Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-189/2011
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2011 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глебовой И.Г.,
при секретаре Михалициной Л.Э.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» г. Екатеринбурга, ООО «Единый расчетный центр» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, указал что жена ФИО3 является собственником доли в квартире *** в г.Екатеринбурге. 27.08.2007 она заключила договор № *** управления многоквартирным домом с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района». В квартире кроме ФИО3 проживают муж ФИО1 и дети. Квартира оборудована индивидуальным прибором учета электроэнергии. Задолженности по оплате коммунальных услуг нет. В квитанциях на оплату коммунальных услуг с июня 2009 года ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» и ООО «Единый расчетный центр» самовольно стали включать графу: электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учета. Считает, что ответчики незаконно выставляют счета по данной коммунальной услуге. В подъезде висит одна лампочка на этаже, но счета приходят такие, что, кажется, будто оплачивается электроэнергия за весь дом. К оплате предъявлено в некоторые месяцы в 2-3 раза больше, чем по прибору учета за свою квартиру. Начисления произведены за июнь 2009 года - *** руб., июль 2009 года - *** руб., август 2009 года - *** руб., сентябрь 2009 года - *** руб., октябрь 2009 года - *** руб., ноябрь 2009 года - *** руб., декабрь 2009 года - *** руб., январь 2010 года - *** руб., февраль 2010 года - ***., март 2010 года – *** руб., апрель 2010 года - *** руб., май 2010 года - *** руб.. Всего предъявлено к оплате *** руб. В доме нет никаких сторонних организаций. Соседям, которые оплачивают по нормативу, за год насчитали по данной услуге *** руб. Непонятно, почему такая разница в оплате. Оплата должна быть в разумных пределах. Кроме того, имеется решение Чкаловского районного суда, где указано, что взыскание оплаты электроэнергии по показаниям общедомовых приборов учета незаконно.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, в предыдущем заседании ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, возражал против иска, указал, что в графу содержание жилья затраты на общедомовую электроэнергию не входят. Услуга «содержание общего имущества» включает в себя затраты на то, чтобы все в доме нормально функционировало. Если в доме есть лифт, то содержание жилья предусматривает только создание условий для функционирования лифта. Отдельно выставляются затраты на электроэнергию, которую лифт потребляет. Согласно Пункт 22 Постановления №307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Довод истца, что ответчик нарушает условия договора управления многоквартирным домом не основателен. Пункт 3.3. данного договора указывает, что размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленными действующим законодательством с учетом площади помещения, численности зарегистрированных в помещении лиц, по тарифам и нормативам потребления. Истцы говорят о том, что не предупреждались об изменении договора. Но эта услуга не является дополнительной. Тарифы на коммунальные услуги, в том числе электроэнергия утверждаются ежегодно. Ответчик условия договора не менял, дополнительной услуги не включал, так как услуга «электроэнергия по общедомовым показания» входит в состав коммунальных услуг. На доме есть общедомовые счетчики, они надлежащим образом поверены. Показания по счетчиками ежемесячно заносятся в журналы. Граждане имеют право присутствовать при снятии показаний со счетчиков.
Представитель третьего лица ООО «Единый Расчетный Центр» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 166), представил пакет документов, на основании которых были произведены начисления по общедомовым приборам учета за электроэнергию истцам. В отзыве указал, что ООО «Единый Расчетный Центр» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, которым управляет ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района», на основании агентского договора. В соответствии с указанным договором ООО «Единый Расчетный Центр» проводит начисления по лицевым счетам граждан на основании данных, представляемых управляющей компанией. С июня 2009 года ООО «Единый Расчетный Центр» на основании получаемых от ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» данных об объемах потребления, определенных по показаниям общедомовых приборов учета проводит соответствующие начисления за общедомовое потребление электроэнергии по лицевому счету истца. Порядок и алгоритмы проведения начислений (корректировки платы) за коммунальные услуги с учетом показаний общедомовых приборов учета, а размера платы, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила). Правила устанавливают порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (электроэнергию) при наличии в доме общедомовых приборов учета и оборудовании дома полностью или частично индивидуальными приборами учета. По данным «Единого Расчетного Центра», полученным из управляющей компании, многоквартирный дом, в котором проживает истец, оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Жилое помещение истца оборудовано индивидуальным двухтарифным прибором учета электроэнергии, соответственно, начисления за электроэнергию проведены в соответствии с п. 23 Правил согласно формуле № 9, указанной в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании распоряжения управляющей компании были проведены начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии. В связи с тем, что начисления проведены в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют. Потребителям коммунальных услуг, проживающим в жилом фонде, управление которым осуществляет ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района», предоставлялась и предоставляется полная и достоверная информация об оказываемых услугах. Так, при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета в адрес всех потребителей, по лицевым счетам которых были проведены соответствующие перерасчеты, были направлены информационные листки, в которых были разъяснены основания и порядок проведения начислений со ссылками на действующее законодательство. Также указанная информация размещалась и размещается при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета в квитанциях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с указанием периода, за который проводятся начисления. При обращении граждан в ООО «Единый Расчетный Центр» гражданам незамедлительно предоставлялась и предоставляется вся необходимая информация о проведенных начислениях. В соответствии с подпунктом «р» п. 49 Правил, гражданам выдаются документы, подтверждающие правильность начислений по их лицевому счету - справки, содержащие сведения об объемах общедомового потребления коммунальных ресурсов и порядке проведения расчетов. В соответствии с требованиями п. 38 Правил, при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета в платежных документах, на основании которых граждане вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, указывается наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета указывается исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с разделом III Правил, также объем предоставленных на оплату соответствующей коммунальной услуги мер социальной поддержки. Таким образом, потребителям предоставляется вся необходимая информация, предусмотренная действующим законодательством.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ФИО4 в заключении (л.д.6365) указала на нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах – пункт 1 статьи 10 Закона «О защите прав потребителя» и пп. «р» п. 49, пп. «г», пп. «б» п. 51 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307. Потребителю не предоставлена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых
потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). В платежных документах, направленных в адрес потребителя с июня 2009 по сентябрь 2010 года появилась строка «Электроэнергия общедомовое потребление». Впервые внесенные в квитанцию строки и суммы, в том числе порядок и условия -предоставления данных услуг не понятны были потребителю. В соответствии с пунктом 4 Правил - коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными актами, настоящими Правилами. В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей» необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Обязанность по соблюдению законодательства в области предоставления коммунальных услуг гражданам возложена на ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района». Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирного дома, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора на управление за предыдущий год. Отсутствие у потребителей информации о структуре платы за содержание жилья и отчета о его использовании по окончании финансового года приводит к тому, что у потребителей отсутствует возможность выявить явную несоразмерность расходов на те или иные услуги по содержанию. В силу пункта 2 статьи 12 исполнитель не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге несет ответственность. В силу статьи 8, статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об услуге, обеспечивающей возможность правильного выбора. Кроме того, согласно экспертно-экономического заключения Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 07.05.2009 стоимость электроэнергии, расходуемой в местах общего пользования, уже включена в тарифы на содержание жилья в МО г. Екатеринбург в 2008 г. и в 2009 г. Таким образом, граждане за период с июня по декабрь 2009 года уже оплатили электроэнергию, расходуемую в местах общего пользования, в составе строки «содержание жилья». В период с июня по декабрь 2009 г. потребители вынуждены были повторно оплатить за электроэнергию, расходуемую в местах общего пользования, но уже в составе коммунальной услуги электроснабжение, вынесенной дополнительными строками «электроэнергия общедомовой учет». Кроме того, договором на управление многоквартирным домом, заключенного между ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» и собственниками квартиры № *** по ул. *** в разделе 3 платежи и порядок расчетов договора не предусмотрена оплата коммунальных услуг потребителем с учетом общедомового потребления, также в предмет договора такая услуга как общедомовое потребление электроэнергии не входит. Следует обратить внимание, что требования к порядку начисления платы за коммунальные ресурсы содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства от 23.05.2006г. № 307. В порядке части 1 статьи 13 Закона исполнитель услуг за нарушение прав потребителей несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Согласно части 5 статьи 13 Закона требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. В соответствии со статьей 15 Закона причинителем вреда при наличии его вины производится компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующие отношения в области защиты прав потребителя.
Заслушав истца, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 является собственником *** доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** (л.д. 40).
Вместе с ней в квартире проживает *** ФИО1
27.08.2007 ФИО3 заключила договор № *** управления многоквартирным домом с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» (л.д. 40-45).
С июня 2009 года по июнь 2010 года в квитанциях на оплату жилья стала появляться строка «электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учета (л.д. 7-22).
Всего в квитанциях предъявлено к оплате за июнь 2009 года - *** руб., июль 2009 года - *** руб., август 2009 года - *** руб., сентябрь 2009 года- *** руб., октябрь 2009 года - *** руб., ноябрь 2009 года - *** руб., декабрь 2009 года - *** руб., январь 2010 года - *** руб., февраль 2010 года - ***., март 2010 года – *** руб., апрель 2010 года - *** руб., май 2010 года - *** руб.. Всего *** руб.
На 19.09.2010 задолженности по оплате жилья и коммунальных платежей у истцов не было (л.д.22).
Ответчик является управляющей компанией квартиры д. *** в г. Екатеринбурге, что видно из квитанций по оплате жилья.
Ответчик по собственной инициативе с июня 2009 г. произвел начисление и выставление платы за электроэнергию, используемую для освещения мест общего пользования.
Истцы обращались с требованиями о предоставлении информации к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района для проверки действий управляющей компании по начислению электроэнергии по общедомовым приборам учета л.д. 23-27,35-37), ответы ответчика истцов не убедили.
По договору № 25 от 07.12.2006 ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» поручил ООО «ЕРЦ» оказывать услуги по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, изготовлении платежных документов и доставке их до населения.
Начисление платы за коммунальные услуги по постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23,05,2006 производилось ООО «ЕРЦ» на основании писем Управляющей компании и представленных расчетов потребления (л.д. 113-141).
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 157 предусматривает компетенцию Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - по формуле (9) (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
По формуле (9) учитывается объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента, при расчете которого учитывается:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час).
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку размер платы за электроснабжение по формуле (9) определяется исходя из показаний приборов учета, положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.
Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем (статья 37).
Положения нормативных актов не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены.
Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, за которые потребитель обязан произвести оплату.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность взыскания с собственников дома расходов по общедомовым услугам.
Однако начислять оплату ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» должен был при соблюдении порядка, предусмотренного Правилами.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать свои доводы и возражения. Ответчик обязан доказать правильность начисления услуги.
Ответчиком предоставлены акты на установку и опломбирование электросчетчиков (л.д. 67-70), показания по которым заносятся в журналы (л.д. 71-79).
Из справки о суммах корректировки (л.д. 170) видно, что объем потребленной за месяц электроэнергии за день и ночь указан одинаковый, что фактически не может быть в действительности.
Кроме того, в марте 2010 года, например, от ЗАО 2УК РЭМП Железнодорожного района» выставил к оплате *** кв/час. без разбивки на день и ночь (л.д. 138).
В справке (л.д. 170) действительно указано это количество, но в двойном размере, так как *** кв/час. умножены и на дневной тариф и на ночной тариф, и обе суммы предъявлены к оплате истцам.
Суммы, предъявленные истцам, по общедомовым приборам учета (л.д. 62) в некоторых случаях в два с лишним раза превышают оплату начисленную по общедомовым приборам учета (февраль, март 2010 года). Обоснования взыскания в таком размере ответчиком не представлено.
Однако, как указано истцом, к общедомовым приборам учета подсоединены сторонние организации (кабельного телевидения, Интернет-провайдеры, парковки). Судом были запрошены договоры с данными организациями, однако ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» таковых не представила.
Кроме того, ЗАО УК РЭМП Железнодорожного района не представлено доказательств того, что входит в содержание жилья. Доводы о том, что расходы на общедомовое потребление не входят в содержание жилья ничем не подтверждены.
Учитывая, что в данном конкретном случае имеются нарушения порядка исчисления оплаты, ответчиком не представлено надлежащих доказательств начисления сумм по общедомовым приборам учета, выставленная истцу сумма *** руб., и пени на них, не подлежат взысканию с истца.
Однако в связи с тем, что ООО «ЕРЦ» выполняет указания ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в соответствии с договором, то надлежащим ответчиком по делу ООО «ЕРЦ» не является.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, но оплатил госпошлину в сумме *** руб..
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, подлежит взысканию с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» пользу истца государственная пошлина в сумме *** рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. (от цены иска *** руб.).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1, ФИО3 к ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района», ООО «Единый расчетный центр» о признании действий по начислению услуги «электроэнергия по общедомовым приборам учета» незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет удовлетворить частично.
Признать действия ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» по начислению по общедомовым приборам учета по электроэнергии за период с июня 2009 года по май 2010 года в сумме *** руб. незаконными.
Возложить на ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» обязанность сделать перерасчет оплаты по лицевому счету ФИО3 № *** в сумме *** руб..
Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в пользу ФИО1 государственную пошлину *** руб.,
Взыскать с ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» в местный бюджет государственную пошлину в сумме *** руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (президиум Свердловского областного суда) в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.
Судья И.Г. Глебова