Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Компанеец А.Г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>,
«22» марта 2016 года
гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – УПФ РФ в КАО <адрес> о признании незаконным решения об отказе в компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, обязании выплатить указанную компенсацию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда в Кировском АО <адрес> о признании незаконным решения об отказе в компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, обязании выплатить указанную компенсацию в размере: 55 642 рубля за провоз багажа самолетом из <адрес> в <адрес>, а также поездом из <адрес> в <адрес>, 14 625 рублей за проезд самолетом из <адрес> в <адрес>, 1 353 рубля за проезд поездом из <адрес> в <адрес>. Услуги по перевозке багажа по договору выполнило ООО ТЭК «Гринлайн-Регион». Как лицо, получающее трудовую пенсию и переехавшее из районов Крайнего Севера в <адрес> на постоянное место жительства, просит взыскать компенсацию в связи с переездом.
Истец ФИО1 и её представитель по ордеру ФИО5 в судебном заседании исковые требования в части признания незаконным решения ГУ ПФРФ в КАО <адрес> не поддержали. В остальной части иск поддержали по основаниям, изложенным в нем, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что прямого железнодорожного сообщения по маршруту <адрес> – <адрес> не зарегистрировано, также, как и авиасообщения. Перелет из <адрес> до <адрес> является кратчайшим авиамаршрутом до места назначения- <адрес>. Таким образом, расходы, понесенные в связи с переездом из районов Крайнего Севера, обоснованны и не завышены.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда в Кировском АО <адрес> – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что при обращении истца в Пенсионный фонд отсутствовали документы, подтверждающие стоимость и категорию проезда железнодорожным транспортом, стоимость провоза багажа.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Закона РФ № от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
В соответствии с п. 1 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №, настоящие Правила определяют размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям (далее соответственно - новое место жительства, компенсация).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что компенсация производится в размере: а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;
б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Согласно п. 5 Правил компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
В силу статьи 2 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного ФИО2ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№) <адрес> относится к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, назначенной согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения <адрес> края. На момент назначения пенсии истец проживала по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что истица в декабре 2014 – январе 2015 года осуществила переезд на постоянное место жительство в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Выплатное (пенсионное) дело ФИО1, в связи с ее переездом в <адрес> направлено в ГУ Управление пенсионного фонда в Кировском АО <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда в Кировском АО <адрес> с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выплате компенсаций, так как не предоставлены документы об отсутствии железнодорожного сообщения между прежним местом жительства в <адрес> и новым местом жительства в <адрес>, не подтверждён кратчайший маршрут следования авиационным сообщением и отсутствие возможности беспересадочного проезда из <адрес> в <адрес>, не предоставлены документы о стоимости и категории проезда железнодорожным транспортом на дату осуществления проезда, не предоставлены документы о фактически произведенных расходах на провоз багажа, не соблюдены требования о предоставлении оригиналов документов, подтверждающих расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа (л.д. 33).
Как следует из представленных стороной истца доказательств, расходы, связанные с выездом истца из районов Крайнего Севера в <адрес> на общую сумму 71 620 рублей, складываются из затрат на проезд авиатранспортом по маршруту Норильск-Новосибирск в сумме 14 625 рублей, на проезд железнодорожным транспортом по маршруту Новосибирск-Омск в сумме 1 353 рублей, а также затрат на перевозку личного имущества общим весом 548 кг объемом 3.7 по тарифу 79 в контейнере авиатранспортом по маршруту Норильск-Новосибирск-Омск в сумме 55 642 рубля, что подтверждается представленными истцом договором экспедиционного обслуживания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-15), экспедиционной распиской № ФН00769 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), проездными и платежными документами (квитанциями, электронным билетом, проездным документом, транспортными накладными) по оплате стоимости проезда и провоза личного имущества (л.д.18-23, 25-27).
Данные расходы истцу не возмещены.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Западно-Сибирского РДЖВ, от <адрес> до <адрес> прямого железнодорожного сообщения не существует, кротчайшая пересадка в <адрес> (л.д. 24).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Омскавиасервис» прямого движения самолетов по маршруту Норильск-Омск ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано (л.д. 29).
Согласно справке ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проезда в скором поезде в плацкартном вагоне по маршруту Новосибирск-Омск на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 353 рубля 90 копеек (л.д. 28).
Согласно справке ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проезда в пассажирском поезде в плацкартном вагоне по маршруту Новосибирск-Омск на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1002 рубля 04 копейки.
Согласно справке ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проезда в пассажирском поезде в плацкартном вагоне по маршруту Красноярск-Омск на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1661 рубль.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Омскавиасервис» стоимость авиаперевозки одного взрослого пассажира в экономическом классе обслуживания по маршруту Норильск – Новосибирск ДД.ММ.ГГГГ на прямом рейсе авиакомпании «Сибирь» составляла 14625 рублей (тариф – 13 000 рублей, топливный сбор – 1500 рублей, сбор за бланк перевозчика – 125 рублей), стоимость авиаперевозки одного взрослого пассажира в экономическом классе обслуживания по маршруту Норильск – Красноярск ДД.ММ.ГГГГ на прямом рейсе авиакомпании «Таймыр» составляла 10 500 рублей (тариф – 9775 рублей, топливный сбор – 600 рублей, сбор за бланк перевозчика – 125 рублей).
Согласно справке ООО ТЭК «Гринлайн-Регион» по экспедиционной расписке № ФН007769 от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснению к ней, ФИО1 оказаны услуги по экспедированию груза весом 548 кг, объемом 3.7, плотностью 148 кг/м3 по маршруту Норильск-Омск. Стоимость экспедирования составила 79 рублей за 1 кг груза за весь путь из <адрес> в <адрес>. ФИО1 всего оплачено 43 292 рубля, стоимость дополнительных услуг составила 12 350 рублей. Стоимость экспедирования из <адрес> в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ для ФИО1 составила бы 76 рублей за 1 кг. Низкая стоимость экспедирования, согласно справке, вызвана тем, что груз физических лиц перевозится не отдельно, а в комплексе с грузами других физических и юридических лиц, докладывается при наличии свободных мест в транспортные средства (л.д. 17, 47).
Действующие правила допускают возможность компенсации понесенных затрат на переезд авиатранспортом из населенных пунктов, где иное транспортное сообщение отсутствует, при условии следования авиатранспортном по кратчайшему пути, то есть до ближайшей к населенному пункту железнодорожной станции.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, истцу могли быть возмещены расходы, не превышающие стоимость проезда авиатранспортом по маршруту Норильск-Красноярск, железнодорожным транспортом по маршруту Красноярск-Омск, а также расходы по перевозке багажа по маршруту Норильск – Новосибирск – Омск.
Как следует их справки ЗАО «Омскавиасервис», стоимость авиаперевозки одного взрослого пассажира в экономическом классе обслуживания по маршруту Норильск – Красноярск ДД.ММ.ГГГГ составляла 10 500 рублей.
Таким образом, су приходит к выводу, что стоимость проезда пассажира по кратчайшему маршруту Норильск-Красноярск авиатранспортом составляет 10 500 рублей.
Как следует их справки ОАО «РЖД» стоимость проезда в пассажирском поезде в плацкартном вагоне по маршруту Красноярск-Омск на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1661 рубль.
Таким образом, стоимость проезда пассажира железнодорожным транспортом по маршруту Красноярск-Омск составляет 1661 рубль.
Исходя из справки ООО ТЭК «Гринлайн-Регион» по экспедиционной расписке и разъяснений к ней, стоимость перевозки багажа ФИО1 в сумме 55 642 рублей является экономически обоснованной, а, следовательно, подлежит возмещению.
Анализ вышеприведенных норм права и представленных исковой стороной доказательств позволяет суду сделать следующий вывод.
Истцу подлежат возмещению расходы:
по авиаперевозке пассажира в сумме не более 10 500 рублей,
по железнодорожной перевозке пассажира не более 1661 рубль,
по авиаперевозке багажа в сумме 55642 рубля.
На основании вышеизложенного, ФИО1 имеет право на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в общей сумме 67803 рублей, из которых 10 500 рублей –стоимость авиаперелета, 1661 рубль- стоимость проезда железнодорожным транспортом, 55642 рубля –стоимость экспедирования багажа.
Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, в том числе Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №, указанные затраты подлежат взысканию с территориального органа Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства истца, а именно с ГУ Управления пенсионного фонда в Кировском АО <адрес>.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2234 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Кировском АО <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в размере 67 803 (шестидесяти тысяч восьмисот трех) рублей.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Кировском АО <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2234 (две тысячи двести тридцать четыре) рубля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья п/п А.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.