ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1890/19 от 14.10.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 октября 2019 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению заместителя прокурора города Салехард, действующего в интересах Брянцевой Л.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора города Салехард, действующий в интересах Брянцевой Л.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ГУ УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование исковых требований указал, что истец является получателем пенсии по старости, что подтверждается информацией ответчика от 09.09.2019 года исх.. Истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате льготного проезда по маршруту "Салехард-Тюмень-Москва-Тюмень-Салехард". Ответчиком принято решение об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно на сумму 16 748 рублей по маршруту Тюмень-Москва – 6903 рубля, Тюмень-Салехард – 9845 рублей. В компенсации остальной части расходов в сумме 15 150 руб. отказано со ссылкой на то, что г. Тюмень является вторым местом отдыха. Данный отказ прокурор полагает необоснованным и просит компенсировать понесённые расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ в оставшейся сумме - в размере, определённом по справке авиакомпании без учёта сборов, - 7 767 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в поданном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что при подаче иска прокурор исходил из информации о стоимости авиабилетов предоставленной по запросу прокурора ПАО Аэрофлот, информация о стоимости авиабилетов из ООО «Авиаспецтехнология» по запросу прокурора не поступила.

Представитель ответчика Желобаев А.А., действующий на основании доверенности, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на отсутствие правовых оснований для компенсации расходов, поскольку г. Тюмень является вторым местом отдыха.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец является получателем пенсии по старости, указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось и подтверждается информацией ответчика от 09.09.2019 года исх..

08.08.2019 г. истец обратилась в ПФР с заявлением о компенсации понесённых расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Салехард - Тюмень - Москва - Тюмень - Салехард. К заявлению приложила проездные документы, подтверждающие проезд по данному маршруту и несение затрат на общую сумму 31 898 руб.

Истец находилась на отдыхе в пределах РФ, следовал по маршруту Салехард-Тюмень-Москва-Тюмень-Салехард.

20.08.2019 г. ПФР принято решение о частичной оплате истцу понесенных расходов. Истцу возмещены расходы понесенные по оплате билетов Тюмень-Москва и Тюмень-Салехард на сумму 16 748 руб. В компенсации стоимости билетов по маршруту Салехард-Тюмень и Москва-Тюмень в размере 15 150 руб. отказано.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

На основании ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

На основании ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам

В силу ст. 2 названного Закона перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 г. № 245) установлено, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что истец проживает в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округ, который относится к районам Крайнего Севера и является получателем пенсии по старости.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176, Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

На основании п.п. «б» п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.

В соответствии с п. 9 и 10 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Статься 34 названного Закона предусматривает, что компенсация по своей правовой природе является льготной, носящей компенсационный характер, имеющий целью создание условий, обеспечивающих реализацию пенсионерами, проживающих в районах Крайнего Севера, их права на отдых и оздоровление в более благоприятных климатических условиях, чем в тех, в которых они проживают, что, как правило, предполагает значительное удаление этих мест от места жительства пенсионера.

С учётом целевой направленности указанной правовой нормы предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдых и обратно. При этом законодателем не ограничивается право пенсионера на проведение отдыха за пределами территории Российской Федерации.

По смыслу данной статьи решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не форма его организации или нахождение места отдыха исключительно в пределах территории Российской Федерации.

Приведённые положения законодательства имеют прямое действие и не могут быть истолкованы иначе.

Суд принимает во внимание то обстоятельство, что представителем ответчика не приведено доказательств, свидетельствующих, что истец не следовала к месту проведения отдыха по указанному ему маршруту, либо преследовала иную цель, не связанную с проведением самостоятельно организованного отдыха.

Из материалов дела следует, что истец отдыха в двух местах, а именно в городах Тюмени и Москва. В упомянутых выше Правилах прямого указания на то, в каком порядке осуществляются выплаты компенсаций гражданам, осуществляющим отдых в нескольких местах нет. В соответствии с ч.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Сходные правоотношения регулируются в отношении лиц, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Так в соответствии с положениями п.39 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах отдыха, то ему возмещаются расходы по проезду только до одного избранного им места, а также расходы по обратному проезду от того же места кратчайшим путем. Решая вопрос о возмещении расходов к месту отдыха и обратно суд исходит из того, что истцу должны быть возмещены данные расходы при ее следовании к избранному ею одному месту отдыха кратчайшим путем. Истец в поданном заявлении избрала место отдыха Москва, следовательно ей должны возмещаться расходы при ее следовании к месту отдыха и обратно до Москвы кратчайшим путем.

Приказом Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" о применении п.10 Правил разъяснено, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости. Топливный сбор - это сумма, взимаемая за авиационное горючее. Аэропортовый сбор-платеж, взимаемый с пассажира, на имя которого выписан (забронирован) билет. Данный платеж распределяется в актив аэропорта, который обслуживает воздушное судно перед вылетом, а также по прилету. Таким образом топливный сбор являются неотъемлемой составляющей стоимости авиабилета и не направлен на повышение комфортности проезда. Следовательно к сумме расходов на оплату стоимости проезда необходимо прибавить стоимость топливного сбора по всем ее авиабилетам.

При подаче иска прокурор исходил из стоимости авиабилета, указанной в справке ПАО Аэрофлот от 20.09.2019 года . Согласно данных сведений на 17.05.2019 года, стоимость авиабилета по маршруту Салехард-Москва составляла 12353 рубля, из которой 9600 рублей – тариф, 2465 рублей – топливный сбор, 288 рублей – аэропортовый сбор. По маршруту Москва-Салехард на 21.07.2019 года 12 738 рублей, из которой 9750 рублей – тариф, 2700 рублей – топливный сбор, 288 рублей – аэропортовый сбор.

Судом при подготовке дела к рассмотрению был направлен в ООО «Авиаспецтехнологии» о стоимости авиабилетов экономического класса без учета скидок и сборов на направлению Салехард-Москва 17.05.2019 года, Москва-Салехард 18.07.2019 года. Из ответа от 30.09.2019 года следует, что по данным направлениям, в указанные даты перелеты осуществляли две авиакомпании «АК «Ямал» и АК «Аэрофлот». Минимальная стоимость в указанные даты и направлении на 17.0.2019 года у АК «Аэрофлот», тариф составляет 7200 рублей без сборов. Следовательно стоимость с топливным сбором составляет 9665 рублей. В направлении Москва-Салехард минимальная стоимость составляет 9750 рублей, с учетом топливного сбора 12 450 рублей. Оплата производиться по минимальной стоимости. Следовательно сумма расходов истца в данном направлении кратчайшим путем составляет 22115 рублей. В связи с изложенным в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно с учетом уже выплаченной компенсации 5367 рублей(22115-16748).

В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ. В соответствии со ст. 333.20. ч.1 п.8 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 333.36 НК РФ ответчик не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ в сумме 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Салехард, действующего в интересах Брянцевой Л.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Брянцевой Л.Ф. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в пределах Российской Федерации в размере 5367 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий/подпись/

Копия верна К.В. Лисиенков