Дело № 2-188/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Плаховой Е.В.,
13 марта 2014 года рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Воргашор города Воркуты Республики Коми гражданское дело по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической сети «Ростелеком» о нарушении прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической сети «Ростелеком» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного некачественным предоставлением услуги широкополосного доступа к сети Интернет и не предоставления ответа на претензию в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей». В обоснование требований указал, что на основании договора ****** является потребителем услуги широкополосного доступа в сети Интернет. В связи с ухудшением качества предоставляемой услуги доступа к сети Интернет 24 мая 2013 г. и 05 июля 2013г. обращался к директору филиала ОАО «Ростелеком» с претензией о несоответствии фактически предоставляемой скорости в сети Интернет, установленной по договору и оплачиваемой им в соответствии с тарифным планом. На претензию ответа не получил. Истец полагает, что содержащаяся в ответе на претензию от 05 июля 2013г. информация ответчика о проведении плановой работы по строительству новых сетей, которая влечет падение скорости входящего трафика, не является основанием предоставления ему как пользователю некачественных услуг доступа к сети Интернет. Просит признать незаконным нарушение права на пользование качественными услугами доступа к сети Интернет и взыскать компенсацию морального вреда в размере ******. Признать незаконным нарушение права на получение своевременного ответа на претензию и взыскать компенсацию морального вреда в размере ******.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что требования не признает в полном объеме. Пояснил, что в ходе проверки на претензию истца, была проведена проверка линии, которая отклонений от установленных параметров не выявила. Представленные истцом сведения о скорости доступа к сети, которую он самостоятельно тестировал на сайте находящемся в Германии, не являются достоверными, поскольку показатель качества услуг Интернет зависит от многих факторов, не зависящих от оператора связи. Ответ на претензию был дан в срок, установленный в п. 7 ст.55 Федерального закона №126-ФЗ «О связи».
В соответствии с ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, регламентированы Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи"
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 указанного Закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования регулируются Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 310.
На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации (статьи 44 и 45 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи»).
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 310, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором. Аналогичное требование содержится и в части 1 статьи 46 Закона о связи.
В силу Правил и пункта 4 раздела XVI "Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи" Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87, к телематическим услугам связи относятся обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.
В соответствии с пунктом 2 Правил абонентская линия - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных; телематическое электронное сообщение - одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети; предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.
Оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором (пункт 7 Правил).
Телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора (пункт 16 Правил).
В договоре должны быть указаны следующие существенные условия: состав оказываемых телематических услуг связи; используемые абонентские интерфейсы; тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи; порядок, срок и форма расчетов.
****** между Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической сети «Ростелеком» и ФИО1 заключен договор об оказании услуг международной и международной телефонной связи, доступа к телевизионным каналам (лицевой счет) ******.
Согласно условиям договора, услуга предоставляется: для телематических услуг связи, услуги связи для целей кабельного вещания, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей голосовой информации.
Оператор связи оказывает услуги связи на основании настоящего договора, заключаемого в соответствии с действующим законодательством, в том числе «О связи», Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи. Правилами оказания телематических услуг связи, Правилами оказания услуг телеграфной связи, Правилами оказания по передаче данных, Правилами оказания услуг для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания.
Услуги телефонной связи оказываются по адресу: ******. ******
Согласно договору ОАО "Ростелеком" обязуется оказывать пользователю услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами, национальными стандартами, техническими нормами и лицензией, а также договором.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
П. 3 статьи 7 Федерального закона №126-ФЗ «О Связи» возлагает на оператора обязанность при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа к ним. Это положение означает, что оператор связи должен принимать организационные и технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к линиям связи, сооружениям связи (находящимся как внутри, так и вне сооружений связи) и передаваемой по сетям информации.
Соответствующие требования содержат Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 г. N 578.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 2300-I "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договора. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий эти требованиям.
Таким образом, обращаясь в суд с иском о некачественном оказании телематических услуг связи, потребитель должен предоставить доказательства наличия недостатков оказанной по договору услуги.
24 мая 2013 г. ФИО1 в адрес директора Коми филиала ОАО «Ростелеком» направлена претензия, в которой указал на ухудшающееся качество и длительность отключений доступа к сети Интернет 03 мая 2013 г., 10 мая 2013 г., 11 мая 2013г., 13 мая 2013г., указав, что при этом оплату за пользование услугой он производит в полном объеме.
05 июля 2013 г. ФИО1 в адрес директора Коми филиала ОАО «Ростелеком» направлена повторная претензия.
Согласно п. 6 ст. 68 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.
Как следует из ответа ОАО «Ростелеком» макрорегионального филиала «Северо-Запад» от 16 июля 2013г., при проверке использования абонентской линии 8215143571, установлено, что услуга широкополосного доступа к сети Интернет по технологии ADSL, предоставляется по тарифному плану. Неисправностей в оборудовании и линейных сооружениях, используемых в предоставленной услуге, не выявлено.
Из материалов дела усматривается, что ведущим инженером УЭ №4 МИТЭТ макрорегионального филиала «Север-Запад» ОАО «Ростелеком» составлены акты о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» из которых усматривается, что
- 03 мая 2013 г. в 16 час. 50 мин. в охранной зоне линии связи ОК-15 Косью -Инта, ООО «СГК Трубопроводстрой-2» при выполнении работ на указанной участке, в отсутствие представителя ОАО «Ростелеком» допущено нарушение «Правил охраны линий и сооружений», а именно допущены повреждения линейно-кабельным сооружениям связи вызвавшее обрыв кабеля связи;
- 11 мая 2003 г., с 09 ч.05 м. обрыв оптических волокон № 1-4 ВОЛ ОК 15 Печора -Инта, причина проседание грунтовой дороги из-за подвижек почвы, размыва грунта, движения большегрузного транспорта,
- 26 мая 2013 г. в 22 час. 40 мин. в охранной зоне линии связи ОК-15 Косью-Инта, ООО «СГК Трубопроводстрой-2» при выполнении работ на указанной участке, в отсутствие представителя ОАО «Ростелеком» допущено нарушение «Правил охраны линий и сооружений», а именно допущены повреждения линейно-кабельным сооружениям связи - экскаватор выбрал грунт и ковшом оборвал кабель;
- 08 июня 2013 г. в 21 час. 00 мин. в охранной зоне линии связи участка ст. Кожим, ООО «СГК Трубопроводстрой-2» при выполнении работ на указанной участке, в отсутствие представителя ОАО «Ростелеком» допущено нарушение «Правил охраны линий и сооружений», а именно механизированным способом допущен обрыв кабеля ВОЛС.
- 09 июня 2013г. в 01 час. 00 мин. в охранной зоне линии связи ОК-15, ООО «СГК Трубопроводстрой-2» при выполнении работ на указанной участке, в отсутствие представителя ОАО «Ростелеком» допущено нарушение «Правил охраны линий и сооружений», а именно допущены повреждения линейно-кабельным сооружениям связи - обрыв кабеля ОГМ 4х4.
Составлен акт об аварии на линейных сооружениях кабельной линии связи ОК-15 от 03 мая 2013г. в связи с аварией, произошедшей в тундре в 112,25 км от Печоры в грунте из-за обрыва кабеля гусеницами экскаватора. Простой связи составил 17 час.43 мин.
В соответствии с п. 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 № 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в следующих случаях: а) нарушение сроков предоставления доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии; б) нарушение предусмотренных договором сроков оказания телематических услуг связи; в) неоказание телематических услуг связи, предусмотренных договором; г) некачественное оказание телематических услуг связи; д) нарушение установленных ограничений на распространение сведений об абоненте-гражданине, ставших известными оператору связи ввиду исполнения договора.
В силу п. 66 названного документа в случаях, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 62 настоящих Правил, абонент и (или) пользователь вправе потребовать по своему выбору: а) безвозмездного устранения недостатков, выявленных при оказании телематических услуг связи; б) соответствующего уменьшения стоимости оказания телематических услуг связи; в) возмещения понесенных им расходов по устранению своими силами или силами третьих лиц недостатков, выявленных при оказании телематических услуг связи.
Из материалов дела следует, что абоненту договора ****** за период с апреля по июнь 2013г. произведен перерасчет в размере 50% абонентской платы в связи с повреждением линии и не предоставления доступа к сети интернет. Произведен перерасчет за отсутствие доступа в сети Интернет в мае 2013г. на сумму ******.
В соответствии с пунктом 73 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 N 575, стороны договора освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажут, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Как усматривается из представленных документов, ненадлежащее исполнение ОАО «Ростелеком» договора об оказании услуг связи в части предоставления доступа к сети Интернет в мае - июне 2013г. было вызвано вследствие неправомерных действий третьих лиц.
В подтверждение доводов о предоставлении некачественной услуги, истцом представлены фото скриншот из которых следует, что 15 июня 2013 г. в 16:58 час. входящая скорость 452,17 КБ/с, исходящая 628,20 Кб/с; 16 июня 2013 г. в 18:00 час. входящая 331.18 Кб/с исходящая 739,93 Кб/с; 21 июня 2013 г. в 21:00 час. входящая 285,46 Кб/с исходящая 265,51 Кб/с; 22 июня 2013г. в 12:06 час. входящая 169,73 Кб/с исходящая 348,34 Кб/с; 23 июня 2013г. в 14:51час входящая 441,20 Кб/с исходящая 421,56 Кб/с.
Суд не может принять во внимание представленные сведения как доказательства с достоверностью подтверждающие факт предоставления услуги ненадлежащего качества.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации приказом № 978-ст от 15 декабря 2009 г. утвержден национальный стандарт, в том числе «Показатели качества услуг доступа в Интернет». Согласно п.п. 5.1, 5.2 указанного стандарта показатели качества услуги доступа в Интернет с точки зрения абонента устанавливаются во взаимосвязи с показателями функционирования сети.
При проведении тестирования качества услуги истцом указанные положения не учтены.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что ОАО «Ростелеком» имеет техническую возможность предоставлять услуги доступа к сети Интернет на скорости и в объеме до 4мБит\сек.
Таким образом, в судебном заседании не добыто доказательств, подтверждающих факт предоставления ФИО1 услуги доступа в Интернет в указанный период ненадлежащего качества по вине ОАО «Ростелеком».
Также не нашли своего подтверждения доводы истца о нарушении его прав ОАО «Ростелеком» в связи с не предоставлением ответа на претензию.
В соответствии со ст.55 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
П.7 указанной статьи предусматривает, что претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
П.п. 134- 136 Постановления Правительства Российской Федерации №310 от 18 мая 2005г. предусмотрено, что претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг телефонной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания услуг телефонной связи, отказа в их оказании или выставления счета. К претензии прилагаются копия договора или отрывной купон бланка заказа, а также иные необходимые для рассмотрения претензии по существу документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба. Претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту и (или) пользователю. В случае если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок, назначенный абонентом и (или) пользователем. В случае признания оператором связи требований абонента и (или) пользователя об уменьшении размера оплаты оказанных услуг телефонной связи, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги телефонной связи денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от оказания услуг телефонной связи, обоснованными они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты принятия оператором связи решения об удовлетворении претензии.
Как установлено в судебном заседании, претензия направлена ФИО1 в адрес ОАО «Рослелеком» 24 мая 2013 г. Ответ ОАО «Ростелеком» на претензию в адрес ФИО1 направлен 16 июля 2013г., что соответствует срокам рассмотрения претензий оператором связи, установленным действующим законодательством.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме ****** рублей в связи с некачественным предоставлением услуги доступа к сети Интернет и ****** рублей компенсации морального вреда в связи с нарушением права на получение своевременного ответа на претензию.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку в судебном заседании не установлено нарушение прав истца со стороны ОАО «Ростелеком» по обстоятельствам, изложенным в иске, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической сети «Ростелеком» о признании незаконным нарушение прав на пользование качественными услугами доступа к сети Интернет и получение ответа о результатах рассмотрения претензии, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Воркутинский городской суд Республики Коми с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2014 года.
Председательствующий судья Е.В.Юрченко