ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1892/2015 от 21.12.2015 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

№2-1892/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2015 г. г.Тамбов

Советский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Барун Н.В.,

при секретаре Шаровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову к Махову В.П. о взыскании задолженности по уплате земельного налога,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по г. Тамбову 11.09.2015 года обратилась в суд с иском к Махов В.П. о взыскании пени по транспортному налогу за 2013 г. в размере 456,30 руб., взыскании налога на имущество физических лиц за 2013 г. в размере 77934, 15 руб., пени в размере 176,94 руб., земельного налога за 2013 г. в размере 374 721 руб., пени в размере 2078,16 руб.

В ходе рассмотрения дела ИФНС России по г. Тамбову неоднократно уточняла исковые требования, последние уточненные требования поступили в суд 04.12.2015 года, в связи с чем дело рассматривается в порядке, установленном КАС РФ. Истец просит взыскать с Маховым В.П. задолженность по уплате земельного налога за 2013 г. в размере 374 721 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Махов В.П. в соответствии с пунктом 1 ст. 388 части 2 НК РФ является плательщиком земельного налога. Ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: . Махов В.П. было направлено требование , в котором предложено в срок до погасить имеющуюся задолженность, однако требование оставлено без исполнения. ИФНС России по г. Тамбову обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Тамбова с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Маховым В.П. вынесен приказ о взыскании задолженности с ответчика, однако Маховым В.П. представлено возражение относительно его исполнения, суд вынес определение об отмене судебного приказа. Махов В.П. обращался с требованиями в инспекцию о перерасчете земельного налога за 2013 г., исходя из кадастровой стоимости установленной арбитражным судом Тамбовской области по делу , однако с учетом норм действующего налогового законодательства у налогового органа отсутствовали правовые основания для перерасчета земельного налога за 2013 год. В связи с чем налог на спорный земельный участок рассчитывался применив в качестве налоговой базы для исчисления налога кадастровую стоимость земельного участка в размере 24981424 руб, установленную Постановлением администрации Тамбовской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».

Определением Советского районного суда г. Тамбова к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Тамбову по доверенности, Филатова Д.В., требования, с учетом последних уточнений, поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. По делу пояснила, что Махов В.П. обратился с исковым заявлением в арбитражный суд Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым равной рыночной стоимости. Решением арбитражного суда Тамбовской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:205001:490 равной рыночной стоимости в размере 5 401 734 руб. Согласно письму ФНС России от № БС-4-11/12494 «О земельном налоге» (вместе с Письмом Минфина России от при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, у которых кадастровая стоимость по решению суда установлена равной рыночной стоимости необходимо руководствоваться положением ст. 24.20 Федерального закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в силу с 22 июля 2014 года, устанавливающим, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 225-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф8 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, у налогового органа отсутствуют законные основания для перерасчета земельного налога за 2013 год исходя из рыночной стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка, так как исковое заявление рассмотрено до 22 июля 2014 года.

Административный ответчик Махов В.П. требования признал частично, пояснив, что арбитражный суд Тамбовской области 01.04.2014г. вынес решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Махов В.П., с кадастровым номером 68:69:0205001:490 равной рыночной и составляющей 5 401 734 руб. Решение было обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. 23.07.2014г. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014г. по делу №А64- 9139/2012 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Тамбова - без удовлетворения. Согласно положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Таким образом, установленная судом стоимость земельного участка в размере 5 401 734 руб. применяется для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости и носит ретроспективный характер. По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы ни текущего, ни предыдущих периодов. Однако на основании п. 1 ст. 391 НК РФ налог пересчитывается в случае, когда кадастровая стоимость участка была изменена по решению суда. Датой начала пересчета следует считать дату подачи в суд заявления о пересмотре стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» права ответчика должны быть восстановлены с 01 января 2012г. Согласно Определению арбитражного суда Тамбовской области по делу исковое заявление Маховым В.П. принято к производству 29.12.2012г. Исходя из решения арбитражного суда Тамбовской области по делу , в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ размер земельного налога должен составлять 81 026 рублей. Махов В.П. неоднократно обращался в Инспекцию ФНС России по с требованием исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014 г. по делу . Однако, требования ответчика инспекцией ФНС России по г. Тамбову оставлены без удовлетворения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 387 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ, плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 года.

Судом установлено, что Махов В.П., , принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , . На вышеуказанный объект налогообложения, Махов В.П. начислен земельный налог за 2013 г. по сроку уплаты в сумме 374 721 руб. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление , в котором указаны объекты налогообложения, расчет налоговой базы (л.д. 6-7). В связи с тем, что ответчик уклоняется от уплаты налога, ему направлено требование , в котором предложено в срок до 22.12.2014 г. погасить имеющуюся задолженность (л.д. 9-10). Однако, требование до настоящего времени не исполнено.

Налоговый орган вправе требовать взыскания с ответчика указанного налога в судебном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом был соблюден предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, согласно которому заявление о взыскании недоимки по налогу подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Исходя из того, что судебный приказ мирового судьи от 20.02.2015 года был отменен 16.03.2015г., в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истец вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика указанной недоимки в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 16.09.2015 года. Исковое заявление налоговым органом направлено в суд 11.09.2015 года, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 66 Земельного налога Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона от № 221-ФЗ.

Согласно пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обращено внимание судов на то, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Налоговым органом на земельный участок площадью 6022 кв.м, , принадлежащего Махов В.П. был начислен земельный налог за 2013 года в сумме 374 721 руб. применив в качестве налоговой базы для исчисления налога кадастровую стоимость земельного участка в размере 24981424 руб., установленную Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области». Указанное постановление было оспорено Маховым В.П., который обратился в арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбова об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 01 апреля 2014 года установлена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Махов В.П., равной рыночной и составляющей 5 401 734 руб. Решение суда вступило в законную силу 23 июля 2014 года.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Воронежа от 23 июля 2014 г. решение арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014г. по делу № А64- 9139/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Тамбова - без удовлетворения.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области после вступления решения суда в законную силу внесло в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость, установленную решением арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014 года в размере 5 401 734 руб., определенную по состоянию на 01.01.2013 год.

Поскольку указанное решение арбитражного суда Тамбовской области вынесено 01.04.2014 года на основании заявления Маховым В.П., поданного согласно определению арбитражного суда Тамбовской области о принятии заявления к производству 29.12.2012 года, то земельный налог за 2013 год на спорный земельный участок должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости установленной решением арбитражного суда Тамбовской области в размере 5 401 734 руб. Таким образом, размер земельного налога должен составлять из расчета 5 401 734 * 1,5% (налоговая ставка согласно решения Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 «Об установлении земельного налога на территории г. Тамбова») = 81 026 рублей.

Доводы представителя ИФНС России по г. Тамбову о том, что у налогового органа отсутствуют законные основания для перерасчета земельного налога исходя из кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда Тамбовской области, поскольку исковое заявление Маховым В.П. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка рассмотрено до 22 июля 2014 года, являются несостоятельными.

Так, согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона № 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.

Принимая во внимание, что заявление Маховым В.П. подано в арбитражный суд 29.12.2012 года и на день вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ не рассмотрено, так как было обжаловано в апелляционную инстанцию и вступило в законную силу 23 июля 2014 г., то суд считает необходимым применить установленную кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2013.

При таких обстоятельствах требования инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову подлежат частичному удовлетворению, с Маховым В.П. следует взыскать задолженность по уплате земельного налога за 2013 г. в размере 81 026 руб.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ ГПК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 2 630 рублей 78 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову удовлетворить частично.

Взыскать с Махова В.П., , в доход местного бюджета задолженность по земельному налогу за 2013 г. в сумме 81 026 рублей.

Взыскать с Махова В.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 630 рублей 78 копеек.

В остальной части административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.В. Барун

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2015 г.

Судья: Н.В. Барун