ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1890/2017 от 27.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2017 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кочанове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. С.<адрес> к Некоммерческой организации «Региональный оператор С.<адрес> «Фонд капитального ремонта», третьи лица Правительство Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности возвратить в фонд капитального ремонта средства, полученные в качестве процентов,

УСТАНОВИЛ:

П. С.<адрес> обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор С.<адрес> «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности возвратить в фонд капитального ремонта средства, полученные в качестве процентов. В обоснование своих требований указал, что ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана некоммерческая организация - фонд «Региональный оператор С.<адрес> «Фонд капитального ремонта» (далее - Фонд). Учредителем фонда является С.<адрес>. Функции и полномочия учредителя реализуют министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства С.<адрес> и министерство имущественных отношений С.<адрес>.

<адрес> в сентябре 2016 года проверена деятельность фонда, по результатам которой установлено, что он незаконно использовал средства фонда капитального ремонта на собственные административно-хозяйственные нужды.

Так, проверка показала, что средства собственников жилых помещений, перечисленные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, размещены фондом на счёте в кредитной организации, однако проценты, начисленные банком, израсходованы на собственные административно-хозяйственные нужды фонда.

Частью 3 ст.170 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В силу ч.3 ст.175 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счёта.

Таким образом, региональный оператор является владельцем счёта (счетов), на который поступают взносы собственников, формирующих фонд у регионального оператора (далее - общий счёт), и специальных счетов в отношении домов, которые избрали регионального оператора владельцем таких счетов.

Средства фонда капитального ремонта, сформированные из взносов собственников жилых помещений, размещены фондом на общем счёте в АО «Газпромбанк», номер счета 40. При этом проценты, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта на указанном счёте, использованы фондом на собственные административно-хозяйственные нужды.

Так, с указанного счёта фондом в 2015 году получены проценты в размере <данные изъяты>, в 2016 году (за период с января по ДД.ММ.ГГГГ) - <данные изъяты>.

Проверка показала, что указанные средств израсходованы фондом на оплату труда, аренду и содержание помещения, налоги, разработку программного обеспечения и прочее.

Жилищный кодекс РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) содержит прямой запрет на использование указанных процентов на собственные нужды фонда.

Частью 1 ст.170 Жилищного кодекса РФ определено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, счёте, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлечённые собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Редакция ст.170 Жилищного кодекса РФ, действующая до ДД.ММ.ГГГГ, определяла, что фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте.

До ДД.ММ.ГГГГ в жилищном законодательстве отсутствовали положения, напрямую определяющие проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящиеся на счёте, счетах регионального оператор (общий счет), как источник формирования фонда капитального ремонта, однако ст. 174 и ст.179 Жилищного кодекса РФ и в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, и в редакции, действующей в настоящее время, одинаково определяли правовой режим использования средств, полученных региональным оператором от собственников жилых помещений в качестве взносов и средств фондов капитального ремонта. Таким образом, использование процентов с общего счёта регионального оператора на собственные нужды фонда даже до ДД.ММ.ГГГГ, противоречит требованиям закона.

Согласно ч.3 ст.179 Жилищного кодекса РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Статьёй 174 Жилищного кодекса РФ определено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Различный правовой режим использования денежных средств, размещённых на специальном счёте, и денежных средств, размёщенных на общем счёте фонда, нарушает принцип социальной справедливости, закреплённый в Конституции РФ.

Таким образом, проценты, полученные фондом в 2015 и 2016 годах от размещения средств собственников жилых помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счёте фонда, являются составляющей частью данного фонда и не могут расходоваться на собственные нужды регионального оператора.

В силу 4.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Административно - хозяйственные нужды регионального оператора ежегодно финансируются из областного бюджета в виде субсидий.

Использование фондом на собственные нужды процентов, полученных за размещение средств собственников жилых помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, нарушает законные интересы собственников, поскольку, незаконно сокращает доходы фонда капитального ремонта.

Указанными незаконными действиями, по мнению П., региональный оператор допустил неосновательное обогащение за счёт средств фонда капитального ремонта, который имеет целевое назначение, в размере <данные изъяты>.

<адрес> по результатам проверки деятельности фонда внесено представление Губернатору С.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ИсИннд-56423-2016/07-14-2016, в котором указано о незаконности соответствующих действий регионального оператора, однако акт прокурорского реагирования в указанной части не удовлетворён.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, П. просил обязать некоммерческую организацию - фонд «Региональный оператор С.<адрес> «Фонд капитального ремонта» вернуть в фонд капитального ремонта, формируемый на счёте регионального оператора, средства, полученные в качестве процентов в 2015 и 2016 годах со счета в кредитной организации - АО «Газпромбанк», в сумме <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования, просили удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель Правительства Самарской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, привлечённых к участию в деле в качестве третьих лиц, действующий на основании доверенностей, также возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года №247 создана некоммерческая организация - фонд «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта». Учредителем фонда является Самарская область. Функции и полномочия учредителя реализуют министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Самарской области в сентябре 2016 года проверена деятельность фонда, по результатам которой установлено, что средства собственников жилых помещений, перечисленные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, размещены фондом на счёте в кредитной организации, однако проценты, начисленные банком, в 2015 году в размере <данные изъяты>, в 2016 году (за период с января по ДД.ММ.ГГГГ) - 27 844 653 рублей, всего 73 427 300 руб., израсходованы на собственные административно-хозяйственные нужды фонда.

Установлено, что Прокуратурой С.<адрес> по результатам проверки деятельности фонда внесено представление Губернатору С.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИсИннд-56423-2016/07-14-2016, в котором указано о незаконности соответствующих действий регионального оператора, однако акт прокурорского реагирования в указанной части не удовлетворён.

Частью 3 ст.179 Жилищного кодекса РФ установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Согласно ч.1 ст.174 Жилищного кодекса РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Частью 1 ст.170 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №176-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) определено, что фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте. Данная норма содержит исчерпывающий перечень источников формирования фонда капитального ремонта.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, проценты на счёте (счетах) регионального оператора не были отнесены к средствам фонда капитального ремонта (к средствам фонда капитального ремонта были отнесены только проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что использование региональным оператором на административно-хозяйственные нужды процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счёте (счетах) регионального оператора, до ДД.ММ.ГГГГ законно, поскольку обязательное использование данных процентов для финансирования расходов на капитальный ремонт до ДД.ММ.ГГГГ жилищным законодательством не предусматривалось.

В силу ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства обратной силы не имеют и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При наличии указанных обстоятельств оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не основаны на законе, связи с чем, не подлежат удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд считает необходимым указать, что различный правовой режим использования денежных средств, размещённых на специальном счёте, и денежных средств, размещённых на общем счёте регионального оператора, установленный нормами Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, прямо закреплён законодательством с целью отражения разницы финансирования процедур проведения капитального ремонта в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте и на счёте регионального оператора.

Согласно ч.3 ст.170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта, в том числе: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте; перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, собственники помещений помимо взносов на капитальный ремонт, дополнительно несут расходы на организацию самого процесса проведения капитального ремонта. Так, согласно ч.3.1. ст.175 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платёжных документов, об определении порядка представления платёжных документов и о размере расходов, связанных с представлением платёжных документов, об определении условий оплаты этих услуг, которые в силу ч.1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ не могут оплачиваться за счёт средств фонда капитального ремонта.

В случае формирования фонда капитального ремонта на общем счёте регионального оператора, финансирование процедуры проведения капитального ремонта осуществляет за счёт имущества регионального оператора. В данном случае собственники не несут каких-либо дополнительных расходов, что, по мнению суда, определило разницу в правовом регулировании.

Истец указал, что административно-хозяйственные нужды регионального оператора ежегодно финансируются из областного бюджета, однако, согласно п.4.3. Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности» рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта РФ предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) согласно смете. При этом действующее законодательство не содержит обязанности обеспечить текущую деятельность регионального оператора за счёт субсидий из областного бюджета в объёме, достаточном для обеспечения реализации НО «ФКР» возложенных на него функций.

С учётом изложенного, довод истца о том, что различный правовой режим использования денежных средств, размещённых на специальном счёте, и денежных средств, размещённых на общем счёте регионального оператора, нарушает принцип социальной справедливости, закреплённый Конституцией РФ, является несостоятельным, в связи с чем, не может служить основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Самарской области к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности возвратить в фонд капитального ремонта средства, полученные в качестве процентов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 30 дней.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья