ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/2017 от 20.07.2017 Октябрьского районного суда (Амурская область)

Дело (17)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 июля 2017 года

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Крицкой И.А.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора <адрес>ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – жителей Песчаноозерского сельсовета <адрес> к администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> об обязании администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц жителей Песчаноозерского сельсовета <адрес>, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией Песчаноозерского сельсовета. В ходе проверки установлено, что Песчаноозерским сельсоветом Правила землепользования и застройки утверждены решением от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные Правила не соответствуют требованиям градостроительного и земельного законодательства, в связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ с 2012 года. Наличие утвержденных правил землепользования и застройки поселения создает условия для четкого правового регулирования пользования земельными участками и зданиями, строениями, сооружениями на участке как единым комплексом и определяет права и обязанности на земельные участки в поселении, а также обеспечивает права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки, как документ необходим для упорядочивания градостроительной деятельности и оптимизации землепользования муниципального образования. Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета содержат устаревшие понятия и требования, в связи с чем, требуют привидения в соответствие действующему градостроительному и земельному законодательству. Наличие правил землепользования и застройки, не соответствующих нормам действующего законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей Песчаноозерского сельсовета, выражающееся в невозможности получить гражданами разрешений на приобретение земельных участков и дальнейшего строительства на них.

Истец просит: обязать администрацию Песчаноозерского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес>ФИО3ВА. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика – глава администрации Песчаноозерского сельсовета ФИО4, действующий на основании решения о результатах выборов главы муниципального образования Песчаноозерский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, от него в адрес суда поступило заявление о рассмотрении данного дела без его участия, исковые требования прокурора признает в полном объеме.

Представитель третьего лица Песчаноозерского сельского Совета народных депутатов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Выслушав мнение участников процесса, не возражавших на рассмотрении дела при указанной явке, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил: рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

<адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией Песчаноозерского сельсовета. Проверкой установлено, что Песчаноозерским сельсоветом Правила землепользования и застройки утверждены решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные Правила не соответствуют требованиям градостроительного и земельного законодательства, в связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ с 2012 года.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения в части проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (в том числе и по сроку проведения публичных слушаний в отдельных случаях не более 1 месяца). Вместе с тем, в ПЗЗ Трудового сельсовета такие изменения своего отражения не нашли.

Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования подготовки согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» внесены следующие изменения в Градостроительный кодекс РФ:

статья 1 дополнена новым пунктом «10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;»;

пункт 11 статьи 1 изложен в новой редакции (изменено понятие «красные линии»);

статья 1 дополнена пунктами 34 и 35;

пункт 4 части 3 изложен в следующей редакции: «4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;»;

статья 31 дополнена частью 3.1 следующего содержания «3.1. При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов)»;

статья 37 дополнена частью 2.1 следующего содержания: «2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.»;

статья 41 изложена в новой редакции: «Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории»;

дополнен статьями 41.1 «Общие требования к документации по планировке территории» и 41.2 «Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории»;

статья 42 изложена в новой редакции: «Статья 42. Проект планировки территории»;

статья 43 изложена в новой редакции: «Статья 43. Проект межевания территории»;

в статью 46 внесены изменения;

глава 5 изложена в новой редакции;

часть 1 статьи 51 изложена в новой редакции;

часть 1 статьи 55 изложена в новой редакции;

глава 7 дополнена статьей 57.3 следующего содержания: «Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка».

Наличие утвержденных правил землепользования и застройки поселения создает условия для четкого правового регулирования пользования земельными участками и зданиями, строениями, сооружениями на участке, как единым комплексом, и определяет права и обязанности на земельные участки в поселении, а также обеспечивает права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.Правила землепользования и застройки, как документ необходим для упорядочивания градостроительной деятельности и оптимизации землепользования муниципального образования.

Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета содержат устаревшие понятия и требования, в связи с чем, требуют привидения в соответствие действующему градостроительному и земельному законодательству.

Наличие правил землепользования и застройки, не соответствующих нормам действующего законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей Песчаноозерского сельсовета, выражающееся в невозможности получить гражданами разрешений на приобретение земельных участков и дальнейшего строительства на них.

В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за исполнением земель поселения, осуществление в случая, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

утверждение правил землепользования и застройки поселений;

утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

принятие решений о развитии застроенных территорий и другие.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются органами местного самоуправления поселений в целях:

создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Материалами дела подтверждается обоснованность заявленного иска. Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – жителей Песчаноозерского сельсовета <адрес> к администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> об обязании администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Песчаноозерского сельсовета <адрес> к администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> об обязании администрации Песчаноозерского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию Песчаноозерского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Песчаноозерского сельсовета в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в гражданскую коллегию Амурского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.А. Крицкая

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.