включении Сокол М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным; обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> включить Сокол М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня вынесения решения суда; обязать администрацию <адрес> предоставить Сокол М.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее <данные изъяты> кв. метров и не более <данные изъяты> кв. метров, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание не явилась истец Сокол (Финяйкина) М.В., ее представители, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представителем истца подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца и ее представителя.
Ранее в судебном заседании представители истца на доводах иска настаивали, просили иск удовлетворить. Дополнили, что заявление о включении истца в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не было получено Министерством социальной защиты <адрес>, однако юридическое лицо несет риск неполучения юридически значимых сообщений. Отказ ответчика заключается в том, что не был направлен ответ на заявление истца о включении в данный список. Имеется постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о включении в список детей сирот – Финяйкину, но это постановление не исполнено, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено о необходимости представить документы на включение в данный список. Полагают, что истец имеет право на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в том числе и по нынешнему месту жительства.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнила, что истец с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории <адрес>, повторное включение в данный список законом не предусмотрено. Истцом не представлено доказательств того, что <адрес> является ее постоянным местом жительства, кроме того права истца на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений может быть реализовано на территории <адрес>.
Согласно отзыву на исковое заявление представителя ответчика Администрации <адрес>, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. В настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории.
В судебное заседание не явились представители ответчиков - МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>», Министерства социальной защиты населения <адрес>, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Из отзыва представителя Министерства социальной защиты населения <адрес> следует, что государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа установлены статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящее время жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются только при условии включения лица в соответствии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Министерство является уполномоченным органом по формированию свободного списка на территории <адрес>. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа. Таким образом, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает заявительный характер с предоставлением определенного Правилами пакетом документов. Однако вопреки доводам искового заявления заявление Сокол М.В. о включении в список в министерство не поступало, также не поступали документы и заявление от органа местного самоуправления для решения вопроса о включении истца в список. В отношении истца министерство какого-либо решения не принимало, соответственно нарушений прав истца на включение в список со стороны министерства допущено не было. Сведений о том, что министерством получено заявления истца, в материалы дела не представлено. В связи с чем оснований для признания бездействия министерства не имеется. Требования о возложении обязанностей на министерство включить истца в список также считают не подлежащими удовлетворению, поскольку решение вопроса о включении истца в Список относится к исключительной компетенции уполномоченного органа - министерства. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.3 Порядка). Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области. Пунктом 5 Порядка определено, что для предоставления жилых помещений дети-сироты обращаются в орган местного самоуправления по месту принятия на регистрационный учет (на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ) указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения. Как следует из искового заявления, постановлением МО <адрес>№ Сокол М.В. была поставлена на очередь по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, истец в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не была включена, не обращалась по достижению ею 18 лет в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения. Таким образом, истец не предпринимала действий, направленных на обеспечение ее жилым помещением, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом обстоятельств, свидетельствующих о наличии затруднений в социальной адаптации, отсутствии реальной возможности реализации своих жилищных прав, наличии существенных препятствий, не позволивших в период с достижения совершеннолетия и по настоящее время воспользоваться государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истцом не приведено. На момент обращения в управление образования администрации <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) для решения жилищного вопроса, как лицо, относящееся к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец достигла возраста 25 лет. В этой связи полагают, что с достижением возраста 25 лет истец утратила право на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц - <адрес>, Управление образования <адрес>, МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>», в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ее представителей, представителей ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
До ДД.ММ.ГГГГ часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяла, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, кроме иных категорий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изложена в новой редакции, вступающей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», которым утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно пункту 2 данных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Пунктом 3 Правил определено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, как ранее действовавшее, так и действующее в настоящее время законодательство предусматривало и предусматривает исключительно заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Вступление в действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым он не был поставлен на учет для получения жилого помещения.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1215-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Г. и С.С.Ю. на нарушение их конституционных прав пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и абзацем четвертым пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» указано, что Положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1229-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 89-О).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения содержатся в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ч. 1 которой Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В <адрес> указанным уполномоченным органом является Министерство социальной защиты населения <адрес>.
По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ).
Вместе с тем, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Аналогичная норма предусмотрена п. 10 ст. 4 Закона <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 397, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет. Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В судебном заседании установлено, что Финяйкина М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители ФВ* и ВВ*, что подтверждается копией свидетельства о рождении <данные изъяты>№, выданном ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВВ* и ФВ* лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних Финяйкиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Финяйкиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Финяйкина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Финяйкина М. В. определена в государственное учреждение для детей-сирот.
На основании постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Финяйкина М. В. поставлена на очередь по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, как оставшаяся без попечения родителей.
Постановлением главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Финяйкина М. В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием у несовершеннолетней жилого помещения.
ФВ* умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ; ФВ* умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ОТ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между Финяйкиной М.В. и Сокол А.А. оглы ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак, после заключения брака Финяйкиной М.В. присвоена фамилия Сокол, что подтверждается записью акта о заключении брака.
Как следует из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ, Сокол М.В. обучается в отделении № ГПОАУ <адрес> «Амурский колледж сервиса и торговли» по очной форме обучения, с ДД.ММ.ГГГГ на 3 курсе, предполагаемый срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.
Сокол М.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в управление образования администрации <адрес> с обращением, на которое ей ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не включена в список лиц указанный категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Сокол М.В. в адрес <адрес> направлено заявление о предоставлении в ее адрес справки о заключении (незаключении) с нею и ее родителями ФВ*, ФВ* договоров социального найма жилых помещений на территории <адрес> и <адрес>. Сведений о получении указанного обращения адресатом в материалы дела не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ Сокол М.В. в адрес Министерства социальной защиты населения <адрес> направлено заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сведений о получении указанного заявления адресатом в материалы дела не представлено.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Сокол М.В. в адрес МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>» подано заявление о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории <адрес>.
Согласно информации председателя МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в орган опеки и попечительства заявление Финяйкиной (Сокол) М.В. о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории <адрес>, поступило ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, было ли отменено постановление <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Сокол (Финяйкиной) М.В. нет. При поступлении заявления и приложенных документов она была проинформирована, что необходимо предоставить документы, подтверждающие исключение из списка детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, на территории <адрес>. Указанные документы в адрес органа опеки и попечительства не поступили.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Сокол М.В. в Администрацию <адрес> подано заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указанное заявление было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сокол М.В. в адрес Министерства социальной защиты населения <адрес> направлено повторное заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указанное заявление было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истец в возрасте до 18 лет, осталась без попечения родителей в связи с лишением родителей родительских прав, при этом до достижения возраста 23 лет была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление на момент рассмотрения гражданского дела не отменено, не изменено, не было признано недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ данный факт признается основанием для сохранения права истца на внеочередное предоставление жилого помещения после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконными бездействия и отказа Министерства социальной защиты населения <адрес> во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также возложении на Министерство социальной защиты населения <адрес> обязанности включить Сокол М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец указывает на то, что на ее обращения в адрес ответчика ей не был дан ответ, что расценивается истцом как отказ и бездействие ответчика.
Вместе с тем, в силу положений п.13, 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из представленных в материалы дела обращений Сокол М.В. в адрес Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное обращение не было получено ответчиком; при этом обращение от ДД.ММ.ГГГГ было получено ответчиком, но на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не истек установленный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ срок для принятия министерством какого-либо решения в отношении истца, таким образом, оснований для признания отказа ответчика либо его бездействия незаконным, и возложения на ответчика обязанности включить истца в список не усматривается, в связи с чем в данной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, суд полагает следующее.
Из представленных в материалы дела доказательств установлено, что истец на основании постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Обращаясь с заявлением о включении в список детей-сирот и лиц, к ним приравненных, в Министерство социальной защиты населения <адрес>, Администрацию <адрес>, Сокол М.В. не указывает на то, когда именно ею было изменено постоянное место жительства.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Доказательств обращения с заявлением в администрацию <адрес> об исключении истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с изменением места жительства и места регистрации, в материалы дела представлено не было.
Добровольный выезд истца в <адрес> для прохождения обучения в отделении № ГПОАУ <адрес> «<данные изъяты> колледж сервиса и торговли», при отсутствии достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих, что именно <адрес> в настоящий момент является постоянным местом жительства истца, основанием для обеспечения жилым помещением на территории <адрес> в настоящий момент отсутствуют.
При этом суд также учитывает, что совершеннолетия истец достигла ДД.ММ.ГГГГ, в ходе рассмотрения настоящего спора истцом суду не представлено никаких доказательств, подтверждающих тот факт, что до достижения 23-летнего возраста она сама лично, либо иные лица в ее интересах, обращались в компетентные органы, либо предпринимали попытки такого обращения, с целью реализации предоставленных государством жилищных гарантий лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об исключении из списка лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории <адрес> и включении в список на территории <адрес>, и по объективно не зависящим от них причинам это право истца не было реализовано.
Как следует из материалов дела, Сокол (Финяйкина) М.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, однако не исключена из списка лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории <адрес>, с заявлением в письменной форме об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список в <адрес> с момента достижения совершеннолетия и по дату подачи искового заявления, то есть более семи лет, истец не обращалась, во включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории <адрес> истцу отказано не было.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Сокол (Финяйкиной) М.В. к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте <адрес> удовлетворению не подлежат.
Поэтому, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения настоящих исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сокол (Финяйкиной) М. В. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Администрации <адрес>, МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>» о признании незаконным бездействия и отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.В. Михалевич
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ