ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1890/2021 от 14.05.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1890/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при помощнике Меньшиковой А.В.,

при секретаре Абраменко В.И.,

с участием истца Боровиковой И.А., представителя ответчика Касаевой Е.В., рассмотрев 14.05.2021 в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело № 2-1890/2021 по исковому заявлению Боровиковой ФИО8 к ООО «Магнит», Администрации ЦАО г. Омска о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Боровикова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Магнит», Администрации ЦАО <адрес> о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда, указав, что на основании договора купли-продажи с ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>

На жилой дом по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет на имя Боровиковой И.А.

Истец до апреля 2020 исполняла обязанности по оплате надлежащим образом, задолженности до апреля 2020 года не имела, при этом мусор с января 2020 не вывозился.

С апреля 2020 ООО «Магнит» были предоставлены заявления, жалобы об отмене начислений за не предоставление услуги.

Ответчик имеет действующую лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности. С начала действия «мусорной реформы» твердые коммунальные отходы (ТКО) ни разу не вывозились по графику. Сперва мусор вывозили в разные дни и в разное время по своему усмотрению и непонятно на основании чего установленному графику. Затем вывоз мусора осуществлялся один раз в месяц, и в последствии вывоз мусора прекратился совсем с января 2020. Оплата за вывоз ТКО начисляется в полном объеме, и истцом с апреля 2020 года не оплачивается. Начисления платежей за ТКО с января 2020 года осуществляется незаконно, поскольку данная услуга не оказывается.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит признать действия ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с апреля 2019 года по март 2021 года незаконными. Взыскать с Администрации ЦАО <адрес> и ООО «Магнит» в пользу Боровиковой И.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истец Боровикова И.А. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

Представитель истца по устному ходатайству Кощеев О.С. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что фактически услуга истцу не оказывалась, так как отсутствовала площадка для сбора мусора.

Представитель ответчика ООО «Магнит» по доверенности Касаева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей <адрес> и <адрес>, отходы не могут не образовываться в процессе жизнедеятельности человека. СНТ «Любитель-3» уклонялось от заключения договора с региональным оператором, в связи с чем в письменной форме договор с ним не заключался, соответственно, договор считается действующим в рамках типового договора, форма которого размещена на сайте регионального оператора в разделе «Заключение договоров». В непосредственной близости от СНТ «Любитель-3» установлен бункер для накопления ТКО членами СНТ «Амурский». Указанный контейнер заявлен к вывозу по договору, заключенному между ООО «Магнит» и СНТ «Амурский». В рамках исполнения договора с учетом заявленной членами СНТ «Амурский» периодичности, транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в полном объеме и в соответствии с договором. Указанная площадка в Территориальной схеме обращения с отходами в <адрес> отсутствует, она организована юридическим лицом СНТ «Амурский» для целей обращения с ТКО сотрудниками организации и садоводами, являющихся членами СНТ «Амурский». При этом потребитель не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. Заявка на заключение письменной формы договора от Боровиковой И.А в установленный законом срок в адрес регионального оператора не поступала, соответственно, договор считается заключенным по форме, размещенной на официальном сайте регионального оператора в разделе «Заключение договоров». Транспортирование ТКО на территории <адрес> осуществляется в соответствии с Территориальной схемой. При этом создание и содержание площадок (мест) накопления ТКО в компетенцию регионального оператора не входит. Места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования. Истец уведомлялась об обязанности использовать для целей обращения с ТКО только те площадки накопления, которые созданы органами местного самоуправления и внесены в Территориальную схему обращения с отходами <адрес>, где указан адрес ближайшей площадки, которой она имеет возможность пользоваться. Действующим законодательством запрещено самостоятельно вывозить отходы, а также сжигать их. Потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест (площадок) накопления ТКО.

Ответчик Администрация ЦАО <адрес> о месте и времени извещена надлежащим образом, в судебном заседании представитель не присутствовал. Возражений относительно заявленных исковых требований суду не представлено.

Третье лицо ООО «Омская энергосбытовая компания» в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Поступили письменные возражения на исковое заявление, согласно которым истец обязан производить оплату коммунальной услуги обращение с ТКО, так как ООО «Магнит» как оператор надлежащим образом исполняет свои обязательства.

Третье лицо ТСН СНТ «Любитель-3» в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

С ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> является ООО «Магнит».

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. (далее – Правила), Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Исходя из вышеуказанного агентского договора, ООО «Омская энергосбытовая компания» по поручению ООО «Магнит» ведет абонентскую работу и выставляет плату за «Вывоз ТКО» и «Обращение с ТКО», что относится к коммунальным услугам, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов) обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Как следует из материалов дела, Боровикова И.А. имеет в общей совместной собственности с Боровиковым Д.В. дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , а также земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на территории СНТ «Любитель-3».

Истец полагает, что у неё нет обязанности по уплате данной услуги за вывоз ТКО, так как оборудованной площадки для вывоза ТКО нет, мусор не вывозится.

По основаниям, указанным выше, само по себе наличие права собственности на жилой дом, порождает у собственника обязанность по оплате вывоза ТКО.

В соответствии с п. 1 формы типового договора на оказания услуг по обращению с ТКО, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 148 (27) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п. 148 (28) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Как следует из ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных, снабженных специальными знаками транспортных средствах.

Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В силу ч. 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из анализа перечисленных законодательных актов следует вывод, что потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, как то самостоятельный вывоз и утилизация ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест (площадок) накопления ТКО.

Транспортирование ТКО на территории <адрес> осуществляется в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, <адрес>, утвержденной Приказом Министерства природы и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> (далее по тексту - Территориальная схема).

Таким образом, ответчик обязан осуществлять вывоз мусора с мест его накопления, которые указаны в территориальной схеме.

Оказание услуги по обращению с ТКО возможно лишь региональным оператором, который, действуя в пределах Территориальной схемы, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.

Согласно представленной в материалы дела справке о расчетах по оплате за услугу «Обращение с ТКО» в отношении Боровикова Д.В. имеются начисления по оплате за услугу «Обращение с ТКО», начиная с ДД.ММ.ГГГГ на одного человека – Боровикова Д.В. По состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» составляет 1 111,89 руб., сведения об оплате отсутствуют. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что задолженность Боровиковой И.А. по оплате за услугу «Обращение с ТКО» не выставлялась.

При этом факт надлежащего оказания услуг ООО «Магнит» подтверждается распечатками системы «Глонас».

Изложенное не дает суду оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с апреля 2019 года по март 2021 года.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, нарушений прав истца, как потребителя, действиями ответчика суд не установил, соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Боровиковой ФИО9 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд подачей жалобы в Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья