Дело № 2-188/2022 год УИД: 48RS0016-01-2022-000145-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Село Становое 26 апреля 2022 года
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
судьи Л.П. Васиной,
с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,
при секретаре А.А. Лаухине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Становлянского района, в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий по установке пандуса с поручнями перед входом в здание магазина- парикмахерской, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения, оборудованию машино-мест для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий по установке пандуса с поручнями перед входом в здание магазина- парикмахерской, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения, оборудованию машино-мест для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов.
В заявлении указывает, что прокуратурой Становлянского района на основании информации главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности магазина- парикмахерской с подвальным помещением ИП ФИО1, расположенного по адресу: Липецкая <адрес>.
Вышеуказанный объект недвижимости относится к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест, возможности беспрепятственного их движения по коммуникационным путям и пространству, а именно: вход в магазин- парикмахерскую с подвальным помещением оборудован пандусом, вместе с тем угол его наклона составил 29 %, что не соответствует установленным нормам действующего законодательства, также отсутствуют поручни на пандусе с обеих сторон, не оборудованы машино-места для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов, а также отсутствуют наружные вызывные устройства (кнопка вызова) или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.04.2013 г., ФИО1 является собственником магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>.
Выявленные нарушения законодательства, по мнению прокурора, являются существенными и нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством.
На основании изложенного, прокурор района просит обязать ИП ФИО1 в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- установить пандус с поручнями перед входом в здание магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.1.7, 5.1.14 и п. 5.1.16 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- установить наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения перед входом в здание магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 6.1.1 и п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- оборудовать машино-место для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов вблизи магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.2.1 и п. 5.2.4 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Помощник прокурора Становлянского района А.В. Герасимов в судебном заседании иск поддержал, сославшись на изложенные в заявлении доводы.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение по делу принять на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В статьях 20, 37, 41, 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жизнь, охрану здоровья, безопасные условия труда и образование.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 года, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Согласно п. 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975 года) инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
В силу п. 3 указанного выше международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность, их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной.
Согласно п. 5 Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Становлянского рай она на основании информации главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности магазина- парикмахерской с подвальным помещением ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проверки 10.03.2022 года установлено, что на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест, возможности беспрепятственного их движения по коммуникационным путям и пространству, а именно: вход в магазин- парикмахерскую с подвальным помещением оборудован пандусом, угол наклона которого составил 29 %, что не соответствует установленным нормам действующего законодательства, кроме того, отсутствуют поручни на пандусе с обеих сторон, а также не оборудованы машино- места для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов, отсутствуют наружные вызывные устройства (кнопка вызова) или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.04.2013 г. серии № (л.д. 19), ФИО1 является собственником магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в налоговом органе 17.02.2000 года; зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.04.2004 года, что подтверждается соответствующими свидетельствами на л.д. 17,18 и Выпиской из ЕГРИП № № от 12.03.2022 года на л.д. 21-26.
В соответствии со ст. 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, организации независимо от организационно правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В соответствии со статьей 2 выше указанного федерального закона, под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.Согласно статье 15 выше указанного федерального закона, организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Таким образом, вышеуказанный объект недвижимости- магазин- парикмахерская с подвальным помещением, находящийся в собственности ИП ФИО1, относится к объектам социальной инфраструктуры.Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 704/пр. утверждён Свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В силу п.4.4 СП 59.13330.2020, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.В п. 5.1.14 закреплено, что лестницы должны дублироваться пандусами при перепаде высот от 0,014 м. до 6.0 м. или подъемными устройствами. Согласно п. 5.1.16, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0.9 м. и 0.7 м., верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте. В силу п. 5.2.1, на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино- мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино- мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, определять расчетом, при числе мест от общего числа. Каждое специализированное машино- место для транспортного средств инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания – дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий – знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.д.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1.5 до 2.0 м., в иных случаях – на высоте 2.1 м. до нижнего края знака. Согласно п. 5.1.7, поперечный уклон пешеходных путей должен составлять от 5 до 20 (от 1:200 до 1:50). В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. Согласно п. 6.5.9, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах. Таким образом, судом делается вывод, что выявленные нарушения законодательства на объекте социальной инфраструктуры, принадлежащем ИП ФИО1, являются существенными и нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством. С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 не принимает объективные меры по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов, чем нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В связи с этим прокурор, в соответствии со статьёй 45 ГПК РФ, обращается в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора Становлянского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ИП ФИО1 к совершению действий по установке пандусов с поручнями перед входами в здание магазина- парикмахерской в соответствии с требованиями СП, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильных указателей для инвалидов с нарушением зрения, оборудованию машино- мест для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов, подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: …
9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; ….
Согласно п. 3 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей;….
Принимая во внимание, что прокурор Становлянского района Липецкой области от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления освобождён, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с ИП ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета Становлянского муниципального района Липецкой области.
Руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП <данные изъяты>
- установить пандус с поручнями перед входом в здание магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: с<адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.1.7, 5.1.14 и п. 5.1.16 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- установить наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения перед входом в здание магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 6.1.1 и п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- оборудовать машино- место для стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов вблизи магазина- парикмахерской с подвальным помещением, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.2.1 и п. 5.2.4 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Указанные выше действия произвести в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ОГРНИП <данные изъяты> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход бюджета Становлянского муниципального района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.П. Васина
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2022 года
Судья Л.П. Васина