ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/2013 от 11.01.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

  Дело № 2-188-13

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации    11 января 2013 года

 Центральный районный суд г.Читы в составе:

 председательствующего судьи Волошиной С.Э.,

 при секретаре Визиревой В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Даурского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ   о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Даурский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором просил суд возложить на ответчика обязанность произвести установку системы бесконтактного измерения температуры тела лиц, системы обнаружения оружия и наркотиков, средств принудительной остановки (дорожных блокираторов с электроприводами, шлагбаумов), контрольных и сигнализационных средств, системы звукового оповещения, знаков ограничения скорости, светофоров, замену перекидных мостиков-эстакад, замену ограждения пункта пропуска ДАПП Староцурухайтуйский Читинской таможни, ссылаясь на то, что территория пункта пропуска ДАПП Староцорухайтуйский с находящимся недвижимым имуществом на основании Распоряжения руководителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ находится в ведении Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Госграницы», на указанное имущество зарегистрировано право оперативного управления. Нарушения были выявлены в ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействия актам терроризма и экстремизма в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

 В ходе рассмотрения дела требования уточнил. Просил также обязать Сибирское территориальное управление федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница) произвести финансирование по установке в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский системы бесконтактного измерения температуры тела лиц, системы обнаружения оружия и наркотиков, средств принудительной остановки (дорожных блокираторов с электроприводами, шлагбаумов), контрольных и сигнализационных средств, системы звукового оповещения, знаков ограничения скорости, светофоров, замену перекидных мостиков-эстакад, замену ограждения пункта пропуска, ссылаясь на то, что в соответствии с п.1.2 Устава ФГКУ Росгранстрой, Росграница в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Росгранстроя лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Росгранстроя, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств Росгранстроя, осуществляет иные бюджетные полномочия.

 В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Григорьев В.А., действующий на основании поручения, требования уточнила, просила обязать федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) произвести финансирование по устранению выявленных нарушений.

 Представитель ответчиков Росгранстрой, Росграница ФИО1 пояснила, что полномочия учредителя Росгранстрой осуществляет Росграница, которая является главным распорядителем средств федерального бюджета. Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 688 распространяются на членов Таможенного союза, КНР таковым не является. Ответчиками принимаются меры по оснащению пункта пропуска необходимым оборудованием. В письменных возражениях просят в иске отказать.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами.

 Статьей 12 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" определено, что порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 На основании пункта 21 «Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482 во исполнение ст.12 вышеназванного Закона, функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом Рограницы № 6 от 04.02.2009, дирекция предназначена для обеспечения выполнения функций, связанных в том числе, с эксплуатацией, техническим оснащением зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу, обустройства мест пересечения государственной границы, а также осуществления полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

 Постановлением Постановление Правительства РФ от 25.12.2007 N 930 утверждены Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

 Согласно п. 5 Общих требований территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.

 В соответствии с п.17 Приказа ФТС России от 31.10.2008 N 1349 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2009 N 13126) Комплексная система безопасности пункта пропуска создается как единая система и включает в себя следующие системы: автоматизированную систему охраны (АСО); систему оперативного теленаблюдения; систему распознавания государственных номерных знаков автотранспорта; систему защиты информации (СЗИ).

 Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, Классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза и форме Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза", утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 688, установлено обязательное наличие системы бесконтактного измерения температуры тела лиц предназначенной для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела (п.3), в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящей из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств(п.35).

 В судебном заседании установлено, что в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский установлены следующие нарушения:

 отсутствует система бесконтактного измерения температуры тела лиц, система средств принудительной остановки (дорожные блокираторы с электроприводами, шлагбаумы), наличие которых предусмотрено ч.3 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, Классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза и форме Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза", утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 688;

 отсутствуют контрольные и сигнализационные средства, система звукового оповещения, наличие которых предусмотрено п.17 Приказа ФТС от 31.10.2008 № 1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"; п.17.5 вышеназванного приказа устанавливает высоту ограждения пункта пропуска 210 см, в то время как ДАПП Староцурухайтуйский имеет высоту ограждения 60 см;

 в нарушение п.4.1 Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных директором ФПС РФ 25.10.2001отсуствуют знаки ограничения скорости, светофоры. Кроме того, перекидные мостики –эстакады на грузовом направлении требуют замены.

 Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра, отсутствие данного оборудования ответчиками не оспаривалось. Иного суду не представлено.

 Принадлежность территории пункта пропуска Староцурухайтуйский с находящимися объектами недвижимости ответчику подтверждается Распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 30 декабря 2009 года № 3019-1271.

 Поскольку содержание указанного выше участка границы, имеет нарушения требований законодательства, до настоящего времени не устранены, требование прокурора является обоснованным, подлежит удовлетворению.

 Доводы представителя ответчиков о том, что Единые Требования, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 688 предназначены для использования компетентными органами государств членов Таможенного союза и без решения вопроса о реконструкции пункта пропуска не могут применяться, суд не принимает, поскольку Российская Федерация является членом Таможенного союза, требования предназначены для использования и учета при реконструкции также ранее построенных пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, следовательно, наличие или отсутствия решения о реконструкции действующего пункта пропуска не может влиять на его оснащенность, быть отличным от проектируемых или строящихся объектов пропуска через внешнюю границу государства, поскольку должно соответствовать правоотношениям на Государственной границе по обеспечению безопасности Российской Федерации, отвечать целям и задачам государственного контроля в пунктах пропуска.

 Возражения ответчиков о невозможности установки автоматизированной системы охраны(АСО), поскольку данная системы представляет собой единый комплекс вместе с системой оперативного теленаблюдения, системой распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, системы защиты информации и поэтому может быть установлена только в процессе реконструкции, суд находит необоснованными, ответчиками не предоставлено доказательств, подтверждающих их доводы. Кроме того, представитель ответчиков в судебном заседании пояснила, что в случае выхода из строя АСО, она подлежит ремонту, указала, что система сигнализационных средств и звукового оповещения включена в план капитального ремонта на 2013 год.

 Доводы ответчиков о том, что оснащение пункта пропуска отсутствующим оборудованием предусмотрено планом мероприятий на 2013-2014 года, включено в план капитального ремонта, в бюджетную заявку, предполагается за счет внебюджетных средств не свидетельствует о том, что принятые ответчиком меры позволят устранить нарушения, напротив указывает на обоснованность заявленных прокурором требований.

 Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера работ, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Обязать ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы Читинский филиал в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести установку системы бесконтактного измерения температуры тела лиц, системы, средств принудительной остановки (дорожных блокираторов с электроприводами, шлагбаумов), контрольных и сигнализационных средств, системы звукового оповещения, знаков ограничения скорости, светофоров, замену перекидных мостиков-эстакад, замену ограждения пункта пропуска ДАПП Староцурухайтуйский.

 Обязать Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) произвести финансирование установки в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский системы бесконтактного измерения температуры тела лиц, системы, средств принудительной остановки (дорожных блокираторов с электроприводами, шлагбаумов), контрольных и сигнализационных средств, системы звукового оповещения, знаков ограничения скорости, светофоров, замену перекидных мостиков-эстакад, замену ограждения пункта пропуска ДАПП Староцурухайтуйский.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г. Читы.

 Судья С.Э. Волошина