№ 2-188/2020
44RS0014-01-2020-000244-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года
Островский районный суд (<адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
при секретаре Фетисове А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Гречишкина М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Судиславского муниципального района <адрес> о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в нормативное состояние,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой района по обращению жителей д. Жарки, Судиславского муниципального района <адрес> в мае 2019 года проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) целью данного закона является, в том числе обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусмотрена правовая дефиниция, согласно которой под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу пункта 10 указанной выше статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Нормой пункта 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Положением пункта 1 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Проверкой установлено, что в реестре автомобильных дорог, находящихся в собственности Судиславского муниципального района включена автомобильная дорога «Раслово-Михайловское» (участок «Михайловское-Кусенево», протяженностью 8.2 км и автомобильная дорога «подъезд к н.<адрес>», протяженностью 0,9 км. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных правовых положений администрацией муниципального района надлежащее содержание вышеуказанной автомобильной дороги не осуществляется.
Так, в нарушение требований пункта 5.2.4. Гост Р-50597-2017 гравийное покрытие проезжей части участка дороги «Михайловское-Кусенево» имеет дефекты в виде просадок, поперечных выступов и углублений.
На первом километре автомобильной дороги имеется три дефекта: 1) длина 12 м 10 см, ширина 7 м 70 см, глубина 33 см; 2) длина 12 м 80 см., ширина 7 м 70 см, глубина 33 см; 3) длина 12 м 20 см, ширина 7 м 70 см, глубина 30 см.
На втором километре автомобильной дороги имеется три дефекта: 1) длина 7 м 90 см, ширина 4 м 70 см, глубина 27 см; 2) длина 15 м 70 см, ширина 4 м 40 см, глубина 20 см; 3) длина 8 м 70 см., ширина 3 м 50 см, глубина 25 см.
На третьем километре автомобильной дороги имеется один дефект: длина 1 м 60 см, ширина 3 м, глубина 9 см;
На четвертом километре автомобильной дороги имеется два дефекта: 1) длина 22 м 80 см, ширина 7 м 70 см, глубина 17 см; 2) длина 7 м 80 см, ширина 7 м 70 см, глубина 15 см.
На автомобильной дороге «подъезд к н.<адрес>» имеется один дефект: длина 5 м 50 см, ширина 6 м 90 см, глубина 10 см.
Кроме того, на 4 километре участка автомобильной дороги «Михайловское-Кусенево» информационный дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений» (Жарки 0,9) установлен с нарушением требований Гост Р 52289, на дереве.
По выявленным нарушениям прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, признано обоснованным, в то же время нарушения до настоящего времени не устранены.
Указанные нарушения недопустимы, поскольку не соответствуют целям законодательного регулирования отношений в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности, угрожают безопасности дорожного движения, что свидетельствует о ненадлежащей организации дорожной деятельности в районе.
Нарушения стали возможны по причине ненадлежащего отношения ответственных должностных лиц администрации муниципального района к исполнению возложенных на них обязанностей, игнорирования требований действующего законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.
Обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на администрацию Судиславского муниципального района <адрес>.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что ненадлежащая организация дорожной деятельности администрацией Судиславского муниципального района не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, тем самым влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Просит суд обязать администрацию Судиславского муниципального района <адрес> привести в нормативное состояние автомобильную дорогу «Раслово-Михайловское» (участок «Михайловское-Кусенево», протяженностью 8.2 км и автомобильную дорогу «подъезд к н.<адрес>», протяженностью 0,9 км в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Гречишкин М.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, однако, вопрос об установлении срока исполнения решения, в связи с ходатайством представителя ответчика, оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика - администрации Судиславского муниципального района по доверенности ФИО1, в судебном заседании пояснила, что исковые требования о возложении обязанности привести в нормативное состояние автомобильную дорогу «Раслово-Михайловское» (участок «Михайловское-Кусенево»), протяженностью 8,2 км, и автомобильную дорогу «подъезд к н.<адрес>», протяженностью 0,9 км, признает частично по изложенным в отзыве доводам.
Из представленного отзыва следует, что на основании п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 08.11. 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог, осуществляемых в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся ремонт и содержание названных дорог (п. 11 ч. 1 ст. 13).
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).
Работы по содержанию автомобильных дорог местного значения Судиславского муниципального района, а также иные работы в области дорожной деятельности, выполняются подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрацией Судиславского муниципального района объявлен открытый электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по летнему содержанию автодорог местного значения в Судиславском муниципальном районе в отношении следующих автомобильных дорог: Судиславль - Александрово; Судиславль - Залужье - Ошурки (уч. Глебово - Ошурки); Фадеево - Белая река; Фадеево - Дудкино; Калинки - Буртасово; Кулькино - Жвалово; Подъезд к д. Воркуновка; Подъезд к д. Исаево. Начальная (максимальная) цена контракта 475 108,02 руб. Срок окончания подачи заявок на аукцион ДД.ММ.ГГГГ Дата проведения аукциона ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные работу будут финансироваться за счет средств муниципального дорожного фонда района.
Частью 1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район на 2020 год распределены, дополнительные средства в бюджете муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес> средства для исполнения требований прокуратуры отсутствуют.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
<адрес> не признает требования прокуратуры в части установления срока исполнения решения суда «в срок до ДД.ММ.ГГГГ.», поскольку указанное требование, в силу объективных обстоятельств, не может быть исполнено ответчиком.
Просит суд с учетом принципов разумности и справедливости, учитывая тяжелое финансовое положение Судиславского муниципального района, установить срок исполнения решения суда 1 год со дня вступления его в законную силу. Указанный срок будет разумным и достаточным для исполнения заявленных требований прокуратуры в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) целью данного закона является, в том числе обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусмотрена правовая дефиниция, согласно которой под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу пункта 10 указанной выше статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возложение на орган местного самоуправления обязанности по проведению мероприятий по ремонту автомобильной дороги местного значения в связи с угрозой нематериальным благам и имущественным правам истца, имеющего право на защиту в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, обусловлено отнесением к вопросам местного значения дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, вытекает из ненадлежащего исполнения ответчиком публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов.
Как видно из материалов дела, и установлено проверкой, в реестре автомобильных дорог, находящихся в собственности Судиславского муниципального района включена автомобильная дорога «Раслово-Михайловское» (участок «Михайловское-Кусенево», протяженностью 8.2 км и автомобильная дорога «подъезд к н.<адрес>», протяженностью 0,9 км, (л.д.23).
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных правовых положений администрацией муниципального района надлежащее содержание вышеуказанной автомобильной дороги не осуществляется.
Так, в нарушение требований пункта 5.2.4. Гост Р-50597-2017 гравийное покрытие проезжей части участка дороги «Михайловское-Кусенево» имеет дефекты в виде просадок, поперечных выступов и углублений, что отражено в Акте № от ДД.ММ.ГГГГ, и фототаблицей к нему, (л.д.24-25, 26-30) и не оспаривается ответчиком.
Ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда, с учетом тяжелого материального положения администрации Судиславского муниципального района, в 1 год со дня вступления решения в законную силу, судом отклоняется, а ссылки представителя ответчика на положения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые препятствуют исполнению решения суда в срок, указанный прокуратурой, суд считает не состоятельными, поскольку проверка состояния указанной автодороги прокуратурой района была проведена еще в мае 2019 года, и до настоящего времени дорога в надлежащее состояние не приведена, а при распределении бюджета дорожного фонда муниципального образования Судиславский муниципальный район на 2020 год, расходы на ремонт спорной автомобильной дороги не заложены.
При таком положении, поскольку установлено неудовлетворительное состояние спорной автомобильной дороги местного значения, не отвечающее требованиям ГОСТ Р 50597-2017, создающее угрозу имущественных правам и нематериальным благам граждан, пользующихся автомобильной дорогой, суд считает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Администрация Судиславского муниципального района является органом местного самоуправления, в связи с чем, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Судиславского муниципального района <адрес> привести в нормативное состояние автомобильную дорогу «Раслово-Михайловское» (участок «Михайловское-Кусенево», протяженностью 8.2 км и автомобильную дорогу «подъезд к н.<адрес>», протяженностью 0,9 км в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: А.В. Гуров