ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/2018 от 17.04.2018 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

гр. дело 2-188 /2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2018 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Бардунаевой А.Э.,

при секретаре Доржиевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к АО «Читаэнергосбыт» ТП «Бурятэнерго» о защите праве потребителя,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась истец ФИО6 с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что она является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>. Истец указывает, что ответчиком АО «Читаэнергосбыт» ежемесячно присылаются уведомления и смс- оповещения о наличии задолженности по электрической энергии предоставленной на общедомовые нужды по лицевому счету в размере 13069 руб. 33 коп., по лицевому счету в размере 7058 руб. 99 коп. С указанной задолженностью она не согласна, поскольку считает, что ОДН за электроэнергию начисляется необоснованно. По индивидуальным приборам учета электроэнергии она задолженности не имеет, так как ежемесячно производит оплату за электричество. В обоснование требований, истец указывает, что оснащение их дома общедомовым прибором учета было произведено с нарушениями, так как им как собственникам квартир не было предложено оснащение прибором учета, согласие на его установку они не давали, в общее имущество прибор учета не передан. Кроме того, в их доме отсутствуют места общего пользования, оборудованные энергопринимающими устройствами, кроме осветительных лампочек на лестничных площадках, которые не всегда освещают. Истец считает, что начисление расчетов электроэнергии на ОДН производимые ответчиком незаконны, поскольку перед установкой общедомового прибора учета не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующие акты не составлялись, капитальный ремонт электросетей не производился с ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с указанным, истец обратилась в суд и просит признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевые счета начисленной задолженности по электроэнергии на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости с учетом общедомового прибора учета –незаконными, обязать ответчика АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой Приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, исключить из лицевого счета суммы начислений по показаниям общедомового прибора учета, аннулировать задолженность начисленной пени по лицевым счетам и .

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Читаэнергосбыт», в качестве третьих лиц ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», ТСЖ «Уют».

В судебном заседании истец ФИО5 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконными действия ответчика АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевые счета начисленной задолженности по электроэнергии на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости с учетом общедомового прибора учета, обязать ответчика произвести перерасчет платы начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой Приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 с ДД.ММ.ГГГГ, исключив из лицевого счета сумму задолженности за ОДН в сумме 7058 руб. 99 коп., и пени 1208 руб. 90 коп., по лицевому счету в размере 13 069 руб. 33 коп. и пени в сумме 1969 руб. 62 коп., аннулировав указанную задолженность. В обоснование требований указав, что об установке общедомового прибора учета ее не уведомляли, общего собрания жильцов дома не проводилось, документов уполномочивающих управляющую компанию участвовать при составлении акта ввода приборов учета в эксплуатацию они не подписывали, каких-либо актов ей не вручалось, обследование технической возможности установки общедомового прибора учета также не проводилось. Кроме того, капитальный ремонт электросетей в их доме не проводился. Она является собственником двух квартир в многоквартирном доме по <адрес>, и ранее всегда производила оплату за ОДН, однако после того как стали приходить необоснованно большие счета за ОДН, она перестала производить оплату. В связи с чем стали начисляться такие суммы ей непонятно, считает, что это связано с тем, что ОДПУ установлен на подстанции, и к этому же прибору учета присоединены юридические лица. Просила суд удовлетворить заявленные требования с учетом уточнений в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Считает, что ОДН за электроэнергию начисляются истцу законно и обоснованно, поскольку в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> был установлен ОДПУ, и жильцами дома его установка не оспаривалась. В последующем было принято решение, что оплата за ОДН должна производиться по ОДПУ, в связи с чем по формуле было произведено доначисление оплаты. Считает, что оснований для перерасчета и аннулирования задолженности за ОДН не имеется, в связи с чем просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» ФИО8 не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее направив в адрес суда отзыв, согласно которому просила в удовлетворении требований истцу отказать в связи со следующим. Статья 12 ГК РФ устанавливает исчерпывающий список способов защиты права, однако истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку законом не предусмотрено оспаривания (признания) незаконным действий организаций, не наделенной государственными или иными публичными полномочиями. Общедомовой прибор учета по адресу: <адрес> был установлен ПАО «МРСК Сибири» не только для определения количества электрической энергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях определения количества электрической энергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика для учета потерь и для определения объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по передаче электрической энергии. Соответственно, данный прибор учета был установлен и применяется для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. В связи с чем, установка и введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии не нарушает права собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Оспариваемый истцом финансово-лицевой счет не носит властно –распорядительного характера, не содержит обязательных распоряжений, нарушающих права и законные интересы потребителя, не влечет для истца негативных последствий и не порождает для него обязанностей по оплате. Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны были оснастить дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ. В противном случае, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны самостоятельно установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить за их установку. В связи с чем указанное явилось основанием для установки общедомового прибора учета в доме истца за счет собственных средств. Также указывает, что соблюдение, либо несоблюдение порядка установки ОДПУ и ввода его в эксплуатацию не может свидетельствовать о неисправности прибора учета, поскольку спорный общедомовой прибор учета был в установленном законом порядке введен в эксплуатацию и допущен к коммерческому учету коммунальных ресурсов. Требования об отмене необоснованно начисленной платы за общедомовые нужды могут быть удовлетворены судом только в том случае, если истцом будет доказано, что прибор учета был неисправен, а показания являются недостоверными. Отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истца каких-либо нарушения прав и законных интересов, поскольку изменение условий расчета для истца происходит только в случае введения общедомового прибора в эксплуатацию, к которому требование об уведомлении потребителя не применяется. При этом при вводе в эксплуатацию ОДПУ присутствовал представитель управляющей организации, который от имени собственников помещений в многоквартирном доме вправе участвовать в правоотношениях по установке, вводе в эксплуатацию ОДПУ. В связи с чем истцом не представлено доказательств проведения проверки ОДПУ и выявлений недостатков в его работе. Указывает, что на сетевую организацию, осуществляющую установку прибора учета на границе своих сетей не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома. В связи с чем просит суд отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ТСЖ «Уют» ФИО9, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку действительно общедомовой прибор учета установлен на подстанции, а не в самом многоквартирном доме, и к установленному ОДПУ присоединены три индивидуальных предпринимателя. Они по данному вопросу обращались в РЭС, в АО «Читаэнергосбыт», но ответов на их обращения не последовало. Действительно ввод в эксплуатацию ОДПУ проводился в присутствии представителя ТСЖ «Уют», однако собственники многоквартирного дома об этом не уведомлялись, общего собрания не проводилось, и каких-либо документов, наделяющих их полномочиями выступать от имени жильцов дома при вводе в эксплуатацию ОДПУ, и при его замене у них не было. При установке ОДПУ, затем его последующей замене техническая возможность его установки также не проводилась, поскольку капитальный ремонт дома ни разу не проводился с момента постройки его в ДД.ММ.ГГГГ году. Считает, что данные предоставленные на основании установленного ОДПУ не могут быть взяты как расчетные. В связи с чем просила заявленные истцом требования удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из п.3 ст.539 Гражданского Кодекса РФ следует, что к отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.

В соответствии со ст.544 Гражданского Кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п.4 ст.154 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Из ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Согласно ч.10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Из п.36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37 Правил).

Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Из п. 45 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. (п.46 Правил).

Ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрен состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.13 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.

При расчетах учитываются такие данные как, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.

Согласно п.17 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 05.08.2014 г. №252 с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Бурятия статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен АО «Читаэнергосбыт».

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО5 является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>.

Представленные суду финансовые лицевые счета оформлены на истца ФИО5 Таким образом, между истцом и АО «Читаэнергосбыт» заключены договора энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети.

Из выписок из финансового лицевого счета потребителя, а также пояснений представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» следует, что АО «Читаэнергосбыт» был произведен перерасчет начислений платы электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в сторону доначисления с учетом показаний ОДПУ по формуле согласно п.13 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Как следует из представленного суду Акта от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию - многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> был оснащен общедомовым прибором учета с заводским номером . При составлении акта о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию участвовали представители ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» ФИО1, ФИО4 и представитель УК ТСЖ «Уют» ФИО2

Из представленного суду Акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного сотрудниками ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию следует, что произведена замена общедомового прибора учета с заводским номером на общедомовой прибор учета Рим 489 с заводским номером . При составлении данного акта о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию участвовали представители ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» ФИО1, ФИО4 и представитель УК ТСЖ «Уют» ФИО2

Согласно указанным Актам местом установки общедомового прибора учета являлось ВРУ -0,4 Кв. в ТП (вводно- распределительное устройство трансформаторная подстанция) МКД по <адрес>.

Из представленного Акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного сотрудником ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» ФИО1 и подписанного представителем АО «Читаэнергосбыт» ФИО3. следует, что на приборе учета электроэнергии, установленного на многоквартирном доме по <адрес> дополнительно присоединены 4 абонента, 3 из которых индивидуальные предприниматели. В связи с чем требуется установить прибор учета электроэнергии конкретно на многоквартирном доме по <адрес>. Выдано предписание выполнить указанное в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом каких-либо доказательств ответчиком, третьим лицом, что указанные в данном акте требования выполнены, не представлено.

Представителем третьего лица ТСЖ «Уют» ФИО9 в ходе рассмотрения дела представлены письма адресованные начальнику Кяхтинского РЭС, АО «Читаэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой перенести ОДПУ электрической энергии на многоквартирный дом с трансформаторной подстанции находящейся по <адрес>, непосредственно на многоквартирный дом по <адрес> составить Акт осмотра ОДПУ по <адрес> связи с подключением к ОДПУ юридических лиц и произвести перерасчет ОДН. Однако, как следует из пояснений представителя третьего лица какого –либо акта в связи с обращением составлено не было, так же как не был произведен перерасчет ОДН жителям многоквартирного дома по <адрес>.

Из п. п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года N 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.

В соответствии с абз. 1 п. 1.5.27 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание. (утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

Согласно абз. 3 п. 1.5.27 ПУЭ допускается размещение счетчиков в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. Однако, при этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время.. . для обеспечения.. . положительной температуры, но не выше +20 град. C.

При этом допускается высота установки прибора учета менее 0.8 м, но не менее 0.4 м.

Суд при оценке представленных доказательств, учитывает, что требования о признании незаконным установки ОДПУ истцом не заявляются.

Как следует из п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" установлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим Актом, составленным проводящем обследование лицом по утвержденной форме.

Согласно представленной справке с ТСЖ «Уют», многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> -ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт системы электроснабжения не проводился.

В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 28.02.2014 N 77 "Об утверждении Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, из которой следует, что срок проведения капитального ремонта системы электроснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ г.

Истцом ФИО5 в ходе рассмотрения дела представлена рабочая документация, разработанная ООО «Энергия» по заказу НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Республике Бурятия» по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Из пояснений истца следует, что указанный ремонт системы электроснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что на момент установки общедомового прибора учета электроэнергии обследование жилого дома по адресу:. <адрес> не проводилось, не проверялась техническая возможность установки общедомового прибора учета, как первоначально, так и при его замене, соответствующие Акты не составлялись, сведений о составлении Актов обследования на предмет установления общедомового прибора учета, суду не представлено.

Довод представителя третьего лица ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», что прибор учета был установлен ими, так как не был установлен собственниками помещений в многоквартирном доме, не отменяет необходимость проверки технической возможности установки такого прибора.

Таким образом, исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что дом в котором установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, подлежит капитальному ремонту, что вновь указывает о неправомерности его установки, поскольку документов о наличии технической возможности установки прибора учета в указанном выше многоквартирном доме, требующего капитального ремонта системы электроснабжения, не представлено.

При таких условиях, установку ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> нельзя признать соответствующей указанным критериям, произведенной при наличии технической возможности установки данного прибора, что в целом позволяет сделать вывод о том, что общедомовой прибор учета электрической энергии не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на общедомовые нужды.

Из п. 152 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 следует, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.

Исходя из указанной нормы, суду не представлено доказательств о проведении общего собрания собственников жилых помещений, а также извещения собственников дома о дате и времени допусков приборов учета, при вводе прибора в эксплуатацию присутствовал представитель УК ТСЖ «Уют», однако доказательств того, что он был уполномочен на участие в допуске ОДПУ соответствующим образом, материалы дела не содержат.

При этом из пояснений представителя третьего лица ТСЖ «Уют» в судебном заседании следует, что собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета не уведомлялись, общего собрания жильцов не проводилось, документы, которые уполномочивают ТСЖ «Уют» на участие от представителей собственников жилых помещений в МКД при вводе в эксплуатацию ОДПУ у них отсутствуют.

С учетом вышеизложенного суд считает, что доводы представителя ответчика, третьего лица не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергнуты вышеуказанными обстоятельствами.

Таким образом, суду ответчиком, третьим лицом не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о достоверности показаний ОДПУ, сведений, послуживших основанием для расчета по формуле объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, прийти к бесспорному выводу о достоверности правильности расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном многоквартирном доме, оснований не имеется, вследствие чего суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле .

Как следует из материалов дела и установлено судом, показания общедомового прибора учета электроэнергии учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды, между тем, с учетом изложенного выше, суд находит действия ответчика, связанные с перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, незаконными, вследствие этого считает незаконным, нарушающим права истца как потребителя, включение в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний общедомового прибора учета. Расчет платы подлежит в соответствии с формулой 15 приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета с ДД.ММ.ГГГГ.

Из справок представленных истцом с АО «Читаэнергосбыт» следует, что задолженность за ОДН по электроэнергии потребителя ФИО5 по адресу:<адрес> лицевой счет составляет 13 069 руб. 33 коп., пени 1969 руб. 62 коп., по адресу: <адрес> лицевой счет составляет 7058 руб. 99 коп., пени 1208 руб.90коп.

В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами суд полагает, что указанная задолженность должна быть аннулирована ответчиком (исключена из лицевого счета), и произведен ее перерасчет.

С учетом изложенного выше, суд считает исковые требования ФИО5 подлежащими удовлетворению.

Исходя из ст. 103 ГПК РФ с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истцы были освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5– удовлетворить.

Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевые счета начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете стоимости, использованной на общедомовые нужды электрической энергии, произведенной АО «Читаэнергосбыт», с учетом общедомового прибора учета - незаконными.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период с ДД.ММ.ГГГГ, аннулировать (исключить из лицевого счета) задолженность по лицевому счету в сумме 13 069 рублей 33 копейки., пени 1969 рублей 62 копейки, по лицевому счету в сумме 7058 рублей 99 копеек, пени 1208 рублей 90 копеек.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Город Кяхта» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Э.Бардунаева