ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1893/2021 от 14.05.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1893/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при помощнике Меньшиковой А.В.,

при секретаре Абраменко В.И.,

с участием истца Кривогиной Е.В., представителя ответчика Касаевой Е.В., рассмотрев 14.05.2021 в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело № 2-1893/2021 по исковому заявлению Кривогиной ФИО8 к ООО «Магнит», Администрации ЦАО <адрес> о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кривогина Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Магнит», Администрации ЦАО <адрес> о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда, указав, что на основании договора купли-продажи с 2012 года истец является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.

На жилой дом по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет на имя Кривогиной Е.В.

С апреля 2019 поменялся региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории <адрес> является ООО «Магнит». Ответчик имеет действующую лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности. С начала действия «мусорной реформы» договор на обращение с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с истцом не заключали. Мусор по ГОСТу и СНИПу не вывозился и в последствии прекратился с января 2020 года. Оплата за вывоз ТКО начисляется в полном объеме, истцом с апреля 2019 года не оплачивается. Начисления платежей за ТКО с апреля 2019 года осуществляется незаконно, поскольку данная услуга не оказывается.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит признать действия ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с апреля 2019 года по март 2021 года незаконными. Взыскать с Администрации ЦАО <адрес> и ООО «Магнит» в пользу Кривогиной Е.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истец Кривогина Е.В. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

Представитель истца по устному ходатайству Кощеев О.С. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что фактически услуга истцу не оказывалась, так как отсутствовала площадка для сбора мусора. Начисление платежей незаконно и необоснованно. Если будут установлены площадки, истец будет платить. До настоящего времени приходилось использовать мусор и сдавать в иные утилизационные точки.

Представитель ответчика ООО «Магнит» по доверенности Касаева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей <адрес> и <адрес>, отходы не могут не образовываться в процессе жизнедеятельности человека. СНТ «Любитель-3» уклонялось от заключения договора с региональным оператором, в связи с чем в письменной форме договор с ним не заключался, соответственно, договор считается действующим в рамках типового договора, форма которого размещена на сайте регионального оператора в разделе «Заключение договоров». В непосредственной близости от СНТ «Любитель-3» установлен бункер для накопления ТКО членами СНТ «Амурский». Указанный контейнер заявлен к вывозу по договору, заключенному между ООО «Магнит» и СНТ «Амурский». В рамках исполнения договора с учетом заявленной членами СНТ «Амурский» периодичности, транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в полном объеме и в соответствии с договором. Указанная площадка в Территориальной схеме обращения с отходами в <адрес> отсутствует, она организована юридическим лицом СНТ «Амурский» для целей обращения с ТКО сотрудниками организации и садоводами, являющихся членами СНТ «Амурский». При этом потребитель не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. Заявка на заключение письменной формы договора от Кривогиной Е.В. в установленный законом срок в адрес регионального оператора не поступала, соответственно, договор считается заключенным по форме, размещенной на официальном сайте регионального оператора в разделе «Заключение договоров». Транспортирование ТКО на территории <адрес> осуществляется в соответствии с Территориальной схемой. При этом создание и содержание площадок (мест) накопления ТКО в компетенцию регионального оператора не входит. Места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования. Истец уведомлялась об обязанности использовать для целей обращения с ТКО только те площадки накопления, которые созданы органами местного самоуправления и внесены в Территориальную схему обращения с отходами <адрес>, где указан адрес ближайшей площадки, которой она имеет возможность пользоваться. Действующим законодательством запрещено самостоятельно вывозить отходы, а также сжигать их. Потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест (площадок) накопления ТКО.

Ответчик Администрация ЦАО <адрес> о месте и времени извещена надлежащим образом, в судебном заседании представитель не присутствовал. Возражений относительно заявленных исковых требований суду не представлено.

Третье лицо ООО «Омская энергосбытовая компания» в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Поступили письменные возражения на исковое заявление, согласно которым истец обязан производить оплату коммунальной услуги обращение с ТКО, так как ООО «Магнит» как оператор надлежащим образом исполняет свои обязательства.

Третье лицо СНТ «Любитель-3» в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

С ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> является ООО «Магнит».

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. (далее – Правила), Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Исходя из вышеуказанного агентского договора, ООО «Омская энергосбытовая компания» по поручению ООО «Магнит» ведет абонентскую работу и выставляет плату за «Вывоз ТКО» и «Обращение с ТКО», что относится к коммунальным услугам, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов) обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Как следует из материалов дела, Кривогина Е.В. является собственником садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:. <адрес>. Данный жилой дом расположен на территории СНТ «Любитель-3».

Истец полагает, что у неё нет обязанности по уплате данной услуги за вывоз ТКО, оборудованной площадки для вывоза ТКО нет, мусор не вывозится, при этом, у истца нет мусора, который нужнее было бы выбрасывать, поскольку часть мусора она сжигает в печи частного дома, часть использует в хозяйственной деятельности.

По основаниям, указанным выше, само по себе наличие права собственности на жилой дом, порождает у собственника обязанность по оплате вывоза ТКО.

В соответствии с п. 1 формы типового договора на оказания услуг по обращению с ТКО, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 148 (27) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п. 148 (28) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Как следует из ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных, снабженных специальными знаками транспортных средствах.

Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В силу ч. 1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из анализа перечисленных законодательных актов следует вывод, что потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, как то самостоятельный вывоз и утилизация ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест (площадок) накопления ТКО.

Транспортирование ТКО на территории <адрес> осуществляется в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, <адрес>, утвержденной Приказом Министерства природы и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> (далее по тексту - Территориальная схема).

Таким образом, ответчик обязан осуществлять вывоз мусора с мест его накопления, которые указаны в территориальной схеме.

Оказание услуги по обращению с ТКО возможно лишь региональным оператором, который, действуя в пределах Территориальной схемы, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.

Согласно представленной в материалы дела справке о расчетах по оплате за услугу «Обращение с ТКО» в отношении Кривогиной Е.В. имеются начисления по оплате за услугу «Обращение с ТКО», начиная с ДД.ММ.ГГГГ на одного человека – Кривоогину Е.В. По состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» составляет 2 158,20 руб., сведения об оплате отсутствуют.

При этом факт надлежащего оказания услуг ООО «Магнит» подтверждается распечатками системы «Глонас».

Изложенное не дает суду оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с апреля 2019 года по март 2021 года.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, нарушений прав истца, как потребителя, действиями ответчика суд не установил, соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кривогиной ФИО9 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд подачей жалобы в Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья