ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/16 от 04.08.2016 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-188/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2016 года г.п. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евлановой А.В.,

при секретаре А.,

с участием: представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-188/2016 по иску ФИО3 к ГП ЧАО «ЧукотАВИА» о выплате компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в суд с иском к ГП ЧАО «ЧукотАВИА» о выплате компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению (далее - ПСО), указав в обоснование заявленных требований, что он работает в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в должности <данные изъяты>. В составе экипажа воздушного судна он периодически осуществляет дежурства по ПСО или находится в резерве. Время пребывания на дежурстве и в резерве происходит в месте жительства. Дежурства осуществляются круглосуточно в течение 12 часов за каждую смену. До 01.03.2016г. ответчик учитывал время дежурства из расчета шести часов (50% фактического времени дежурства) и осуществлял компенсацию из расчета трехразового питания в размере 700 руб. за дежурство. С 01.03.2016г. вступил в действие Коллективный договор ГП ЧАО «ЧукотАВИА», в котором учитываемое рабочее время за дежурство уменьшилось до трех часов (из расчета 25% фактического времени дежурства).

25.02.2016г. ответчиком утверждено, а с 01.03.2016г. введено в действие Положение о возмещении расходов за питание членам экипажа воздушных судов авиационной эскадрильи ГП ЧАО «ЧукотАВИА» (далее - Положение), которым порядок компенсации затрат на питание ставится в зависимость от продолжительности рабочего времени. В пункте I «За дежурство по ПСО» Положения указано, что компенсация производится из расчёта 30% суточного рациона (одноразовое питание) в сумме 210 рублей, что, по мнению истца, противоречит пункту 4 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122. Как указывает истец, возмещение расходов на питание при нахождении на дежурстве является социальной гарантией, улучающей положение летного состава, и снижение данной гарантии не допускается исходя из того, что трудовое законодательство не допускает ухудшение положения работника по сравнению с существующими нормами без внесения соответствующих изменений уполномоченным органом.

Просит суд обязать ответчика при дежурствах по ПСО производить ему стопроцентную компенсацию за питание и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В процессе рассмотрения дела истец ФИО3 дополнил исковые требования требованием взыскать с ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в его пользу недополученную сумму компенсации за питание при дежурствах по ПСО за период с 01.03.2016г. по 31.03.2016г. в размере -- руб. (л.д.16).

В судебное заседание истец ФИО3 не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель истца по доверенности ФИО1 поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГП ЧАО «ЧукотАВИА» по доверенности ФИО2 исковые требования не признала и пояснила, что Коллективным договором ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2015 год было определено, что время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. В период действия Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2015 год, то есть до 01.03.2016г., ответчик учитывал время пребывания в дежурстве и в резерве в размере 50%, ночное время при дежурстве с 21.00 до 9.00 местного времени учитывал в размере 6 часов (п.24 Приложения №10). В п.5.1.3. Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2015 год было определено, что размер суточного рациона питания составляет 700 руб., компенсация за питание производится в соответствии с приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122. Так как время дежурства составляло 12 часов и учитывалось в размере 50%, то есть 6 часов, то компенсация за питание в период пребывания в дежурстве и в резерве производилась в размере 100% суточного рациона, то есть в размере 700 руб.

При принятии Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год ответчик привел его в соответствие с Приказом Минтранса РФ №139 и №122. В пункте 24 Приложения №10 к Коллективному договору ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год установлено, что время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время засчитывается в размере - 25 процентов. Ночное время при дежурстве с 21.00 до 9.00 местного времени засчитывается в размере 3 часов. В п.5.1.3. Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год определено, что размер суточного рациона питания составляет 700 руб., компенсация за питание производится в соответствии с приказом Минтранса РФ №122 от 30.09.2002г. и составляет 30% от размера суточного рациона, то есть 210 руб. (одноразовое питание). Полагает, что трудовые права истца не нарушены, моральный вред ему не причинен. Просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудовому договору от 03.05.2011г., заключенного между ФГУ авиационное предприятие «ЧукотАВИА» и ФИО3, ФИО3 принят на работу на должность <данные изъяты> (п.1.1) (л.д.111,112).

Согласно представленному ответчиком расчету компенсации за питание при дежурствах по ПСО за март 2016 года в отношении ФИО3, за 13 дней дежурства в марте 2016 года ему выплачено -- руб. при учете 6 часов рабочего времени и исходя из двухразового питания стоимостью -- руб. (л.д.122).

В соответствии с ч.2 ст.329 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

В Постановлении Правительства РФ №861 от 07.12.2001г. «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» указано, что порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов определяется Министерством транспорта Российской Федерации (п.2).

Приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» утвержден Порядок обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации (Приложение №3 к приказу), согласно п.1 которого экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания. При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

Пункт 4 Порядка предусматривает, что при нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости от продолжительности рабочего времени: до 4 часов – одноразовое питание, от 4 до 8 часов – двухразовое питание, свыше 8 часов – трехразовое питание.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ №139 от 21.11.2005г., данное положение разработано в соответствии со ст.329 ТК РФ в целях обеспечения безопасности полетов, снижения утомляемости и сохранения здоровья членов экипажей воздушных судов (п.1).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что нормы настоящего положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что в период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.

Пунктом 26 Положения предусмотрено, что время пребывания на дежурстве и в резерве в специально отведенном для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, а в месте жительства – в размере не менее 25 процентов. В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени учетного периода, но не включается в продолжительность полетной смены.

Согласно ст.5 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

С 01.03.2016г. вступил в силу коллективный договор на 2016 год, заключенный между работодателем – ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и работниками, который, согласно п.1.1, является актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и устанавливающим взаимные обязательства между работниками и работодателем в лице их представителей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (л.д.50).

Пунктом 5.1.3 коллективного договора определено, что работодатель обеспечивает нормальный отдых и возмещение расходов на питание членам экипажей воздушных судов в рейсе, эстафете, на оперативных точках, при задержке в рейсе, на запасных аэродромах, а также питание инженерного и технического состава АТБ, работающего на оперативных точках, питание заместителя генерального директора по организации летной работы при полетах для проверки технологии работы экипажей. Калорийность суточного рациона с учетом норм потребления белков, жиров, углеводов обеспечивается не ниже 4 000 килокалорий. Размер суточного рациона питания составляет 700 руб.

Также указано, что компенсация за питание производится в соответствии с приказом Минтранса РФ №122 от 30.09.2002г. в следующих размерах:

а) в дни полетов на базе в зависимости от продолжительности рабочего времени: до 3-х часов – одноразовое питание (30% от размера суточного рациона); от 3-х до 6-ти часов – двухразовое питание (70% от размера суточного рациона); свыше 6-ти часов – трехразовое питание (100% суточного рациона).

б) при работе в отрыве от базы – 100% суточного рациона.

в) в дни дежурства по ПСО – по приказу Минтранса РФ №122 от 30.09.2002г. (л.д.57).

В Приложении №10 к коллективному договору «Положение о режиме рабочего и полетного времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО «ЧукотАВИА» указано, что в период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в месте жительства при постоянной готовности к выполнению задания на полет (п.22). Член экипажа может быть назначен в резерв. Продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов (п.23). Время пребывания на дежурстве и в резерве проходит в месте жительства. Рабочее время засчитывается в размере 25%. Ночное время при дежурстве с 21.00 до 9.00 местного времени засчитывается в размере 3 часов. В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания, время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочем времени учетного периода (п.24) (л.д.78).

В соответствии с положениями ч.2 ст.162 ТК РФ, о вступлении в силу коллективного договора на 2016 год, то есть об изменении условий «Положения о режиме рабочего и полетного времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО «ЧукотАВИА», ФИО3 был извещен за два месяца, что подтверждается уведомлением ГП ЧАО «ЧукотАВИА» от 01.03.2016г., где также указано, что в отношении него новый учет рабочего времени при дежурстве по ПСО и нахождении в резерве будет применяться с 02.05.2016г. Подпись ФИО3 на уведомлении подтверждает его ознакомление с уведомлением (л.д.131).

Положением о возмещении расходов за питание члена экипажа ВС авиационной эскадрильи ГП ЧАО «ЧукотАВИА» (вводится в действие с 01.03.2016г.) установлена за дежурство по ПСО компенсация в размере 30% от размера суточного рациона, то есть 210 руб. (одноразовое питание) (аналогичная сумма была установлена ранее действовавшим Положением) (л.д.86).

В судебном заседании установлено, что в марте 2016 году действовала редакция Руководства по производству полетов (РПП), в которой в п.9.8 указано, что рабочее время в период пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства засчитывается в размере 50% (л.д.100). Вопрос о внесении изменений в РПП в части учета рабочего времени для приведения в соответствие с коллективным договором начал решаться в мае 2016 года, что подтверждается извещением от 23.05.2016г. о внесении изменений в РПП (л.д.139).

Исходя из анализа приведенных норм права суд приходит к выводу, что нормы Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год в части учета рабочего времени экипажей воздушных судов ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в период пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства полностью соответствуют Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденному приказом Минтранса РФ от 21.11.2005г. №139. В связи с тем, что время дежурства и нахождения в резерве члены экипажа ВС ГП ЧАО «ЧукотАВИА» проводят в месте жительства, и оно в рабочее время засчитывается в размере 25% от фактического времени дежурства по графику, то выплата членам экипажа ВС за время такого дежурства или нахождения в резерве компенсации за питание в размере 30% от размера суточного рациона питания полностью соответствует положениям пункта 4 Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122. Поскольку в силу приведенных выше положений Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год и Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122, обеспечение питанием членов экипажей воздушных судов поставлено в зависимость от продолжительности их рабочего времени, размер возмещения расходов на питание членам экипажа воздушных судов (компенсация на питание) также зависит от продолжительности рабочего времени членов экипажа.

Кроме того, учитывая, что в марте 2016 года действовали нормы Коллективного договора 2015 года, время пребывания на дежурстве и в резерве засчитывалось в рабочее время 50% и в размере 6 часов, истцу обосновано выплачена компенсация за питание при дежурствах по ПСО в размере 70% стоимости суточного рациона, то есть 490 руб. (двухразовое питание), всего за 13 дежурств – -- рублей (л.д.122).

Уменьшение в коллективном договоре за 2016 год засчитываемого времени пребывания на дежурстве и в резерве в месте жительства до 3 часов и до 25 % рабочего времени по сравнению с 6 часами 50% рабочего времени и в коллективном договоре за 2015 год, не является ухудшением положения работников предприятия, поскольку положения, установленные в коллективном договоре за 2016 год, не противоречат Приказу Минтранса РФ №139 от 21.11.2005г. и Приказу Минтранса РФ от №122 30.09.2002г.

Доводы истца, основанные на ином толковании положений Коллективного договора ГП ЧАО «ЧукотАВИА» на 2016 год, Порядка обеспечения питанием экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.09.2002г. №122, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005г., а также Положения о возмещении расходов на питание членам экипажа ВС авиационной эскадрильи ГП ЧАО «ЧукотАВИА», утвержденного генеральным директором ГП ЧАО «ЧукотАВИА» 25.02.2016г., суд полагает неверным толкованием норм права.

На основании изложенного, суд полагает возможным отказать истцу ФИО3 в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика при дежурствах по ПСО производить ему стопроцентную компенсацию за питание и взыскании недополученной суммы компенсации за питание при дежурствах по ПСО за период с 01.03.2016г. по 31.03.2016г. в размере -- руб.

Требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным от указанных требований, в удовлетворении которых судом отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к ГП ЧАО «ЧукотАВИА»:

- об обязании ответчика при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению производить ему стопроцентную компенсацию за питание;

- взыскании с ГП ЧАО «ЧукотАВИА» в его пользу компенсации морального вреда в размере -- руб.;

- взыскании с ГП ЧАО «ЧукотАВИА» недополученной суммы компенсации за питание при дежурствах по поисково-спасательному обеспечению за период с 01.03.2016г. по 31.03.2016г. в размере -- руб.,

в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2016 года.

Председательствующий А.В. Евланова