Дело № 2-188/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Оленченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кагиеве А.М.,
с участием представителя истца - Военного прокурора Черкесского гарнизона Карачаево-Черкесской Республики - помощника Военного прокурора Черкесского гарнизона Карачаево-Черкесской Республики ФИО1, действующего по доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» - ФИО2, действующей на основании доверенности № от 13.01.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению временно исполняющего обязанности военного прокурора Черкесского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики об обязании оборудовать вход в здание наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами согласно Свода правил,
установил:
ВрИО военного прокурора Черкесского гарнизона капитан юстиции ФИО3 обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Военному комиссариату Усть-Джегутинского района КЧР об обязании оборудовать вход в здание наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами согласно Своду правил.
В обоснование иска указал, что проведенной военной прокуратурой Черкесского гарнизона проверкой исполнения должностными лицами военного комиссариата Усть-Джегутинского района КЧР требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что должностными лицами названного органа военного управления не в полной мере исполняются требования указанной отрасли законодательства РФ. В нарушение ст. 7 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Указа Президента РФ от 02.10.1992г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и изданных в его развитие ст. 9-25 Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам, утвержденного совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999г. № 74/51 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных постановлением Госстроя России от 29.11.1999г. № 73, вход в здание данного учреждения не оборудован наклонными бетонными заездами для инвалидов на коляске и другими элементами согласно Своду правил, чем грубо нарушаются права инвалидов на свободный доступ в учреждение.
На основании определения Усть-Джегутинского районного суда от 05 июля 2017 года ненадлежащий ответчик военный комиссариат Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики заменен на ответчика - Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики.
По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО) в лице ЖКС № (ст-ца Сторожевая) ЖЭ(К)О № (г. Ставрополь).
По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
На основании определения Черкесского городского суда от 11 декабря 2017 года ненадлежащий ответчик военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики заменен на ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮВО) в лице ЖКС № (ст-ца Сторожевая) ЖЭ(К)О № (г. Ставрополь).
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Черкесского гарнизона ФИО1 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание, несмотря на направленные уведомления, не явился, о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств о рассмотрении дела без его участия не заявлял, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, хотя были уведомлены о времени и месте проведения слушания. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не заявляли, возражений не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики» ФИО2 в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам об удовлетворении иска. В соответствии с частью 1 статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что проведенной проверкой военной прокуратурой Черкесского гарнизона исполнения законодательства об инвалидах, в военном комиссариате Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики установлены несоответствия требованиям действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которые заключаются в следующем: не оборудован вход в здание наклонными бетонными заездами (пандусами) и поручнями.
В ходе надзорных мероприятий, проведенных в военном комиссариате Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики установлено, что в нарушение требований ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и изданных в его развитие статей 9-25 Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам, утвержденного совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 № 74/51 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73 (далее - Свод правил), вход в здание данного учреждения не оборудован наклонными бетонными заездами для инвалидов на коляске и другими элементами согласно Свода правил, чем грубо нарушаются права инвалидов на свободный доступ в учреждение.
Так, из ст. 7 Конституции Российской Федерации следует, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.
Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих учреждений.
В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В нарушение требований закона установлено, что в помещении указанного здания условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание военного комиссариата, не созданы. В здании комиссариата не имеется пандуса, при входе в здание не имеется поручня с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по №. Данное нарушение законодательства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
Поскольку наличие пандусов предусмотрено законодательством Российской Федерации суд находит, что обеспечение здания Отдела военного комиссариата КЧР по Усть-Джегутинскому району наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил является необходимым основанием законной эксплуатации общественного здания, что непосредственно возложено на Федеральное государственное бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того согласно п. 14 Устава Федеральное государственное бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Учреждение осуществляет также строительные специализированные работы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблей ООН от 13 декабря 2006 года), меры по выявлению и устранению препятствии и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушении развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ст. 5 ФЗ «Об образовании»).
Из отзыва на исковое заявление ответчика следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015г. № 1089-р, от 09.11.2016г. № 265-р ответчик АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016, 2017-2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений. АО «ГУ ЖКХ» с Минобороны России были заключены государственные контракты на оказание услуг по поставке тепловой энергии, предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно тактико-технического задания на оборудование здания Отдела военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по Усть-Джегутинскому району для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, утвержденный командующим войсками Южного военного округа генералом-полковником ФИО4 30.06.2016 года, в основные виды работ по оборудованию здания комиссариата входит обустройство пандусов.
Оценив и проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и показаниях представителей сторон, суд считает, что доводы прокурора в исковом заявлении нашли свое подтверждение в судебном заседании, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части обязания оборудовать вход в здание комиссариата наклонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске и поручнями.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования временно исполняющего обязанности Военного прокурора Черкесского гарнизона ФИО3 - удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Обособленное подразделение «Ставропольское» оборудовать вход в здание Военного комиссариата Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики, расположенное по адресу: <...>, наклонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске и поручнями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца через Черкесский городской суд в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 05.02.2018 года в совещательной комнате.
Судья Е.В. Оленченко