Дело № 2-1892/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермский край 21 мая 2019 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Луковниковой К.С.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кунгурском районе Пермского края о перерасчете пенсии, просит обязать пенсионный фонд принять к рассмотрению компьютерные распечатки начисления заработной платы за 1992-1997 годы и шифры начислений и удержаний, обязать Пенсионный фонд сделать перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного Фонда РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края ей назначена трудовая пенсия. При определении размера пенсии Пенсионный Фонд не принял для расчета заработную плату, которую истец получала на предприятии «Кунгур Обувь», в цехе №, так как по мнению Пенсионного Фонда она не предоставила необходимые документы, подтверждающие размер заработной платы. Истцом были представлены в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края справки о заработной плате, выплаченной ей в ДД.ММ.ГГГГ гг. Однако, в связи с тем, что они оформлены не по установленной форме, Пенсионный фонд отказал истцу в перерасчете пенсии. Представила размер заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец ФИО3 настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях ответчика, и считает решение Управления Пенсионного фонда об отказе в принятии копий компьютерных распечаток для исчисления размера пенсии обоснованным и принятым в соответствии с требованиями пенсионного законодательства ( л.д. 65-66).
Заслушав доводы сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд считает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий регулируются вступившим с 01.01.2002 Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.2 ст. 18 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
В соответствии с п.3 ст. 29 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 Пенсионного фонда РФ 19п от 27 февраля 2002 года утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно данному Перечню к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:
удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
о среднемесячном заработке за ДД.ММ.ГГГГ годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
В силу п.13 данного Перечня, в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.
В соответствии с п.26 Перечня, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также, в том числе и копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ N №, если организацией (работодателем) утрачены первичные документы о заработке работников и граждан, заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок каждого работника, к каким могут быть отнесены в т.ч. учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Судом установлено:
Решением УПФР в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена страховая пенсия по старости (л.д.34, пенсионное дело 1800055 л.д.1).
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в УПФР в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, предоставив копии сканированных образцов документов (компьютерных распечаток) Кунгурского кожевенного-обувного комбината за ДД.ММ.ГГГГ годы, выданные МБУ «Кунгурский городской архив». В принятии копий компьютерных распечаток и перерасчете размера пенсии ФИО3 было отказано, что следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
Согласно трудовой книжке, ФИО3 в спорный период ( ДД.ММ.ГГГГ г.г.) осуществляла трудовую деятельность в цехе № Кунгурского кожевенно-обувного комбината (л.д.28-32).
За период ДД.ММ.ГГГГ года истец получала заработную плату, что следует из лицевых счетов, представленных МБУ «Кунгурский городской архив» (л.д.9-26, 50-64).
Из справки УПФР г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорные периоды не включены в страховой стаж истца при установлении страховой пенсии (л.д.33).
Оспаривая исковые требования, представитель ответчика указывает на то, что из представленных компьютерных распечаток по заработной плате не представляется возможным установить, что работодателем в спорный период времени из заработной платы ФИО3 производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Расшифровка кодов начислений и удержаний представлена только за период до ДД.ММ.ГГГГ года, на спорный период времени расшифровка кодов не представлена.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что в спорный период работала на Кунгурском кожевенно-обувном комбинате в должности главного бухгалтера цеха №, вела учет материальных ценностей. При начислении работникам комбината использовались специальные шифры начислений и удержаний, для всех работников шифры были одинаковые и не менялись на протяжении многих лет. Не помнит производились ли работодателем отчисления в Пенсионный фонд.
Свои доводы свидетель подтвердила представленным в судебное заседание журналом «Шифры видов оплаты и удержаний. Цех №». Согласно сведениям, имеющимся в данном журнале о производимых отчислениях из заработной платы работников комбината, кодов, предусматривающих обязательное удержание в Пенсионный фонд не имелось ( л.д. 75-81).
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что в спорный период работал вместе с истцом на Кунгурском кожевенно-обувном комбинате, получала заработную плату, из заработной платы производились различные удержания, в том числе по страховым взносам в Пенсионный фонд.
В подтверждение доводов свидетель представила расчетные листы по заработной плате, в некоторых листах рукописным текстом в графе «код 98» указано отчисление в Пенсионный фонд (л.д.67-71).
Между тем, свидетель не могла с достоверностью подтвердить значение кода 98, предполагая, что информация о расшифровке кодов была в свободном доступе и известна всем работникам.
В то же время, из справки ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что страхователь Кунгурский кожевенно-обувной комбинат (АО «<данные изъяты>») регистрационный № был зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионном Фонде РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислял и уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд.
Суд считает, что, представленные ФИО3 в орган Пенсионного фонда копии лицевые счетов (компьютерные распечатки) с шифрами начислений и удержаний, содержат сведения о размере ее заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ годы.
Ссылка ответчика на то, что компьютерные распечатки не могут быть приняты в качестве документа для расчета пенсии, поскольку не содержат необходимых реквизитов о кодах начисленных и удержанных сумм, является несостоятельной. Представленные ФИО3 документы подтверждают фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, из них можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Тем самым действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан не предполагает возможности конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после ДД.ММ.ГГГГ, в расчетный пенсионный капитал без учета их среднемесячного заработка.
Такой подход обусловлен правовой природой трудовой (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой) пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (абзац второй статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из этого трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.
Действовавшее до 1 января 2002 года правовое регулирование предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы гражданина, при этом среднемесячный заработок при назначении данной пенсии определялся (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности, предшествующей обращению за пенсией (часть первая статьи 16 и часть первая статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
В состав заработка, из которого исчислялась пенсия, подлежали включению все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; сам же среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подлежал установлению на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями, а за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть первая статьи 100, части третья и четвертая статьи 102 названного Закона).
При утрате в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, было рекомендовано принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, в том числе учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704).
При проведении в 2002 году пенсионной реформы и переходе к страховым принципам пенсионного обеспечения федеральный законодатель установил такой порядок исчисления размера трудовой пенсии по старости, который предполагает опосредованный учет среднемесячного заработка застрахованного лица при определении расчетного пенсионного капитала, формируемого в том числе за счет сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного начиная с 1 января 2002 года, и с целью обеспечения преемственности правового регулирования предусмотрел особый правовой механизм конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
Установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.
Таким образом, абзацы первый и седьмой пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являются элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования.
С учетом изложенного, отказ ответчика в принятии копий компьютерных распечаток для перерасчета размера пенсии является необоснованным.
Требования ФИО3 о признании решения незаконным и обязании ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по данным о размере заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ годы, с учетом копий лицевых счетов (компьютерных распечаток) Кунгурского кожевенно-обувного комбината за период с ДД.ММ.ГГГГ годы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в исчислении размера пенсии по копиям лицевых счетов (компьютерных распечаток) Кунгурского кожевенно-обувного комбината за ДД.ММ.ГГГГ годы.
Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края произвести ФИО3 перерасчет трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по данным о размере заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ годы с учетом копий лицевых счетов (компьютерных распечаток) Кунгурского кожевенно-обувного комбината за ДД.ММ.ГГГГ годы.
Взыскать с Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края в пользу ФИО3 расходы по уплаты государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л.В.Пономарева