ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/18 от 12.12.2018 Нюксенского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-188/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2018 года с. Нюксеница

Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:

Председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,

При секретаре Чуриной Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Востровское Нюксенского муниципального района Вологодской области о зачете периода трудовой деятельности в стаж муниципальной службы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Востровское Нюксенского муниципального района Вологодской области о зачете периода трудовой деятельности в стаж муниципальной службы. В обоснование исковых требований указала, что она является пенсионером по старости, в связи с чем имеет право на выплату доплаты к государственной пенсии, поскольку ранее замещала должности муниципальной службы сельского поселения Востровское. 28 сентября 2018 года она обратилась в администрацию сельского поселения Востровское с заявлением о назначении доплаты к пенсии, однако в этом ей было отказано, поскольку в период трудовой деятельности (должность) сельского поселения Востровское с ДД.ММ.ГГГГ данная должность не была предусмотрена реестром должностей муниципальной службы, утвержденных решением Совета сельского поселения Востровское. Ссылаясь на положения Закона Вологодской области от 09.10.2007 года № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области», просила засчитать период работы в должности (должность) сельского поселения Востровское с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года в стаж работы на должности муниципальной службы в качестве муниципального служащего.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования по доводам заявления поддержала, просила удовлетворить. По существу пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она непрерывно замещала должность <данные изъяты> администрации Востровского сельсовета, <данные изъяты> сельского поселения Востровское. Согласно штатному расписанию на 2004 и 2005 годы занимаемая должность именовалась - <данные изъяты> администрации Востровского сельсовета. В период с 2006 года по 2016 годы занимаемая должность именовалась - <данные изъяты> сельского поселения Востровское. После назначения в установленном порядке государственной пенсии по старости, она обратилась в администрацию сельского поселения Востровское за назначением доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы сельского поселения Востровское, однако в назначении таковой ей было отказано. Ответчик сослался на отсутствие указания должности <данные изъяты> сельского поселения в реестре должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское, утвержденном решением Совета поселения от 06 марта 2008 № 3. По этой причине, период с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года в стаж муниципальной службы не зачтен. По информации сельского поселения Востровское ее стаж муниципальной службы составил <данные изъяты> вместо фактически отработанных <данные изъяты>, что нарушает ее право на получение доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы сельского поселения Востровское.

В судебном заседании представитель ответчика глава сельского поселения Востровское ФИО2 исковые требования признала в полном объеме, просила удовлетворить. По существу пояснила, что Совет сельского поселения Востровское является представительным органом сельского поселения, председателем которого, согласно Уставу, является глава сельского поселения, он же руководит администрацией поселения. 28 сентября 2018 года ФИО1 обратилась в администрацию поселения с вопросом назначения доплаты к государственной пенсии. При изучении документов выяснилось, что решением Совета сельского поселения Востровское от 06 марта 2008 года № 3 должность <данные изъяты> сельского поселения, которую занимала ФИО1, не была включена в реестр должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское. Решением Совета сельского поселения Востровское от 13 сентября 2013 года № 14, должность <данные изъяты> сельского поселения была включена в реестр должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское. С учетом этого, период работы ФИО1 (должность) сельского поселения с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года в стаж муниципальной службы не зачтен. Данное обстоятельство не позволило назначить ФИО1 доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы сельского поселения Востровское. По какой причине занимаемая должность заместителя главы поселения не была включена в реестр должностей при издании решения Совета сельского поселения Востровское от 06 марта 2008 года № 3, установить не представилось возможным.

Представитель третьего лица - администрации Нюксенского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве глава администрации ФИО3 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по заявленным требованиям не представил.

Неявка в судебное заседание представителя третьего лица, извещенного судом в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»(далее -Закон) дано понятие муниципальной службы как профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты(Статья 3 Закона).

Согласно части 2 ст. 6 Закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В качестве гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, пунктом 5 части 1 ст. 23 Закона предусмотрено пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации(Статья 24 Закона).

Аналогичная норма содержалась в статье 18 Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»(утратил силу с 01.06.2007 года).

Согласно ст. 31 Закона в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих. Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.

Закон Вологодской области от 09.10.2007 № 1663-ОЗ (ред. от 05.03.2018) «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» освещает вопросы муниципальной службы в муниципальных образованиях на территории Вологодской области и утверждает Реестр должностей муниципальной службы в Вологодской области.

В соответствии с подразделом 2 раздела 3 Реестра должность заместителя главы муниципального образования отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы в местной администрации.

Согласно Уставу сельского поселения Востровское, утвержденного решением Совета поселения от 28 июля 2005 года № 1: муниципальное образование Востровское является сельским поселением(статья 1); структуру органов местного самоуправления составляют: глава сельского поселения, Совет сельского поселения, администрация сельского поселения(статья 18); глава сельского поселения назначает и освобождает от должности заместителя главы(статья 26); администрацией сельского поселения руководит глава сельского поселения(статья 28); в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Совета сельского поселения(статья 31); муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ(статья 33.1 часть 1); муниципальные служащие имеют гарантии и компенсации, установленные федеральным законодательством, законодательством Вологодской области и принимаемым в соответствии с ними Уставом(статья 33.1 ч.4).

Решением Совета сельского поселения Востровское от 22 мая 2017 года № 13 утверждено Положение о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы сельского поселения Востровское. Согласно ст. 1 и 2 Положения доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления сельского поселения Востровское, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе по сокращению численности или штата, при наличии стажа работы на муниципальной должности в качестве муниципального служащего у женщин – 10 лет, после назначения государственной пенсии.

Согласно штатному расписанию администрации Востровского сельсовета и штатному расписанию по сельскому поселению Востровское, в период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2005 года в структуре администрации данного муниципального образования была предусмотрена одна должность заместителя главы администрации. В период с 01 января 2006 года по 29 февраля 2016 года в структуре данного муниципального образования была предусмотрена одна должность заместителя главы поселения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на должность <данные изъяты> администрации Востровского сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в администрацию сельского поселения Востровское. 01 января 2006 года ФИО1 назначена на должность <данные изъяты> сельского поселения Востровское, с ней в установленном порядке заключен трудовой договор. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по сокращению штатов на основании пункта 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением главы самоуправления Нюксенского муниципального района от 24 мая 2004 года № 34, распоряжением главы Нюксенского муниципального района от 30 декабря 2015 года № 77-р, распоряжением главы сельского поселения Востровское от 01 января 2006 года № 3-р, распоряжением администрации сельского поселения Востровское от 29 февраля 2016 года № 2-р, записями в трудовой книжке истца.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости и в установленном порядке обратилась в администрацию сельского поселения Востровское с вопросом об установлении доплаты к государственной пенсии.

Протоколом заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы администрации сельского поселения Востровское № 2 от 25 октября 2018 года ФИО1 установлен стаж муниципальной службы продолжительностью <данные изъяты>. В мотивировочной части указано об отсутствии основания для включения в стаж муниципальной службы периода трудовой деятельности с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года, в виду отсутствия должности <данные изъяты> в реестре муниципальных должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское.

Решением Совета сельского поселения Востровское от 15 мая 2007 года № 12 утвержден реестр муниципальных должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское, согласно которому должность заместителя главы администрации сельского поселения отнесена к категории главной муниципальной должности муниципальной службы, тогда как Законом Вологодской области от 28 ноября 2005 года № 1366-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы»(утратил силу с принятием Закона Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области») должность заместителя главы администрации муниципального образования и должность заместителя главы муниципального образования отнесена к категории высшей муниципальной должности муниципальной службы.

В связи с принятием Закона Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» Советом сельского поселения Востровское было принято решение от 06 марта 2008 года № 3, согласно которому указано об отсутствии в поселении высших муниципальных должностей муниципальной службы. Вместе с тем, вышеуказанным законом(в редакции на момент принятия решения Совета) должность заместителя главы муниципального образования, заместителя главы местной администрации(подраздел 2 раздела 3 Реестра) отнесены к высшей группе должностей муниципальной службы в местной администрации.

Решением Совета сельского поселения Востровское от 13 сентября 2013 года № 14 утвержден реестр должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское, согласно которому должность заместителя главы администрации сельского поселения отнесена к категории высшей муниципальной должности муниципальной службы, что прямо предусмотрено Законом Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» (в редакции на момент принятия решения Совета) и соответствует ему.

Решением Совета сельского поселения Востровское от 29 марта 2016 года № 9 утвержден реестр должностей муниципальной службы сельского поселения Востровское, согласно которому указано об отсутствии в поселении высшей группы должностей, поскольку должность заместителя главы сельского поселения с 01 марта 2016 года была сокращена.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения(Статья 2 Закона).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Относя к ведению федерального законодателя установление системы федеральных органов судебной власти, судоустройство, гражданское и процессуальное законодательство (статья 71, пункты "г", "о"), Конституция Российской Федерации создает основу для регулирования различных форм судебной защиты прав и свобод от применения нормативного правового акта, противоречащего закону или иному нормативному правовому акту большей юридической силы.

Решение Совета сельского поселения Востровское от 06 марта 2008 года № 3 по своему содержанию противоречит закону Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области», хотя принято для его исполнения.

Несмотря на то, что штатным расписанием сельского поселения Востровское, на протяжении до 01 марта 2016 года была предусмотрена должность заместителя главы муниципального образования, при издании решения Совета сельского поселения Востровское от 06 марта 2008 года № 3 в реестре указано об отсутствии высшей группы должностей муниципальной службы, что привело к неверному исчислению фактически отработанного истцом периода трудовой деятельности на муниципальной службе.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации), органы местного самоуправления обязаны соблюдать права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивать максимально быстрое и полное восстановление.

Обоснованное исчисление стажа муниципальной службы предполагает соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям органа местного самоуправления, обеспечение правовой определенности, сохранение разумной стабильности взаимоотношений и их предсказуемость, направленная на формирование уважения приобретенных прав истца и их реализацию.

Учитывая явное противоречие решения Совета сельского поселения Востровское от 06 марта 2008 года № 3 закону Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области», суд считает исковые требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В стаж муниципальной службы ФИО1 подлежит включению в календарном исчислении период работы в должности <данные изъяты> администрации сельского поселения Востровское с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года, то есть 05 лет 06 месяцев 08 дней. С учетом неоспариваемого периода муниципальной службы истца <данные изъяты> и установленного судом периода муниципальной службы 05 лет 06 месяцев 08 дней, общая продолжительность муниципальной службы ФИО1 составит свыше <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения Востровское Нюксенского муниципального района Вологодской области удовлетворить.

Зачесть период работы в должности заместителя главы сельского поселения Востровское с 06 марта 2008 года по 13 сентября 2013 года в стаж работы на должности муниципальной службы в качестве муниципального служащего.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья Н.И. Арсентьев