№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о взыскании возмещения за нежилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании с Муниципального образования «Город Пермь» денежные средства в счет возмещения за нежилое помещение (<данные изъяты> по адресу: <Адрес>, в размере 2 578 680 руб. компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт – 117 515 руб., убытки, возникающие при изъятии жилого помещения- 213 853 руб. В обоснование требований указала, что является собственником нежилого помещения <данные изъяты> жилого дома по адресу: <Адрес>. Указанный жилой дом согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим реконструкции; однако ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени никакие действия по реконструкции не производились. Многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п (с изменениями на 28.10.2019). В настоящее время осуществлено лишь частичное переселение собственников из многоквартирного дома, дом не снесен. ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о выплате выкупной цены за нежилое помещение, ДД.ММ.ГГГГ на заявление дан ответ, в котором указано, что возмещение за нежилые помещения не предусмотрены ст. 32 ЖК РФ, рекомендовано обратиться в суд. В целях определения размера возмещения за нежилое помещение, истец обратилась к ИП ФИО3, согласно выводам которого, изложенным в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, размер возмещения за нежилое помещение с учетом рыночной стоимости нежилого помещения в аварийном доме составляет 2 578 680 руб., компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 117 515 руб., убытки, возникающие при изъятии жилого помещения- 213 853 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие; в предварительном судебном заседании пояснила, что в данное время дом фактически расселен, из 16 квартир остались только 2. В доме отключено отопление. В нежилом помещении, принадлежащем истцу, ранее располагался магазин. ДД.ММ.ГГГГ пришлось ИП закрыть, поскольку помещением стало невозможно пользоваться.
Ответчик администрация г. Перми представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее направлен отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В отзыве также указано на то, что данный дом включен в региональную адресную программу по переселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, срок расселения до конца 2020 года. Обязанность по изъятию помещения возникает у органа местного самоуправления на основании решения об изъятии земельного участка. Однако решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка истца для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, основания для выкупа спорного жилого помещения у истца отсутствуют, иное соглашение между сторонами по спорному вопросу не достигнуто. В настоящее время собственникам жилых помещений в указанном доме направлялось распоряжение о сносу, часть жилых помещений в указанном доме изъяты путем выкупа.
Ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми представителя в судебное заседание не направили, извещен судом надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании акта приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Главы г. Перми №-р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно распоряжению Главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО1 разрешено переоборудование жилой квартиры <Адрес> в нежилое помещение с целью размещения магазина по продаже товаров народных промыслов и произведений живописи и искусства (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ заключением № администрации <данные изъяты> многоквартирный дом по <Адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 13-15).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми собственникам жилых помещений в <Адрес> предписано освободить занимаемые жилые помещения в течение шести месяцев с момента получения уведомления, подать заявление на получение разрешения на реконструкцию в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке в течение шести месяцев с момента получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано уведомить собственников о принятом решении (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 подано заявление в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с просьбой произвести выплату рыночной стоимости нежилого помещения (л.д. 17), на которое ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что возмещение за нежилое помещение, принадлежащее истцу, не предусмотрено ст. 32 ЖК РФ (л.д. 18).
Из представленного истцом отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ИП ФИО3, следует, что рыночная стоимость нежилого помещения, назначение нежилое, <данные изъяты> кадастровый № с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанного помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья, а также величины убытков, возникающих при изъятии нежилого помещения, адрес (местонахождение) объекта: <Адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ округленно составляет 2 910 048 руб., в том числе рыночная стоимость – 2 578 680 руб., компенсация за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья – 117 515 руб., стоимость убытков, возникающих при изъятии нежилого помещения – 213 853 руб. (л.д. 19-144).
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Положениями ч. 6 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из ч. 9 ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Согласно разъяснениям, имеющимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
На основании вышеприведенных положений жилищного законодательства Российской Федерации суд приходит к выводу, что при признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, изъятию подлежат не только жилые помещения, но и нежилые помещения, поскольку их самостоятельное использование становится невозможным, и в данном случае положения ст. 32 ЖК РФ подлежат применению к возникшим правоотношениям между ФИО1 и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ в случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Таким образом, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, при изъятии под таким домом земельного участка для муниципальных нужд, изъятию также подлежат и нежилые помещения, расположенные в указанном доме, с выплатой возмещения в пользу их правообладателей органами местного самоуправления.
При этом суд приходит к выводу о том, что несмотря на отсутствие распоряжения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, администрацией г. Перми начата процедура изъятия помещений в доме: в адрес собственников направлены уведомления о необходимости сноса аварийного дома (собственником ФИО1 такие действия не выполнены); в период с момента истечения срока для сноса дома, и до рассмотрения настоящего дела разумные сроки для выполнения процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ истекли; часть жилых помещений в указанном доме изъяты путем выкупа.
Принимая во внимание, что на сегодняшний день дом включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утв. постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п «Об утверждении региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы», а также не оспоренные стороной ответчика обстоятельства фактической невозможности использования нежилого помещения ввиду аварийности жилого дома согласно заключению межведомственной комиссии при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также распоряжению начальника Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, отсутствием доказательств проведения мероприятий по поддержанию здания и приведению его в работоспособное состояние, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца с администрации г. Перми возмещения за нежилое помещение.
При определении размера возмещения суд считает возможным принять оценочный отчет, представленный истцом, поскольку оснований не доверять данному отчету у суда не имеется, он соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию возмещение в размере 2 578 680 руб. за нежилое помещение <данные изъяты> расположенное по адресу: <Адрес>
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.
На основании изложенного требования о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 117 515 руб., а также о взыскании убытков, возникающих при изъятии нежилого помещения в размере 213 853 руб. также подлежат удовлетворению, размер которых определен в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не оспорен.
При этом следует отметить, что ответчиком не было представлено доказательств того, что с момента постройки многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме прежним собственником (государством или муниципальным образованием) был произведен капитальный ремонт, то есть не доказано исполнение наймодателем по отношению к лицу, ставшему первым приобретателем помещения, обязанности по проведению капитального ремонта дома.
Поскольку решением суда фактически производится изъятие нежилого помещения, после выплаты возмещения решение суда является основанием для прекращения права собственности истца на нежилое помещение и возникновения права муниципальной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г. Перми в пользу ФИО1 выкупную цену за нежилое помещение (встроенные помещения, лит А) площадью 40,3 кв.м., на 1 этаже 2-х этажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес> в размере 2 578 680 руб., компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт – 117 515 руб., убытки, возникающие при изъятии нежилого помещения – 213 853 руб.
Решение суда после выплаты выкупной цены является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на нежилое помещение <данные изъяты> жилого дома, расположенное по адресу: <Адрес> и возникновения права муниципальной собственности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Чикулаева
<данные изъяты>.