ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188/2022УИД от 28.03.2022 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 2-188/2022 УИД: 53RS0002-01-2021-003584-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 28 марта 2022 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Петровой М.Е.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО7 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и назначению пенсионного обеспечения,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с указанным иском к ГУ - ОПФР по Новгородской области, мотивируя заявленные требования тем, что 19 октября 2021 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой занималась более 25 лет (пп. 19 п. 1 ст. 30 закона «О страховых пенсиях»). Решением от 25 октября 2021 года № в назначении пенсии отказано. Из стажа исключен период работы с 28 июня 1993 года по 21 декабря 1998 года в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей – сирот, так как наименование учреждения не соответствует Спискам. Стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на 31 декабря 2020 года определен в размере 20 лет 07 месяцев. Считает указанное решение незаконным. 28 июня 1993 года она была принята на должность воспитателя в школьное отделение Объединения учреждений для детей сирот, работала в этой должности до 29 августа 2005 года. Приказом № 115 от 12 мая 1992 года Комитета образования Новгородской области были закрыты школьный и дошкольный детский дом г. Боровичи и на их базе (закрытых интернатных учреждений) 01 сентября 1992 года было открыто государственное Объединение учреждений для детей-сирот, которое явилось правопреемником школьного и дошкольного детского дома для детей - сирот г. Боровичи. Приказом № 297 от 01 июля 1996 года отдела образования Администрации г. Боровичи и Боровичского района было учреждено муниципальное образовательное учреждение Объединение учреждений для детей-сирот, которое явилось правопреемником государственного Объединения учреждений для детей-сирот. Приказом отделом образования № 599 от 20 декабря 1999 года Администрации г. Боровичи и Боровичского района, распоряжением Администрации г. Боровичи и Боровичского района № 686-рз от 22 декабря 1999 года МОУ «Объединения учреждений для детей сирот» было переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое явилось правопреемником МОУ «Объединения учреждений для детей сирот». 15 сентября 2006 года работодатель переименован в Государственное образовательное учреждение «Детский дом - школа». В связи с переименованием учреждения место работы воспитателей, должностные обязанности, существенные условия труда, режим труда и отдыха оставались неизменными. Осталась прежней и цель деятельности учреждения. Контингент детей также не изменялся. Поэтому работа в должности воспитателя в связи с переименованием работодателя не претерпевала каких-либо изменений. Обязанности воспитателя дошкольного, школьного отделения, специальной школы - интерната Объединения учреждений для детей сирот, как до его переименования, так и после были типовыми и установлены Приказом Минобразования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ № 463/1268 от 31 августа 1995 года по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 года №46), Приказом Минобразования РФ от 27.02.1995 № 92 «О службе охраны труда». Заработная плата воспитателей, обозначенных выше учреждений, исчислялась на основании Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94 «Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения». В педагогический стаж для исчисления заработной платы воспитателей включалось время их работы во всех этих учреждениях. Воспитателям предоставлялся ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».

Государственное Объединение учреждений для детей-сирот являлось правопреемником школьного детского дома для детей - сирот г. Боровичи. Устав был утверждён 05 октября 1993 года. Приоритетным направлением деятельности Объединения стала работа по привитию трудовых навыков, обучению и воспитанию детей-сирот, привитию у них навыков самостоятельности в жизни. Школьный и дошкольный детский дом стали отделениями Объединения учреждений для детей-сирот, а перевод воспитанников был осуществлён на это школьное и дошкольное отделения. В Объединение вошли: дошкольный детский дом, школьный детский дом, школа - интернат для слабовидящих детей, школа – интернат. До вхождения в состав Объединения каждое образовательное учреждение было самостоятельным юридическим лицом, и работа воспитателем в каждом из них давала право на льготную пенсию. Причиной переименования работодателя в распоряжении Администрации г. Боровичи и Боровичского района № 686-рз от 22 декабря 1999 года указано Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (которым были утверждены Списки учреждений и педагогических работников, которым назначается досрочная пенсия). Таким образом, Администрация г. Боровичи и Боровичского района привела наименование образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства и педагогическая деятельность в этом же учреждении, но после его переименования стала засчитываться в льготный стаж.

Приказом директора МОУ «Детский дом-школа» от 25 января 2000 года № 35 была утверждена структура образовательного учреждения, в которую вошли (в том числе): детский дом (школьный), детский дом (дошкольный), коррекционная школа - интернат. Таким образом, первоначально детский дом был самостоятельным учреждением (до 1992 года), затем вошёл в состав Объединения в виде школьного и дошкольного отделений, в последующем (в 2000 году) стал снова самостоятельным детским домом в составе Детского дома - школы. Контингент воспитанников учреждения, цели, задачи и предмет деятельности при смене названия учреждения не менялись. Должностные обязанности воспитателя вспомогательного отделения (коррекционной школы - интерната), дошкольного и школьного отделений Объединения фактически совпадают с должностными обязанностями воспитателя, установленными Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» (приложение 2) и совпадают с должностными обязанностями воспитателя МОУ «Детского дома-школы». Требования о выполнении нормы педагогической нагрузки за ставку заработной платы в спорный период не было.

Считает, что спорный период возможно засчитать в педагогический стаж как на основании действующего, так и на основании действовавшего в спорный период Списков профессий, должностей и учреждений… Полагает, что 25 лет стажа с учётом «отложенного права» на день обращения за пенсией у нее был.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика засчитать в педагогический стаж: период работы с 28 июня 1993 г. по 21 декабря 1999 года в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей – сирот (за исключением периодов отпуска по уходу за ребенком с 19 мая 1996 года по 29 ноября 1997 года, дней без сохранения заработной платы 05 августа 1994 года, с 24 сентября 1995 года по 26 сентября 1995 года); курсы повышения квалификации с 16 января 2012 года по 20 января 2012 года, с 27 февраля 2012 года по 29 февраля 2012 года, с 07 октября 2013 года по 10 октября 2013 года; период с 30 июля 2019 года по 12 августа 2019 года; решение от 25 октября 2021 г. № об отказе в установлении пенсии признать незаконным; обязать назначить пенсию с 01 декабря 2021 года.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, просил удовлетворить, уточнив дату, с которой истец просит назначить ей пенсионное обеспечение – с 15 декабря 2021 года.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела, полагая решение об отказе в назначении пенсии истцу законным и обоснованным. Спорный период трудовой деятельности в «Объединении учреждения для детей-сирот» не включен в льготный стаж, поскольку наименование такого учреждения соответствующими Списками льготных профессий не предусмотрено. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены пенсионным органом, поскольку представленная работодателем справка об отвлечении истца от основной деятельности не содержала информации о нахождении ее в данные периоды на курсах повышения квалификации. Представленные в ходе судебного разбирательства сведения не были предметом рассмотрения пенсионным органном, поэтому не являются основанием для признания решения пенсионного органа не законным. Относительно последнего спорного периода, на момент принятия пенсионным органом оспариваемого решения, данный период был указан с кодом «неопл.», что означает, что истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Соответственно на законных основаниях ответчиком не был включен данный период в льготный стаж. Представленные в марте 2022 года сведения о том, что истица находилась в этот период в очередном отпуске, который подлежит включения в льготный стаж, не могу повлиять на вынесенное в 2021 году решение.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени. Из изложенного следует, что при оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачёт в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Разделом 1 наименования должностей и п.1.3 раздела наименований учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрена должность «воспитатель», и такие образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как школа-интернат, специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии, детский дом, детский дом-школа.

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463, который может быть применен к периодам работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, также были предусмотрены детские дома всех типов и наименований, школы-интернаты и должности воспитателя.

Из материалов дела следует, что решением от 25 октября 2021 года № ОПФР по Новгородской области по результатам рассмотрения поступившего 19 октября 2021 года заявления ФИО3 ей отказано в назначении пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Стаж педагогической деятельности ФИО3 на 31.12.2020 определен в 20 лет 07 месяцев 00 дней. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен период работы с 08.06.1993 года по 21.12.1999 года в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот, так как наименование учреждения не соответствует тем, которые предусмотрены Списками, а также периоды с 16.01.2012 по 20.01.2012, с 27.02.2012 по 29.02.2012, с 07.10.2013 по 10.10.2013, с 11.11.2013 по 12.11.2013, с 30.07.2019 по 12.08.2019, так как выписка из ИЛС не содержит сведений о льготном характере работы.

Согласно трудовой книжке истца 28 июня 1993 года ФИО3 была принята на должность воспитателя в школьное отделение Объединения учреждений для детей сирот (запись №2); далее внесены сведения «28 июня 1993 года считать принятой в школьный детский дом» (запись №3); 22 декабря 1999 года Объединение учреждений для детей-сирот переименовано в МОУ «Детский дом-школа» (запись №4); 29.08.2005 уволена по ст.80 ТК РФ (собственное желание); 01.09.2005 принята на должность воспитателя в МДОУ компенсирующего вида – детский сад №18 (запись №8), далее записи о переименовании и реорганизациях указанного образовательного учреждения, переводе на иные должности, присвоении квалификационных категорий.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью №58 от 21.01.2020, представленной ГОБОУ «Школа-интернат №5» в УПФР в г. Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области, ФИО3 работала в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот г. Боровичи с 28.06.1993 по 29.08.2005, по основному месту работы, постоянно и на полный рабочий день, за исключением дней без сохранения заработной платы 05.08.1994, 24.09.1995, 25.09.1995, 26.09.1995, предоставлялись учебные отпуска в 2004, 2005, 2005 годах.

Из представленной в материалы дела исторической справки, следует, что 01 сентября 1992 года школьный и дошкольный детские дома, школа-интернат для слабовидящих детей, Жадинская вспомогательная школа-интернат переименованы в Объединение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 01 июля 1996 года Объединение учреждений для детей сирот переименовано в Муниципальное образовательное «Объединение учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 22 декабря 1999 года на основании распоряжения Администрации г. Боровичи и Боровичского района № 686-рз от 22 декабря 1999 г. в соответствии с Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067 МОУ «Объединения учреждений для детей сирот» было переименовано в МОУ «Детский дом-школа для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое является правопреемником «Объединения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 15 сентября 2006 года МОУ «Детский дом-школа» переименовано в государственное образовательное учреждение «Детский дом-школа» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из приказа комитета образования Администрации Новгородской области от 12 мая 1992 года № 115, с 31 августа 1992 года закрыт школьный и дошкольный детские дома, школа-интернат для слабовидящих детей, Жадинская вспомогательная школа-интернат; на базе закрытых интернатных учреждений с 1 сентября 1992 года открыто объединение учреждения для детей-сирот; на заведующую отделом г. Боровичи и Боровичского района ФИО4 возложено обеспечение до 20 августа 1992 года передача основных фондов, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей правопреемнику - Объединение учреждения для детей-сирот, перевод воспитанников закрываемых интернатных учреждений на соответствующие отделения Объединения учреждения для детей-сирот.

Как следует из устава ГОУ «Объединение учреждений для детей-сирот», утвержденного решением комитета образования Администрации Новгородской области от 5 октября 1993 года, Объединение учреждений для детей-сирот создано в форме государственного образовательного учреждения в результате реорганизации дошкольного детского дома, школьного детского дома, вспомогательной школы - интернат для слабовидящих детей и Жадинской вспомогательной школы - интернат и является их правопреемником; основной целью деятельности данного учреждения является обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление преемственности в воспитании детей-сирот дошкольного, школьного возрастов, детей с отклонениями и недостатками в умственном и физическом развитии, выявление, диагностика детей, закрепленных территорий для создания надлежащих условий их обучения и воспитания.

В Уставе МОУ «Детский дом-школа» отражено, что учреждение является правопреемником Объединения учреждений для детей-сирот.

Должностные обязанности воспитателя Объединения учреждений для детей-сирот соответствуют должностным обязанностям воспитателя, установленным Постановлением Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» и идентичны должностным обязанностям учителя МОУ «Детский дом-школа».

Ответчиком период работы истца с 22.12.1999 по 29.08.2005 в БОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1» в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включен.

В период работы в должности воспитателя с 28 июня 1993 года по 21 декабря 1999 года в Объединении учреждений для детей-сирот, ФИО3 выполняла такие же функциональные обязанности, как в должности воспитателя с 22 декабря 1999 года по 29 августа 2005 года в МОУ «Детский дом-школа», которые не оспариваются ответчиком как подлежащие включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. При этом в указанный период времени ФИО3 фактически работала на одном и том же рабочем месте. Должностные обязанности, характер трудовой деятельности, режим труда и отдыха истца также не изменялись, то есть фактически ФИО3 работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком № 463, Списком № 1067 и Списком № 781, однако в силу принятого 01.09.1992 года решения такое учреждение являлось структурным подразделением Объединения учреждений для детей-сирот.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует об исполнении ФИО3 в спорный период обязанностей воспитателя в детском доме, в связи с чем он подлежат включению в её специальный стаж (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и дней без сохранения заработной платы).

Относительно требований о включении в стаж ФИО3, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах по повышению квалификации - с 16 по 20 января 2012 года, с 27 по 29 февраля 2012 года, с 07 по 10 октября 2013 года, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно п.3(1) Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (в ред. от 04.03.2021) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации и в командировках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Согласно справке МАОУ «СОШ № 1» от 21 марта 2022 года № 64 ФИО3 работает с 01 сентября 2005 года по настоящее время в должности учителя-дефектолога, в периоды прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования с 16.01.2012 по 20.01.2012 года, с 27.02.2012 по 29.02.2012, с 07.10.2013 по 10.10.2013 за ней сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата, за нее осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ФИО3 направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением своего места работы и средней заработной платы. Она, как и другие работники, подлежала государственному социальному страхованию, и работодатель уплачивал взносы на социальное страхование согласно нормам законодательства, действующим в те периоды времени. Указанные периоды нахождения ФИО3 на курсах повышения квалификации подтверждены документально. Таким образом, данные нормативно-правовые акты позволяют засчитать ФИО3 приведенные периоды в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Также ответчиком при определении стажа ФИО3 не включен период с 30 июля 2019 года по 12 августа 2019 года, поскольку работодателем истца представлены сведения об указанном периоде с кодом НЕОПЛ, соответствующие сведения были внесены на ИЛС ФИО3 и принимались во внимание при рассмотрении её заявления о назначении пенсионного обеспечения.

21 марта 2022 года МАОУ СОШ № 1 представлены в ГУ - ОПФР по Новгородской области данные о корректировке сведений по форме СЗВ-КОРР за 2019 года на застрахованное лицо ФИО3 в отношении периода с 12.08.2019 по 12.08.2019 с кодом 27-ПД, в графе дополнительные сведения указано – ДЛОТПУСК, то есть указанный период также подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Представление работодателем недостоверных сведений о периодах работы истца, отраженных в ИЛС, не является виной истца, в связи с чем ФИО3 не может быть лишена прав на пенсионное обеспечение на основании обращения от 19.10.2021, с учетом в числе прочих и указанного периода.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Судом установлено, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ФИО3 по независящим от неё причинам не могла своевременно представить документы, подтверждающие осуществление ею трудовой деятельности в спорный период с особыми условиями труда.

Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если дата возникновения права на страховую пенсию по старости приходится на 2020 год, то назначение страховой пенсии по старости происходит не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, законом предусмотрено, что страховая пенсия по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам, приобретшим стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2020 году должна назначаться не с момента возникновения права, а не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию, то есть право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

При этом назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Установлено, что на момент обращения в территориальный пенсионный орган 19 октября 2021 года специальный стаж ФИО3 по сведениям ОПФР по Новгородской области на 31.12.2020 составил 20 лет 07 месяцев 00 дней. С учётом необходимости включения в специальный стаж указанных выше спорных периодов общая продолжительность специального стажа истца на 31.12.2020 составит более 25 лет 06 месяцев.

Сам по себе факт необоснованного отказа пенсионным органом во включении определенных периодов работы в специальный стаж истца не должен порождать для него негативных правовых последствий, вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Учитывая наличие волеизъявления истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, обращавшегося в пенсионный орган с заявлением 19 октября 2021 года, принимая во внимание, что на заявленную истцом дату отложенный срок назначения испрашиваемой страховой пенсии наступил, а пенсионным органом до настоящего времени решения по назначению пенсии не принято, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о возложении обязанности на ответчика по назначению пенсии с 15 декабря 2021 года.

В связи с удовлетворением исковых требований, на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области в пользу ФИО3 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО3 ФИО8 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области засчитать в стаж ФИО3 ФИО10, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период ее работы в «Объединении учреждений для детей-сирот» в должности воспитателя с 28 июня 1993 года по 21 декабря 1999 года (за исключением периодов отпуска по уходу за ребенком с 19 мая 1996 года по 29 ноября 1997 года, дней без сохранения заработной платы 05 августа 1994 года, 24 сентября 1995 года, 25 сентября 1995 года, 26 сентября 1995 года), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16 января 2012 года по 20 января 2012 года, с 27 февраля 2012 года по 29 февраля 2012 года, с 07 октября 2013 года по 10 октября 2013 года, период с 30 июля 2019 года по 12 августа 2019 года и назначить пенсионное обеспечение ФИО3 ФИО11 с 15 декабря 2021 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области в пользу ФИО3 ФИО12 судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 04 апреля 2022 года.

Судья С.А. Иванова