ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/13 от 27.03.2013 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ступникова В.Н. при секретаре Матвеевой О.В., с участием представителя заявителя ФИО3, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 к Администрации <адрес> и к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании противоречащим закону постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения проекта красных линий в пределах земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО10 3. А., о понуждении выдать разрешение на строительство объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, обращаясь в суд с вышеуказанным иском к Администрации <адрес>, свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1377 кв.м., по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>. Администрация <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление № «Об утверждении проекта красных линий на территории <адрес>», которое ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в официальном вестнике газеты «<адрес>» (25191). В феврале 2012г. она обратилась в Администрацию <адрес> за разрешением на строительство жилого дома. Однако в этом ей было отказано, поскольку проектируемый жилой дом, расположен за пределами допустимого размещения объектов капитального строительства. Указанное постановление противоречит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; ст. 11 Устава <адрес>; подпункту 11 п. 11 ЗК РФ; п. 2.20 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, нарушает её законные права и интересы, определённые ст.ст. 209, 263 ГК РФ, ст.ст. 40, 43 ЗК РФ. В соответствии с утверждённым планом красных линий часть её земельного участка стала находиться за красной линией и входит в территорию общего пользования и дорог ТР-2. В соответствии со ст. 37.1 Правил землепользования и застройки <адрес>(утв. Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ) действие градостроительных регламентов не распространяется в границах территорий общего пользования. Границы территорий общего пользования определяются красными линиями. Территория ТР-2 предназначена для размещения магистральных улиц и дорог всех категорий, городских площадей. Осуществление индивидуального жилищного строительства на территории ТР-2 правилами не предусмотрено. Согласно п.п. 3.4 и 3.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ), красные линии обязательны для соблюдения и субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Из содержания п. 7 ст. 36 ЗК РФ и п.п. 3.4 и 3.6 названной Инструкции следует, что места для размещения объектов капитального строительства определяются с учётом красных линий. Следовательно, проектируемый объект капитального строительства не должен выходить за красные линии. До принятия постановления красные линии в отношении земельного участка по 9-му Проезду, <адрес> не устанавливались. Таким образом, вышеназванное постановление препятствует получению в установленном законом порядке разрешения на строительство жилого дома, а, следовательно, и его строительства, на части земельного участка, которая находится за красной линией. На основании изложенного истица просила признать постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения проекта красных линий в пределах земельного участка по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>, с кадастровым номером 37:24:03 06 16:0001, принадлежащего на праве собственности ФИО10 3. А., не соответствующим ч. 3 ст. 15 Конституции РФ; подпункту 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ; п. 2.20 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации ( утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ; п. 3.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ); ст. 11 Устава <адрес>; - признать недействительным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения Проекта красных линий в пределах земельного участка по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>, с кадастровым номером 37:24:03 06 16:0001, принадлежащего на праве собственности ФИО10 3. А., с даты его принятия - ДД.ММ.ГГГГ; -обязать ответчика выдать разрешение на строительство объекта по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>, в соответствии с разработанной обществом с ограниченной ответственностью Проектная мастерская «Аркада» схемой планировочной организации земельного участка 07/12-1-11, входящей в состав пакета документов, представленного в Администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-7-11. 92-96).

ФИО1 в суд не явилась, поскольку её интересы представляет ФИО3 В судебном заседании он требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении (л.д.-119).

Представитель Администрации <адрес>ФИО4 в суд не явилась. В письменном отзыве просила рассмотреть дело в её отсутствие и указала, что иск не признаёт. Отметила, что истцом не конкретизирована норма права, имеющая большую юридическую силу, и которой противоречит постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Пункт 2.20 инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Пост.Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1500 указывает на опубликование основных положений любого вида градостроительной документации после ее утверждения. В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30) при проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом РФ и нормативными правовыми актами РФ в области градостроительства, иным законодательством РФ, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ст. 11 Устава <адрес> содержит положения о вступлении в силу муниципальных правовых актов <адрес>. Однако заявитель не указывает в чем именно имеется противоречие оспариваемого нормативного акта. В соответствии со своей компетенцией по решению вопросов местного значения Администрация <адрес> приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ, разместила его на официальном сайте http://ivgoradm.ru/ и опубликовала в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ(25191). Полномочия Администрации <адрес> на принятие оспариваемого решения закреплены ст. 8 ГрК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст.8, 49 Устава <адрес>. Выдача разрешения на строительство либо отказ в его выдаче регламентируется ст.51 ГрК РФ, а не обжалуемым постановлением. В случае признания названного постановления незаконным, указанное обстоятельство не порождает обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство. Отсутствие красных линий не свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающих право осуществлять строительство, реконструкцию жилого помещения. Таким образом, истец необоснованно и незаконно заявляет требование о выдаче разрешения на строительство (л.д.-40-44).

По ходатайству представителя ответчика ФИО4 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика было привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (л.д.-47).

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>ФИО5 иск не признала. В письменном отзыве и в устных показаниях указала, что оспариваемое постановление не противоречит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Данная норма гласит о том, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, а ст. 11 Устава <адрес> регламентирует порядок вступления в силу муниципальных правовых актов <адрес>. В своём заявлении истец не оспаривает, что указанное постановление было опубликовано в газете. ДД.ММ.ГГГГ между управлением архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> и ООО «База» был заключен муниципальный контракт на разработку градостроительной документации. Основанием для разработки проекта красных линий являлись Генеральный план <адрес> (утв. решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ), а также Правила землепользования и застройки <адрес>(утв. решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ). Разработанный ООО «База» проект красных линий обусловил издание Администрацией <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта красных линий на территории <адрес> и о проведении публичных слушаний на территории <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ графический материал предполагаемого к утверждению проекта был размещен на официальном сайте администрации города (www.ivgoradm.ru) для ознакомления и внесения предложений. В ходе обсуждения проекта поступившие предложения рассмотрены управлением архитектуры и градостроительства и с учетом существующей градостроительной документации (Генерального плана и Правил землепользования и застройки города) отражены в предложенном для утверждения проекте. Итоговое обсуждение проекта состоялось в фойе ЦКиО <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ В публичном обсуждения проекта красных линий <адрес> приняли участие 30 человек. Заключение по результатам публичных слушаний по проекту красных линий на территории <адрес> было опубликовано в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (25181). Оспариваемое постановление принималось при непосредственном участии населения <адрес>. Права, предусмотренные п.1 ст.263 ГК РФ осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. ДД.ММ.ГГГГ в управление архитектуры и градостроительства поступило заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. При проверке было установлено, что проектируемый объект - индивидуальный жилой дом, расположен за пределами мест допустимого размещения объектов капитального строительства. На основании изложенного, в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство указанного объекта заявителю было отказано. ФИО1 неоднократно обращалась в Советский районный суд с исковыми заявлениями о признании наличия ограничений прав собственника земельного участка, о признании незаконными действий Администрации <адрес>. Однако в удовлетворении заявленных требований решениями Советского районного суда было отказано в полном объеме. С учетом изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.-88-91, 119, 120,124).

Заслушав представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО5, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу о неправомерности заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>-А, с кадастровым номером 37:24:03 06 16:0001, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство. Данный участок предоставлен ей на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого постановления ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор купли-продажи указанного участка (л.д.-18-20). Согласно п. 3.1. договора, ограничений использования и обременения участка на момент заключения договора купли-продажи не установлено, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 37-АА от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-21).

Из чертежа градостроительного плана (л.д.23), схемы планировочной организации(л.д.24) и ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-17) видно, что указанный земельный расположен в двух территориальных зонах: Тр-2 - зоне магистральных улиц и дорог находится часть земельного участка ориентировочной площадью 350 кв.м. и Ж-1 - в зоне индивидуальной жилой застройки находится часть земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу. Однако в выдаче разрешения на строительство дома в той части участка, которая находится в границах красных линий ей было отказано, поскольку проектируемый объект находится за пределами мест допустимого размещения объектов капитального строительства, обозначенных на чертеже градостроительного плана земельного участка №- RU 37302000-00000000001548, утверждённым приказом управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются ответом от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-16).

ФИО1 полагала, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта красных линий на территории <адрес>» препятствует ей в получении разрешения на строительство и строительстве жилого дома.

Проверив указанные доводы, суд признал их неправомерными по следующим основаниям.

Так, в силу ч.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст.ст.13,251,253 ГПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону. Суд устанавливает соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Из п.п.9, 17,18, 19, 20 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с посл. изм.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Проверяя полномочия органа необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц; если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.

С учётом вышеуказанных требований установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между управлением архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> и ООО «База» был заключен муниципальный контракт на разработку градостроительной документации. Предметом данного контракта являлась разработка проекта красных линий на территории <адрес> в целях последующей передачи его заказчику. Основанием для разработки проекта красных линий на территории <адрес> являлись Генеральный план <адрес> (утв. решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ л.д.-106), а также Правила землепользования и застройки <адрес> (л.д.108, 109) (утв. решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ). При этом следует обратить особое внимание на то, что решения Ивановской городской Думы, в соответствии с которыми утверждены Генеральный план <адрес>, а также Правила землепользования и застройки <адрес>, не отменены и в установленном законом порядке недействительными не признаны.

Проект красных линий, разработанный ООО «База», обусловил издание Администрацией <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта красных линий на территории <адрес> и о проведении публичных слушаний на территории <адрес>» (л.д.-110-112). Указанное постановление было опубликовано в официальном вестнике «<адрес>» ( л.д.-104).

ДД.ММ.ГГГГ графический материал для утверждения проекта был размещен на официальном сайте администрации города (www.ivgoradm.ru) для ознакомления и внесения предложений, что подтверждается справкой начальника управления информационных ресурсов Администрации <адрес> (л.д.-114).

В заключении о результатах публичных слушаний по проекту красных линий на территории <адрес>, опубликованном в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (25181), было указано, что для рассмотрения проект направлялся в ГИБДД УВД городского округа Иваново, в департамент культуры и культурного наследия <адрес>, а также в структурные подразделения Администрации <адрес> (комитет по транспорту и связи, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, управление благоустройства). С момента публикации до ДД.ММ.ГГГГ заинтересованные лица имели возможность внести предложения и замечания по проекту, а также до итогового обсуждения детально ознакомиться с проектом и получить квалифицированные разъяснения и консультации в управлении архитектуры и градостроительства <адрес>. В рамках обсуждения проекта была получена информация департамента культуры и культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ относительно необходимости определения красных линий в историческом ядре города по существующей застройке. А также предложения юридических и физических лиц (ООО «Элверт-Стройинвест», ФИО6, ФИО7, ФИО8 и т.д.) относительно прохождения красных линий по интересующим заявителей территориям (количество предложений - 8).

Внесенные предложения рассмотрены управлением архитектуры и градостроительства и с учетом существующей градостроительной документации (Генерального плана и Правил землепользования и застройки города) отражены в предложенном для утверждения проекте. Итоговое обсуждение проекта состоялось ДД.ММ.ГГГГ в фойе ЦКиО <адрес>). В рамках обсуждения участниками задавались вопросы относительно причин определения конкретных вариантов прохождения красных линий, перспектив градостроительного развития территорий. В публичном обсуждении участвовало 30 человек, что подтверждается протоколом публичного обсуждения проекта красных линий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Возражения по предложенному проекту не поступили. С учетом изложенного, а также, принимая во внимание разработку проекта на основании и в соответствии с Генеральным планом <адрес>, было рекомендовано утвердить проект красных линий на территории <адрес> (л.д.-113).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что проект красных линий принимался при непосредственном участии населения <адрес>, что для этого было обеспечено надлежащее информирование жителей города, выявлено общественное мнение, подготовлены предложения и рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Доводы ФИО3 о несоответствии указанного постановления ч.3 ст. 15 Конституции РФ подпункту 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, ст. 11 Устава <адрес>, п. 2.20 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ; п. 3.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ), суд признал их несостоятельными по следующим основаниям.

Так, ч.3 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Из ст.11 Устава <адрес> следует, что муниципальные правовые акты <адрес>, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов <адрес> устанавливается Уставом <адрес>. Официальным опубликованием муниципального правового акта <адрес> считается первая публикация его полного текста в газете "<адрес>" или в сборнике "Правовой вестник <адрес>".

В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление было опубликовано на официальном сайте администрации города http://ivgoradm.ru/ ДД.ММ.ГГГГ в официальном вестнике газеты «<адрес>» (25191)(л.д.-116). При этом из искового заявления ФИО1 видно, что она признаёт факт опубликования вышеуказанного постановления в газете «<адрес>» (25191). Также из подпункта 4.1 пункта 4 вышеуказанного постановления следует, что Администрацией <адрес> информационных ресурсов возложена обязанность размещения на официальном сайте Администрации <адрес> в сети интернет размещение графического изображения красных линий. Согласно ч.1 ст.7 Устава <адрес> по вопросам местного значения органами местного самоуправления <адрес> или должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты <адрес>. Таковыми согласно п.4 ч.1ст.8 Устава являются постановления и распоряжения Администрации <адрес>.

Довод ФИО3 о том, что в нарушение п. 2.20 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ) администрация после утверждения проекта плана красных линий не опубликовала графическую часть проекта красных линий в газете «<адрес>», является несостоятельным. Так, согласно указанному пункту опубликованию подлежат основные положения любого вида градостроительной документации после ее утверждения. Между тем, данный пункт не указывает, где конкретно должно быть произведено опубликование. Поэтому опубликование графической части плана красных линий в интернете не является нарушением указанной инструкции, а, следовательно, и отсутствует нарушение прав ФИО1

Между тем, из искового заявления и протоколов судебного заседания видно, что ФИО1 и её представитель ФИО3 фактически оспаривали не графическую часть проекта красных линий, а постановление «Об утверждении проекта красных линий на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ При этом ФИО3 не указывал каким законам не соответствует графическая часть, почему она является неправильной и по каким основаниям её следует признать недействительной. Кроме того, в просительной части искового заявления истица не просила признать графическую часть проекта красных линий недействительной. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в действительности истцом оспаривался сам факт установления красных линий на принадлежащем ей участке. Также из п.21 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с посл. изм.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Утверждение ФИО3 о том, что графическая часть проекта красных линий, опубликованная в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.-104) является нечитаемой, не может быть принято во внимание, поскольку в данной газете указано, что более подробную информацию можно получить на официальном сайте Администрации <адрес>.

При вышеназванных обстоятельствах следует вывод о том, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта красных линий на территории <адрес>» было опубликовано надлежащим образом.

Проверяя полномочия Администрации <адрес> на издание оспариваемого постановления, суд установил следующее. Так, согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В силу ст.ст. 8, 41 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Кроме того, согласно ст.ст. 14,15 N- 131 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст. 8, 49 Устава <адрес>, подп.25 п.3.1 Положения об администрации <адрес> к полномочиям органов местного самоуправления отнесены: утверждение генерального плана <адрес>, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана <адрес> документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес>, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования <адрес>, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подготовка документов территориального планирования и т.п.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с предоставленными полномочиями и компетенцией Администрации <адрес>.

Ссылка ФИО3 на нарушение ответчиками п.3.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ) признана несостоятельной. В частности, пункт 3.2. входит в раздел 3 «Общие положения» названной инструкции и в нём указано, что при проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области градостроительства, иным законодательством Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Доказательств того, что при разработке проекта красных линий ответчики не руководствовались вышеназванными документами, ФИО3 не представлено.

Утверждение ФИО3 о нарушении ответчиками подпункта 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ проверено и признано неправомерным. В частности, данная норма предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Принципы, перечисленные в ст. 1 ЗК, - это основополагающие правовые идеи, на базе которых должна формироваться вся нормотворческая деятельность в области земельного законодательства. Общие отраслевые принципы земельного законодательства, установленные в данной статье, основываются на общеправовых принципах, закрепленных Конституцией, и основных началах гражданского законодательства, дополняя и уточняя их (см. ст. 1 ГК). Принцип, установленный в подп. 11 п. 1, означает, что правовая регламентация реализации прав на землю должна основываться на взаимном интересе всех субъектов земельных правоотношений, находить воплощение в нормах земельного законодательства, регулирующих использование земельных участков правообладателями, и определять ограничения и требования, направленные на защиту и обеспечение интересов всего общества. В связи с чем, ограничения, установленные законом, нельзя расценивать, как нарушение прав гражданина. Поэтому в связи с соблюдением указанного принципа администрацией <адрес> проводились публичные слушания.

Суждение ФИО3 о том, что принятое постановление препятствует строительству дома там, где он хочет, не может быть принято во внимание по следующим основаниям. Так, согласно ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст.260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Также согласно ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и другими федеральными законами. Указанная норма регламентирует установление ограничений прав на землю в административном порядке, связанных прежде всего с обеспечением публичных интересов. Данные ограничения следует рассматривать в соотношении с устанавливаемой для земель или земельного участка категорией земель или разрешенным использованием. Положения п. 1 указанной статьи следуют ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также норме ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Поскольку право собственности на землю, реализация иных прав на землю основаны на общих положениях гражданского законодательства, указанная статья согласуется также с нормой ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Между тем, доказательств свидетельствующих об ограничении прав на землю, предусмотренных ст.56 ЗК РФ, у ФИО1 не имеется.

Градостроительный кодекс РФ (п. 9 ст. 1) вводит ограничение использования земельных участков посредством установления градостроительных регламентов, под которыми понимаются: устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из приведенных положений следует, что право осуществлять строительство недвижимого имущества, перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения строительных норм и правил. Подобная регламентация градостроительной деятельности в силу ст. 3 ГрК РФ необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами.

Земельный кодекс РФ в ст.42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в п. 2 ст.83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). Согласно п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,

С учётом вышеизложенного суд пришёл к выводу о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного акта и порядок его опубликования не нарушены, постановление принято компетентным органом в соответствии с предоставленными полномочиями и согласно законодательству.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 о признании противоречащим закону и признании недействительным Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения Проекта красных линий в пределах земельного участка по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО10 3. А., удовлетворению не подлежат, поскольку нарушений прав истца не установлено.

Требование истца о понуждении выдать разрешение на строительство объекта по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, 28а в соответствии с разработанным ООО Проектная мастерская «Аркада» схемой планировочной организации земельного участка, проверено и удовлетворению не подлежит, поскольку красные линии установлены правомерно и нарушений прав ФИО1 по настоящему спору не усмотрено.

В судебном заседании также установлено, что ранее ФИО1 обращалась в суд с иском о признании ограниченными прав на использование земельного участка по 9-му Проезду, 28 -А по его целевому назначению, а именно той его части, которая входит в территорию общего пользования Тр-2. Однако решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано (Дело ). Данное решение в вышестоящую инстанцию не обжаловалось. В тоже время ФИО1 обращалась с заявлением об отмене указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Между тем определением суда от 26. 06.2012г., оставленным без изменения определением Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении указанного заявления было отказано.

Также в суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращалась с заявлением в управление архитектуры и градостроительства о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Вместе с заявлением были приложены: свидетельство о государственной регистрации права; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Администрация <адрес> в соответствии с ч. 11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ провела проверку заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. После проверки было установлено, что в разработанной ООО Проектной мастерской «Аркада» схеме планировочной организации земельного участка с обозначением проектируемых зданий и сооружений, проектируемый объект - индивидуальный жилой дом, расположен за пределами мест допустимого размещения объектов капитального строительства, обозначенных на чертеже градостроительного плана земельного участка № RU37302000-00000000001548, утвержденного приказом управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-г. С учётом изложенного, в силу ч. 13 ст. 51 Гр РФ в выдаче разрешения на строительство указанного объекта заявителю было отказано.

В связи с отказом в выдаче указанного разрешения ФИО1 обратилась в Советский районный суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> о признании прав собственника земельного участка ограниченными и ограниченными считать права на ту часть участка по 9-му Проезду, <адрес> «А», которая расположена в границах красных линий, ориентировочной площадью 350 кв.м. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований было отказано. В ходе рассмотрения названного иска проверялись обстоятельства по факту отказа в выдаче разрешения на строительство. Поэтому в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При таких обстоятельствах требование ФИО1 выдать разрешение на строительство объекта удовлетворению не подлежит.

Довод ФИО3 о том, что заявитель в соответствии со ст. 304 ГК РФ имеет право требовать устранения всякого нарушения его прав, в том числе не соединённых с лишением владения не может быть принят во внимание, поскольку в судебном заседании не установлено нарушений прав собственника.

С учётом изложенного исковые требования ФИО1 о признании противоречащим закону и признании недействительным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения проекта красных линий в пределах принадлежащего ей земельного участка и о понуждении выдать разрешение на строительство объекта недвижимости удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> и к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании противоречащим закону и признании недействительным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения проекта красных линий в пределах земельного участка по адресу: <адрес>, 9-й Проезд, <адрес>, с кадастровым номером 37:24:03 06 16:0001, принадлежащего на праве собственности ФИО10 3. А., о понуждении выдать разрешение на строительство объекта недвижимости – оставить без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.Н. Ступников.