№ 2-188/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 15 сентября 2020 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н., с участием: истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» о признании действий и выставленных счетов незаконными и не подлежащими оплате,
установил:
ФИО1 обратился с иском к ответчику о признании действий и выставленных счетов по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ..., за период с 01 мая 2018 года по июнь 2020 года, незаконными.
Требования истца мотивированы тем, что он является собственником жилого дома по адресу: .... ООО «Автоспецтранс» ему выставлены счета на оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с 01 мая 2018 года по июнь 2020 года. Считает указанные счета незаконными и не подлежащими оплате, указав, что договор с ответчиком на оказание услуги по ТКО он не заключал, специальная машина за ТКО к его дому не приезжала, о переходе на бесконтейнерный сбор мусора его не уведомляли, контейнерная площадка по сбору ТКО находится далеко от его дома.
Представитель ООО «Автоспецтранс» в письменном отзыве исковые требования ФИО1 не признал, пояснив, что ответчик является региональным оператором по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории Республики Карелия, в том числе и на территории ... городского поселения. Вывоз ТКО в пгт ... в период с 01.05.2018 по настоящее время осуществляет оператор ООО «ЖКУ ТАССА» на основании договоров от 28.04.2018 и 11.12.2018. Предоставление услуги по обращению с ТКО осуществляется с 01.05.2018 по ... безконтейнерным способом транспортирования ТКО, а так же на территории пгт ... установлена контейнерная площадка, расположенная по .... Услуга ФИО1 по обращению с ТКО оказана в полном и надлежащем объеме.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 24.07.2020 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – ООО «ЕИРЦ РК», ООО «ЖКУ ТАССА», администрация Чупинского городского поселения.
Из письменного отзыва представителя ООО «ЕИРЦ РК» следует, что в соответствии с заключенными агентскими и субагентскими договорами с ООО «Автоспецтранс» обществом направляются потребителям коммунальной услуги платежные документы на оплату услуги по вывозу ТКО. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» договор по обращению с ТКО может быть заключен и путем совершения конклюдентных действий, а поэтому договор с истцом по обращению с ТКО заключен с момента представления коммунальной услуги региональным оператором. Для жителей, проживающих в доме ... установлена контейнерная площадка у дома .... ООО «ЖКУ ТАССА» по установленному администрацией Чупинского городского поселения графику производит сбор и вывоз ТКО.
Из письма администрации Чупинского городского поселения от 10.09.20202 следует, что на территории Чупинского городского поселения сбор и вывоз ТКО осуществляется специальной машиной в соответствии со схемой сбора (приема) ТКО от МКД и жилых домов, утвержденной Распоряжением администрации Чупинского городского поселения №147-Р от 02 июля 2018 года. Схема размещена на официальном сайте Чупинского городского поселения. Согласно утвержденной схеме ближайшая точка сбора ТКО от дома ..., расположена у МКД Номер по ... и МКД Номер по .... ФИО1 с заявлением о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО у дома ... в администрацию поселения не обращался.
Ответчик, представители третьих лиц о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть без участия ответчика и представителей третьих лиц.
Истец ФИО1 просил удовлетворить заявленные требования, по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что с претензиями по поводу оказания услуги по ТКО он к ответчику и третьим лицам не обращался. К его дому нет автодороги, а поэтому в установке контейнерной площадки ему администрацией Чупинского городского поселения отказано.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: ....
ООО «Автоспецтранс» является региональным оператором по обращению с ТКО, на основании проведенного конкурса Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и оказывает услуги по обращению с ТКО жителям Лоухского района, в том числе и по спорному объекту недвижимости.
Между ООО «ЖКУ ТАССА» и ООО «Автоспецтранс» заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 5аэф-18 от 28 апреля 2018 года и № 08-19/223 от 11 декабря 2018 года, по результатам электронных аукционов.
За период с 01 мая 2018 года по июнь 2020 года за вывоз ТБО по адресу: ..., ФИО1 начислено 2214,78 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает их установленными.
В силу ч.5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 154, 155 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая оплату электроэнергии, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление Правительства РФ №354).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. 1,2,4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из системного толкования изложенных правовых норм следует, что региональный оператор по обращению с ТКО имеет права взыскания денежных средств с собственника объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, установленные по делу обстоятельства о том, что истец, являясь собственником жилого помещения, не оплачивает коммунальные услуги по вывозу ТКО региональному оператору по обращению с ТКО, действия ООО «Автоспецтранс» по выставлению счетов на оплату оказанной услуги являются правомерными и законными, что влечет отказ ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ФИО1 о том, что с ним не заключался договор на оказание услуги по обращению с ТКО, специальная машина за ТКО к его дому не приезжала, о переходе на бесконтейнерный сбор мусора его не уведомляли, контейнерная площадка по сбору ТКО находится далеко от его дома являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.5 ст. 30 ЖК РФ истец обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Сам по себе факт не заключения договора не влечет освобождение ФИО1 от оплаты за оказанную услугу по обращению с ТКО.
Как следует из представленных и исследованных судом материалов дела, ООО «ЖКУ ТАССА» (согласно актов оказанных услуг) оказало услугу населению Чупинского городского поселения по обращению с ТКО. Расположение контейнерной площадки не у дома ... не может является основанием для освобождения ФИО1 от оплаты оказанной услуги.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» о признании действий и выставленных счетов за обращение с твердыми коммунальными отходами незаконными и не подлежащими оплате по адресу: ..., за период с 01 мая 2018года по июнь 2020 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко
Решение в окончательной форме
изготовлено 17 сентября 2020 года.