Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Эльдорадо» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Эльдорадо», просила с учетом последних уточнений обязать ответчика начислить и принять к оплате бонусы в размере 61345, эквивалентные 61345 рублей в счет оплаты за выбранные по ее усмотрению товары, за исключением товаров, не участвовавших в акции «-18% на всё», по ценам на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 150000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также взыскать расходы по оплате услуг адвоката в размере 25000 рублей. В обоснование привела, что с 29 октября по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эльдорадо» проводило акцию «-18 на всё» в рамках Программы лояльности. Условия акции были опубликованы на официальном сайте ООО «Эльдорадо». Информация об акции содержала исчерпывающие запреты на участие в акции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, акция не распространяется на покупку подарочных карт, подарочных карт В2В, электронных подарочных сертификатов (ЭПС), акция не распространяется на уцененные товары, при наличии в чеке нескольких аукционных товаров или услуг, бонусы, начисляемые при их покупке, суммируются. В период проведения первого этапа акции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она приобретала в магазине «Эльдорадо» товар на общую сумму 330563 рублей. При наступлении второго этапа акции обнаружила, что бонусная заблокирована. При обращении с претензией в магазин № ООО «Эльдорадо», в декабре 2015 г., ей был дан ответ, в котором ей сообщалось, что она отнесена как покупатель к категории «оптовый покупатель» на основании условий Программы лояльности ООО «Эльдорадо», размещенной на официальном сайте. При этом под «оптовым покупателем» Программа подразумевает участника Программы, который в течение тридцати дней планирует совершить покупку на сумму 200 000 рублей, и при этом выполняется хотя бы одно из следующих условий: планируется приобретение как минимум трех товаров одинаковой марки и модели или более трех позиций бренда APPLE; доля оплаты подарочными картами, купонами, баллами лояльности составляет не менее 30% от предполагаемой суммы сделки; покупатель оплачивает более двух заказов на самовывоз с позициями одинаковой марки и модели (без учета различий цветов и объёмов памяти устройств). Полагает, что своими действиями ООО «Эльдорадо» ущемляет ее права, поскольку в период проведения указанной акции, Программа лояльность «Эльдорадо» не содержала понятия «Оптовый покупатель», оно появилось в данной программе лишь в декабре 2015 г.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, в представленном суду заявление просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ФИО1 адвокат ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанном исковом заявлении.
Представитель ООО «Эльдорадо» по доверенности ФИО4 исковые требования не признал, пояснил, что версия Правил Программы лояльности «Клуб Эльдорадо», действовавшая на период проведения акции, утверждена Распоряжением № Р-1564-2015 от 07.10.2015г. Правила Программы лояльности были размещены перед началом проведения акции на интернет-порталах www.eldorado.ru и www.club.eldorado.ru. В соответствии с разделом 3 Правил Программы ООО «Эльдорадо» вправе применить ограничения по оплате бонусами для оптовых покупателей независимо от количества чеков в течение дня. Поскольку истцом в период времени с 02.11.2015г. по 09.11.2015г. были совершены покупки 28 единиц товаров на общую сумму в размере 303 563 рублей, то по условиям Правил Программы лояльности по введению ограничений на приобретение товаров посредством бонусов, она подлежит отнесению к категории оптового покупателя, в связи с чем, ей обоснованно отказано в использовании бонусов при приобретении товаров.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, проанализировав представленные по делу доказательства, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно ч. 3 ст.5 Федерального Закона №-Ф3 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, правилах и сроках ведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке получения, а также об источнике информации о таком мероприятии, о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источит формации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов и розыгрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона №38-ФЗ).
В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300- "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте I настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государстве языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона №, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно ч. 1 ст. 492 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В силу п.1 ст.500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как следует из преамбулы Закона №, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как установлено судом ООО «Эльдорадо» провело акцию, по условиям которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении покупок на бонусную карту начисляются бонусные баллы в размере 18% от суммы покупки. В период с 26.11.2015г. по 09.12.2015г. бонусные баллы можно потратить на покупки в магазине, оплачивая до 100% стоимости товара, при этом 1 балл приравнивается к 1 рублю.
Согласно условиям акции, аукционный бонус начисляется на заказы, оформленные в период с ДД.ММ.ГГГГ 1 1.1 1.2015 <адрес> покупке одного или более товаров в чеке бонусы суммируются. Участниками программы могут стать только владельцы бонусных карт Эльдорадо (п. 10,11,21 Правил).
Из материалов дела следует, что истец является владельцем бонусной • № клуба Эльдорадо.
ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по 09.11.2015г. были совершены покупки в магазине ООО «Эльдорадо» 28 единиц товаров на общую сумму в размере 303 563 рублей.
На бонусную карту истицы начислено 61345 бонусов эквивалентных 61 345 рублю, что не оспаривалось ответчиком в суде. На момент рассмотрения дела бонусы на карте истца аннулированы.
Согласно представленным в материалы дела Правилам Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» в редакции изменений от ДД.ММ.ГГГГ №Р-1564/2015 - программа является поощрением постоянных покупателей, совершающих покупки на сайте и в магазинах ООО «Эльдорадо».
Бонусом в соответствии с Правилами программы является форма скидки, предоставляемая Компанией Участнику в соответствии с настоящими Правилами, которая может быть использована при оплате покупки в магазинах. Бонус не подлежит обмену на наличные денежные средства.
Участником Программы является физическое лицо, достигшее 18 лет, идентифицированное как потребитель в соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей». Не могут стать участниками Программы юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие технику с целью перепродажи. Бонусы начисляются на стоимость товара за вычетом действующих скидок, суммы, оплаченной подарочной картой и суммы бонусов, которыми оплачен товар нельзя обменять на наличные деньги.
Один накопленный бонус равен одному рублю Российской Федерации. Компания вправе применить ограничения по оплате бонусами для оптовых покупателей, независимо от количества чеков в течение дня. Под оптовым покупателем понимается участник Программы, который в течение 30 дней планирует совершить покупку на сумму от 200 000 рублей и при этом выполняется хотя бы одно из следующих условий: планируется приобретение как минимум трех товаров одинаковой марки и модели или более трех позиций бренда Apple; доля оплаты подарочными картами, купонами, баллами лояльности составляет не менее 30% от предполагаемой суммы сделки; покупатель оплачивает более двух заказов на самовывоз с позициями одинаковой марки и модели (без учета различий цветов и объемов памяти устройств).
ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право на изменение условий Программы могут быть изменены без предварительного уведомления участников Программы. Участник Программы самостоятельно отслеживает изменения условий Программы на сайте http://club.eldorado.ru информационных стендах в магазинах компании.
ООО «Эльдорадо» оставляет за собой право не начислять бонусы в случае нарушения участником правил Программы лояльности.
Суду истцом представлен протокол осмотра письменных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ путем доступа к информационной сети Интернет на странице Интернет-сайта http://club.eldorado.ru/about, составленным ФИО5 временно исполняющим обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО6 Предметом осмотра послужили Правила лояльности «Клуб Эльдорадо» на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав представленную в материалы дела редакцию Правил Программы «Клуб Эльдорадо» (л.д.47-60), а также выставленные на сайте http://club.eldorado.ru/about редакции Правил (без указания на дату их принятия), суд установил, что на ДД.ММ.ГГГГ понятие «Оптовый покупатель» в Правилах отсутствует. Ссылка на указанное понятие появляется только в Правилах в редакции на дату ДД.ММ.ГГГГ
Суд находит протокол осмотра письменных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ допустимым доказательством, поскольку он составлен ФИО5 временно исполняющим обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО6, в соответствии с требованиями ст.102,103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ N 4462-I.
Кроме того, представитель ответчика не оспаривал, что условия проводимой акции были одинаковы для всех субъектов РФ.
Представленное ответчиком Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №Р-1564/2015 о внесении изменений в Правила Программы лояльности «Клуб Эльдорадо» не опровергает выводы суда, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие, что указанное распоряжение исполнено до начала проведения акции.
Также суду не представлены доказательства того, что истец является индивидуальным предпринимателем либо приобретала товаров для осуществления предпринимательских целей.
Доводы ответчика о том, что ФИО1, действовала в интересах своего супруга индивидуального предпринимателя ФИО7, объективными доказательствами не подтверждается.
В период совершения акции ответчиком не установлено нарушение Правил лояльности истцом. Действия продавца по начислению бонусов на бонусную карту суд расценивает как согласие ответчика с добросовестными действиями истца как участника Программы лояльности.
Ограничений для оптовых покупателей Правила проведения акции не содержат.
Таким образом, поскольку на дату, когда истец выразил волеизъявление на приобретение товаров в ООО «Эльдорадо» за счет накопленных бонусов, Правила Программы не содержали понятия оптового покупателя, то аннулирование бонусов, начисленных на бонусную карту истца, произведено ответчиком незаконно, в связи с чем, суд полагает возможным обязать ответчика начислить и принять к оплате бонусы в размере 61 345, эквивалентно 61345 рублей в счет платы за выбранный по усмотрению истца товар по ценам, действующим на момент проведения акции.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителе (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальны предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актам Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона №).
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер правоотношений сторон, одной из которых выступает экономически более слабая сторона, характер нравственных страданий истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливое считает возможным определить его в 5000 рублей
В силу ч. 6 ст. 13 Закона №. при удовлетворении судом требований потребителя установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномочь организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение вдобровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 33172,50 рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взысканию расходы на услуги представителя в размере 25000 рублей. Удовлетворяя заявление истца о взыскании расходов на услуги представителя в полном объеме, суд учитывает характер рассматриваемого спора, степень фактического участия представителя в рассмотрении гражданского дела, гонорарную практику адвокатской палаты <адрес>, объем выполненной работы, исходя из баланса интересов сторон, при отсутствии доказательств чрезмерности понесенных судебных расходов, находит заявленный размер разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ООО «Эльдорадо» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1795,17 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать ООО «Эльдорадо» начислить и принять к оплате от ФИО1 бонусы в размере 61345, эквивалентные 61345 рублей в счет оплаты за выбранные по ее усмотрению товары, за исключением товаров, не участвующих в акции «-18% на все» по ценам на ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Эльдорадо» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 33172,50 рублей, и расходы на услуги адвоката в размере 25000 рублей. В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Эльдорадо» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1795,17 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Попова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Попова