Дело №2-1890/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,
при секретаре Летягиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа Долгопрудный о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника боевых действий, обязании включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации городского округа Долгопрудный и просит признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника боевых действий в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», обязать администрацию городского округа Долгопрудный включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований истец указал, что встал на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ и является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет статус ветерана боевых действий. Признание истца ветераном боевых действий произошло в 2016 году, за события, происходившие в <адрес> в 1994-1995 годах. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г. Долгопрудный с заявлением о включении его в федеральный список льготников г. Долгопрудного. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика отказ, по тем основаниям, что на момент постановки на жилищный учет в 2004 году истец не был ветераном боевых действий, и стал им в 2016 году.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменные объяснения в которых просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, но получивших удостоверение после ДД.ММ.ГГГГ, законодательством не урегулировано.
Представитель третьего лица Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление в котором указал на то, что Министерства жилищной политики Московской области не возражает против предоставления истцу меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета при условии подтверждения его права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом Московской области от 26.07.2006 №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО5 семья 2 человека (он, жена) включен в список очередников на улучшение жилищных условий на общую очередь, постановлением Главы города Долгопрудного от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдано удостоверение, дающее право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГФИО6. было выдано удостоверение, свидетельствующее о праве на льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.07.1993г. (л.д. 7).
Судом также установлено, что ФИО2 в 1994 году проходил военную службу на территории Республики Таджикистан, выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях ЧП и при вооруженных конфликтах (л.д. 9).
Письмом администрации г. Долгопрудный от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета согласно Закону Московской области от 26.07.2006 №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» (л.д. 5).
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, проживающих в Московской области, осуществляется на основании требований Закона Московской области от 26.07.2006 г. N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов".
Механизм реализации указанного Федерального закона предусматривает выделение средств из федерального бюджета на решение жилищного вопроса вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов боевых действий.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции действовавшей на период обращения истца с заявлением в орган муниципального самоуправления ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде первоочередного бесплатного предоставления жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 236-О разъяснено, что исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Вместе с тем, истец на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий не принимался, удостоверение, как указывалось выше, получено им только в 2016 году.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
Федеральным законом от 28.11.2015 N 351-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в соответствии с которым в перечень включено: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Таким образом, право на получение льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах» возникло у истца только с 2016 года.
При таких обстоятельствах, поскольку в 2004 году истец был поставлен в общую очередь по улучшению жилищных условий, а не как ветеран боевых действий, на момент постановки в очередь не являлся ветераном боевых действий, кроме этого участие и выполнение задач по защите конституционных прав граждан в условиях ЧП и при вооруженных конфликтах на территории Республики Таджикистан не наделяло истца на тот момент, правом на получение льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах», государство не приняло обязательств по обеспечению истца жильем в приоритетном порядке, в силу чего у него не возникло право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа Долгопрудный о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника боевых действий, обязании включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Золотницкая Н.Е.
Мотивированно решение составлено 27.12.2021.