Дело №2-188/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 сентября 2015 года с.Тээли
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующей судьи Калзан С.В., при секретаре Байс Х.С., с участием помощника прокурора Бай-Тайгинского района Оюна А.Н., ответчика - председателя администрации муниципального района ФИО1, его представителя ФИО2 по доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Демдек Б.Х. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – жителей муниципального Бай-Тайгинского района Республики Тыва к исполняющему обязанности председателя администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва ФИО1 и заместителю председателя администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва по безопасности и правовым вопросам ФИО3 об обязании исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции путем расторжения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим от 24 апреля 2015 года и освобождения ФИО3 по инициативе работодателя на основании п.11 ст.81 ТК РФ и п.3 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе РФ» и освобождения его от занимаемой должности заместителя председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» по безопасности и правовым вопросам немедленно, о признании незаконным распоряжения и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района от 30 июня 2015 года за №157 «О присвоении очередного классного чина ФИО3», о лишении ФИО3 классного чина «Муниципальный советник 3 класса», присвоенного как муниципальному служащему распоряжением от 30 июня 2015 года №157 и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района ФИО1 и о внесении запись в трудовую книжку ФИО3 об аннулировании указанного классного чина, о взыскании в пользу бюджета муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с ФИО3 суммы неосновательного обогащения в виде денежных средств, выплаченных ему в счет оплаты труда за период с 24 апреля по 14 августа 2015 года в размере 179498, 65 рублей в срок не позднее 31 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
14 августа 2015 года в Бай-Тайгинский районный суд поступило исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Демдек Б.Х. с требованием об обязании исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции путем расторжения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим и освобождения ФИО3 от занимаемой должности немедленно; лишить ФИО3 классного чина «Муниципальный советник 3 класса», присвоенного как муниципальному служащему; внести в запись в трудовую книжку ФИО3 об аннулировании ранее присвоенного классного чина.
23 сентября 2015 года в суд поступило уточненное исковое заявление прокурора Демдек Б.Х. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц – жителей муниципального Бай-Тайгинского района Республики Тыва к исполняющему обязанности председателя администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва ФИО1, в обоснование своих требований указал, что прокуратурой Бай-Тайгинского района Республики Тыва проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва». Проверкой установлено, что в администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с 24 апреля 2015 года на должность заместителя председателя администрации по безопасности и правовым вопросам назначен ФИО3. На указанную должность он назначен без проведения конкурса на основании распоряжения и.о. председателя указанного учреждения №15 от 24 апреля 2015 года по итогам устного собеседования с представителем работодателя. ФИО3 при собеседовании для соответствия квалификационным требованиям к уровню образования должности заместителя председателя администрации в качестве документа, подтверждающего наличие высшего профессионального образования недобросовестно был представлен оригинал диплома о высшем образовании серии ВСБ №0813676, выданный от 14 июня 2007 года Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образовании Тывинским государственным университетом. И.о. председателя администрации ФИО1 по итогам собеседования с ФИО3, удостоверившись, фактическое наличие у последнего диплома о высшем образовании, принято решение о принятии его на работу. Между тем, проверкой установлено, что представленный работодателю – и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района ФИО1 диплом о высшем профессиональном образовании является поддельным. Указанный факт установлен запросом прокуратуры района в адрес ректора ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» ФИО4, в ответе на который сообщается, что «ФИО3 среди студентов очной и заочной форм и окончивших полный курс обучения не числится. ФИО3 в вузе не обучался и диплом о высшем профессиональном образовании на его имя не выдавался. Таким образом, гражданин ФИО3 трудоустроился в администрацию муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» на должность заместителя председателя по безопасности и правовым вопросам с использованием заведомо подложного документа о наличии высшего профессионального образования. Проверка показала, что в нарушение требований действующего законодательства ФИО3 принят на указанную должность в отсутствие высшего образования. Отсутствие у ФИО3 соответствующего образования исключает возможность пребывания в должности заместителя председателя администрации Бай-Тайгинского района по безопасности и правовым вопросам и замещения им указанной должности, поскольку не соответствует квалификационным требованиям к уровню образования. Указанная должность относится к руководящим должностям. За время недобросовестного нахождения ФИО3 на муниципальной службе, распоряжением и.о. председателя администрации кожууна от 30 июня 2015 года №157, ему присвоен классный чин «Муниципальный советник 3 класса» и внесена соответствующая запись в трудовую книжку ФИО3 и присвоением классного чина ему начислялась специальная доплата к заработной плате ежемесячно. В результате недобросовестных действий ФИО3 из бюджета муниципального района производились ежемесячные выплаты в виде перечисления в его пользу оплаты труда с 24 апреля по момент его увольнения в размере 179498, 65 рублей, что привело к его неосновательному обогащению. Тем самым, действиями ФИО3 причинен материальный ущерб бюджету района.
В судебном заседании помощник прокурора Бай-Тайгинского района Оюн А.Н. поддержал уточненное исковое заявление полностью, просил суд удовлетворить исковые требования прокурора.
В судебном заседании ответчик – ФИО1 пояснил, что в настоящее время трудовой договор расторгнут от 14 августа 2015 года п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ, согласно закона по соглашению сторон. Просит суд отказать в исковых требованиях прокурора.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 пояснила, что они признают иск в части признания незаконным распоряжения о присвоении очередного классного чина, и лишении ФИО3 классного чина «Муниципальный советник 3 класса», в остальной части иска просит суд отказать, поскольку по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
Ответчик ФИО3 надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, не сообщил суду о причинах своей неявки. Суд рассматривает дела без участия ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, также изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения мер, таких как предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и муниципальной службы.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст.8 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 № 389 должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы. Должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва.
Согласно указанному Закону для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, заместитель председателя администрации ФИО3 не соответствует требованиям занимаемой должности. Представленный работодателю – и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района ФИО1 диплом о высшем профессиональном образовании гражданином ФИО3 является поддельным. Указанный факт установлен запросом прокуратуры района в адрес ректора ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» ФИО4, в ответе на который сообщается, что «ФИО3 среди студентов очной и заочной форм и окончивших полный курс обучения не числится. ФИО3 в вузе не обучался и диплом о высшем профессиональном образовании на его имя не выдавался. Таким образом, гражданин ФИО3 трудоустроился в администрацию муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» на должность заместителя председателя по безопасности и правовым вопросам с использованием заведомо подложного документа о наличии высшего профессионального образования.
Распоряжением председателя администрации кожууна ФИО1 № 15 от 24 апреля 2015 года ФИО3 назначен заместителем председателя администрации по безопасности и правовым вопросам, на указанную должность он назначен без проведения конкурса.
Вышеуказанная должность в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утвержденным Законом Республики Тыва от 04 мая 2009 г. № 1244 ВХ-2, включен в перечень должностей категории «Руководители», для замещения которых требуется наличие высшего профессионального образования.
Федеральным Законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст.3 данного Закона противодействие коррупции в РФ основывается на следующих основных принципах: законности; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст.6 данного Закона Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Профилактика коррупции в соответствии с Законом №273-ФЗ от 25.12.2008 г. осуществляется путем применения следующих основных мер: проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на занятие муниципальной должности; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации., с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в соответствии со ст.7 данного Закона являются: введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Невыполнение муниципальным служащим обязанности, предусмотренной Законами «О муниципальной службе в РФ» и «О противодействии коррупции», является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ. В силу особенностей правового статуса муниципальных служащих законодатель установил запреты и ограничения при приеме граждан на службу и во время исполнения служебной деятельности. Нарушение установленных законом запретов влечет за собой увольнение служащего с работы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч.1 п.11 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В соответствии со ст.84 ТК РФ отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, является основанием расторжения трудового договора.
Между тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ФИО3 принят на указанную должность в отсутствие высшего образования и замещение им должности муниципальной службы, требующая обязательного наличия высшего профессионального образования является незаконным. Отсутствие у ФИО3 соответствующего образования исключает возможность пребывания в должности заместителя председателя администрации Бай-Тайгинского района по безопасности и правовым вопросам и замещения им указанной должности, поскольку не соответствует квалификационным требованиям к уровню образования для замещения должности заместителя председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва», указанная должность относится к руководящим должностям.
Однако судом установлено, что распоряжением и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района ФИО1 от 14 августа 2015 года №31 ФИО3 был уволен по собственному желанию, на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса РФ.
Согласно п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (ст.80 ТК РФ)
В соответствии со ст.80 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы, а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника и до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении по соглашению между работником и работодателем.
Из п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ, подп. "б" п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для расторжения трудового договора является письменное заявление работника, в котором он выражает свое добровольное волеизъявление расторгнуть трудовой договор. При этом в заявлении работник вправе указать, что он просит уволить его по собственному желанию в определенный день, то есть до истечения срока предупреждения.
Таким образом, требования прокурора об обязании исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим ФИО3 по инициативе работодателя удовлетворению не подлежит, поскольку ФИО3 на момент рассмотрения дела уже уволен по собственному желанию в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ.
Анализируя требования прокурора о взыскании в пользу бюджета муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с ФИО3 суммы неосновательного обогащения в виде денежных средств, выплаченных ему в счет оплаты труда за период с 24 апреля по 14 августа 2015 года в размере 179498, 65 рублей суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
ФИО3 за период с 24 апреля по 14 августа 2015 года, несмотря на поддельный диплом о высшем образовании, за указанное время он фактически исполнял обязанности заместителя председателя администрации кожууна, указанную сумму за этот период 179498, 65 рублей он реально, фактически отработал. Вся зарплата работнику ФИО3 была начислена в соответствии с действующим законодательством РФ за реально отработанное время. Таким образом, взыскание заработной платы на указанную сумму с ФИО3 противоречило бы действующему законодательству и Трудовому Кодексу РФ.
В связи с изложенным, требование прокурора в этой части также подлежит отказу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Демдек Б.Х. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – жителей муниципального Бай-Тайгинского района Республики Тыва к исполняющему обязанности председателя администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва ФИО1 и заместителю председателя администрации Бай-Тайгинского района Республики Тыва по безопасности и правовым вопросам ФИО3 об обязании исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции путем расторжения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим от 24 апреля 2015 года и освобождения ФИО3 по инициативе работодателя на основании п.11 ст.81 ТК РФи п.3 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе РФ» и освобождения его от занимаемой должности заместителя председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» по безопасности и правовым вопросам немедленно, о признании незаконным распоряжения и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района от 30 июня 2015 года за №157 «О присвоении очередного классного чина ФИО3», о лишении ФИО3 классного чина «Муниципальный советник 3 класса», присвоенного как муниципальному служащему распоряжением от 30 июня 2015 года №157 и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района ФИО1 и о внесении запись в трудовую книжку ФИО3 об аннулировании указанного классного чина, о взыскании в пользу бюджета муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с ФИО3 суммы неосновательного обогащения в виде денежных средств, выплаченных ему в счет оплаты труда за период с 24 апреля по 14 августа 2015 года в размере 179498, 65 рублей в срок не позднее 31 декабря 2015 года, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжения и.о. председателя администрации Бай-Тайгинского района от 30 июня 2015 года за №157 «О присвоении очередного классного чина ФИО3».
Лишить ФИО3 классного чина «Муниципальный советник 3 класса», присвоенного как муниципальному служащему распоряжением от 30 июня 2015 года №157, внести запись в трудовую книжку ФИО3 об аннулировании указанного классного чина.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Тыва через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2015 года.
Председательствующий Калзан С.В.