ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1889/2021 от 05.04.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1889/2021

УИД 75RS0001-02-2021-001407-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чита 5 апреля 2021 года

Центральный районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гусмановой И.С.,

при секретаре Фёдоровой О.А.,

с участием:

представителя истца ФИО5,

ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», ФИО2 о признании незаконным заключения трудового договора, прекращении действия трудового договора,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой края в ходе проверки по обращению ФИО4 о несогласии с назначением на должность муниципальной службы без проведения конкурса должностного лица в комитете городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Аналогичные положения закреплены в ст.44 Устава городского округа «Город Чита». Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита, принятым решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 70 (далее - Положение).

В соответствии с ч.2 раздела I Положения вакантной должностью муниципальной службы признается не замещенная муниципальным служащим должность муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа, предусмотренная штатным расписанием соответствующего органа местного самоуправления городского округа.

На основании трудового договора с муниципальным служащим приказом и.о. председателя комитета от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята на неопределенный срок на вакантную должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета с ДД.ММ.ГГГГ. В Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае должность, замещаемая ФИО2, отнесена к главной группе должностей муниципальной службы.

Назначение ФИО2 на должность муниципальной службы произведено без проведения конкурса.

Вместе с тем Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы не проводится.

Учитывая изложенное, заключению трудового договора на должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета должен предшествовать конкурс.

Конкурс в органах местного самоуправления городского округа объявляется руководителем соответствующего органа местного самоуправления либо представителем руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия нанимателя (п.5 раздела I Положения).

При наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя (представителя нанимателя, руководителя соответствующего органа местного самоуправления), а от правил указанного Положения.

На основании ст. 33 Федерального закона № 25-ФЗ в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.

В соответствии с Положением о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского округа «Город Чита», ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах», утвержденным постановлением администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, кадровый резерв представляет собой список лиц, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим должностям муниципальной службы. Основными принципами формирования кадрового резерва являются обеспечение равного доступа граждан Российской Федерации к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; единство основных требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.

Кадровый резерв является одним из источников для замещения вакантных должностей муниципальной службы главных, ведущих и старших групп должностей в администрации городского округа «Город Чита», ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах.

Таким образом, вакантная должность муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» может быть занята по результатам проведения конкурса, либо путем предложения данной должности гражданину, зачисленному в кадровый резерв без проведения конкурса.

В кадровом резерве муниципальной службы ФИО2 не состояла.

При указанных обстоятельствах комитетом не обеспечено соблюдение принципа равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, который установлен п. 2 ст. 4 Федерального закона № 25-ФЗ.

Таким образом, заключение трудового договора комитетом с ФИО2 произведено с нарушением законодательства о муниципальной службе и основных принципов указанной сферы на равный доступ граждан к муниципальной службе.

В результате незаконных действий комитета нарушено конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право неопределенного круга лиц на равный доступ к муниципальной службе.

Прокурор просил суд признать незаконным заключение комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 Прекратить действие трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» с ФИО2 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца прокурор отдела прокурора Забайкальского края ФИО5, действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ФИО6, действующая на основании доверенности, ответчик ФИО2 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» носит диспозитивный характер, т.к. в ней говорится о наличии права, а не обязанности по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Закон Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» предусматривает обязательное проведение конкурса только при подборе кандидата на замещение должности руководителя администрации городского округа «город Чита».

Аналогичные нормы содержатся и в муниципальных нормативно-правовых актах. Устав городского округа «Город Чита», Положение о муниципальной службе в городском округе «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 22.10.2009 № 158, Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 71, решение Думы городского округа «Город Чита» от 19.09.2019 № 16 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на замещение должности руководителя администрации городского округа «Город Чита», Положение о Контрольно-счётной палате городского округа «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 29.09.2011 № 182 соответствуют вышеуказанным федеральным и региональному законодательству.

Таким образом, решение о назначении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы принимается непосредственно представителем нанимателя (работодателем), которым являются Глава городского округа, руководители органов местного самоуправления городского округа, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации городского округа «Город Чита». В случае принятия решения о проведении конкурса представитель нанимателя (работодатель) руководствуется Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятым решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 70.

В связи с этим положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», утвержденное решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 70, не содержит и не должно содержать перечень должностей, при замещении которых должен проводиться конкурс. Полагали требования прокуратуры Забайкальского края незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. По смыслу указанной правовой нормы, проведение конкурса не является безусловным.

В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (ст. 33 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Судом установлено, что на основании трудового договора с муниципальным служащим от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между представителем нанимателя (работодателем) в лице и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ФИО7 и гражданкой РФ ФИО2, на должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» принята ФИО2 Трудовой договор заключен на неопределенный срок (л.д.____).

Приказом комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ-п ФИО2 принята на должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).

Назначение ФИО2 на должность муниципальной службы было произведено без проведения конкурса.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 №70 утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» (далее – Положение).

Указанным Положением определен порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа.

В силу ст. ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки (ч. 1).

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ч.2).

Законом Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» предусмотрены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с категориями и группами должностей муниципальной службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. Законом Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК обязательное проведение конкурса на соответствие кандидата квалификационным требованиям предусмотрено только на замещение должности руководителя администрации городского округа.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при приеме ФИО2 на работу имели место какие-либо нарушения, предусмотренные вышеприведенными нормами, в том числе нарушения требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должности муниципальной службы, которые исключали бы возможность продолжения работы истца в занимаемой должности.

По смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). Действующее федеральное законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предъявляет. Аналогичным образом урегулирован вопрос о проведении конкурса и в законодательстве субъекта Российской Федерации, а также муниципальных нормативных правовых актах: Устав городского округа «Город Чита», Положение о муниципальной службе в городском округе «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 22.10.2009 № 158, Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 71, решение Думы городского округа «Город Чита» от 19.09.2019 № 16 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на замещение должности руководителя администрации городского округа «Город Чита», Положение о Контрольно-счётной палате городского округа «Город Чита», принятое решением Думы городского округа «Город Чита» от 29.09.2011 № 182.

Таким образом, нормы об обязательном проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы на дату назначения ФИО2 на должность не содержались ни в федеральных, ни в краевых, ни в местных нормативных актах, вследствие чего назначение ответчика на должность без проведения конкурса закону не противоречило.

Оснований для прекращения трудового договора с ФИО2 не имеется, ею были представлены все необходимые документы, она полностью отвечает требованиям, предъявляемым к должности, которую занимает.

В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку ни ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», ни Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» не предусматривают проведение конкурса в обязательном порядке, следовательно, необходимость в проведении конкурса остается на усмотрение работодателя. Перечень случаев, закрепленный в ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, не содержит такое основание как назначение на должность без проведения конкурса. Правовые основания для увольнения ФИО2 на основании п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствуют. Истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не доказаны ни нарушение правил заключения с ФИО2 трудового договора, ни невозможность продолжения ею работы, при том, что судом установлено и истцом не оспорено соответствие уровня образования ответчика предъявляемым квалификационным требованиям.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доводы истца основаны на ошибочном толковании закона, а потому подлежат отклонению. Оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: И.С. Гусманова

Решение суда принято в окончательной форме 30.04.2021.