ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1894/2021 от 14.07.2021 Омского районного суда (Омская область)

Дело

55RS0026-01-2021-002510-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева К.А.,

при помощнике судьи Лямкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2021 года по адресу:
<...> гражданское дело № 2-1894/2021 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области к ФИО1 о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Свои требования мотивировало тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 30.04.2008 за ФИО1 зарегистрировано 1/318 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 46768000 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. В то же время данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. Согласно статье 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Статус ФИО1 как иностранного гражданина, не имеющего гражданства Российской Федерации, подтверждается уведомлением Росреестра по Омской области от 03.06.2016, выпиской из единого государственного реестра недвижимости. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу Федерального закона № 101-ФЗ, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Федерального закона № 101-ФЗ, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае если при нарушении требований статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ собственник не произведет в течение установленного срока отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). Просит понудить ФИО1 к продаже 1/318 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 46768000 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных отношений Омской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Омской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2021, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью 38446667 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности, в том числе, ФИО1, которой принадлежит 1/318 доли в праве общей собственности на указанный земельный участок (дата государственной регистрации - 30.04.2008). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 13-14).

В материалах дела имеется свидетельство на право собственности на землю серии , регистрационная запись № 80845 от 07.08.1996, выданное 12.08.1996 ФИО1 на основании постановления Главы администрации Омского района № 88-п от 23.02.1993 (л.д. 45-46).

Из представленной в материалы дела копии доверенности, выданной 28.09.2006, следует, что ФИО1, в лице Э.Н.Н., доверяет С.В.В. распоряжаться принадлежащим ей земельным участком сельскохозяйственного назначения на основании свидетельства о праве собственности
от 07.08.1996, расположенным в <адрес>, с правом подавать от ее имени заявления, получать необходимые справки, и документы, расписываться за нее, быть ее представителем в компетентных органах Омской области и города Омска, а также совершать все действия, связанные с данным поручением. Доверенность выдана сроком до 24.08.2009 (л.д. 47).

Материалами дела также подтверждается, что ФИО2, действующий на основании указанной выше доверенности, обращался в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области 04.04.2008 с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на указанный выше земельный участок за ФИО1, которое в дальнейшем зарегистрировано за ответчиком (л.д. 48).

В силу положений ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

В то же время, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статье 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 часть 1, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя свою конституционную обязанность, ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.

Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Как следует из положений ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, предусмотрено, что Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов. Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.

Как следует из п/п. 31 п. 9.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, Министерство, являясь специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений направляет в суд заявление о понуждении собственника земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, нарушающего требования статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к продаже такого земельного участка или доли на торгах (конкурсах, аукционах).

Истец, обращаясь в суд с требованием о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, исходя из характера и предмета спора, должен доказать статус ответчика, как иностранного гражданина.

При этом статья 62 Конституции Российской Федерации декларирует, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, в настоящее время содержатся в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который также определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Международный договор о двойном гражданстве, регулирующий отношения в данной сфере, между Россией и Германией отсутствует.

Между тем, этнические немцы не принимаются в гражданство Германии, а восстанавливают свою германскую принадлежность, а поскольку, как было указано выше, приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации, у таких граждан возникает двойное гражданство.

При этом и Германия, и Россия рассматривают гражданина, имеющего гражданства этих стран, только как своего гражданина. То есть гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство Германии, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.

На основании изложенного, приведённые выше ограничения Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на граждан, одновременно имеющих гражданство как Германии, так и России, не распространяются.

Согласно статье 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного закона, являются гражданами Российской Федерации.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 01.07.2002. С указанной даты признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со статьей 13 поименованного Закона в его первоначальной редакции гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день его вступления в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу со дня его опубликования 06.02.1992.

Согласно разделу II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления признания российского гражданства не требовалась.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документом, подтверждающим российское гражданство, являлся паспорт гражданина СССР, выданный на территории Российской Федерации по месту постоянного проживания.

Из материалов дела следует, что Вибе (Э.Н.Н.) Е.И. ранее была документирована паспортом гражданина СССР , выданного Омским РОВД Омской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77).

Согласно сведениям администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в ведомственном архиве администрации действительно имеются сведения о периоде регистрации (проживания) на 1992 год в <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьям 22-24 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в редакции Закона РФ от 17.06.1993 № 5206-1 гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приёме в гражданство; путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.

При этом по Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 (раздел II), для прекращения гражданства гражданин РФ должен подать уполномоченному лицу соответствующее заявление.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Согласно п/п «а» п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 06.02.1992 ФИО1 постоянно проживала и была зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: Омская область, Омский район, с. Девятериковка, имела паспорт гражданина СССР.

Соответственно, ее гражданство РСФСР (впоследствии - Российской Федерации) с принятием и вступлением в законную силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» было признано и специального оформления не требовало.

Согласно сведениям УМВД России по Омской области от 08.07.2021, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, по информации администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>. В период проживания на территории Омской области ФИО1 приобрела гражданство Российской Федерации в результате признания в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991
№ 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». По вопросу выхода из гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке в органы внутренних дел Омской области не обращалась. ФИО1 документирована паспортом гражданина СССР серии VIII, оформленным ДД.ММ.ГГГГ Омским РОВД Омской области на фамилию «Э.Н.Н.»; паспортом гражданина СССР , оформленным ДД.ММ.ГГГГ Омским РОВД Омской области на фамилию «Вибе»; паспортом гражданина Российской Федерации серии 5201 , оформленным ДД.ММ.ГГГГ Оконешниковским РОВД Омской области. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 оформлен заграничный паспорт серии , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, подразделение, выдавшее документ - Омская область. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 оформлен заграничный паспорт, содержащий электронный носитель информации, серии , сроком действия до 23.04.2024, подразделение, выдавшее документ - МИД России . В управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области с уведомлением о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве ФИО1 не обращалась.

По информации МИФНС России № 4 по Омской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в данном налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 4 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливалось, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Тождественная норма права содержится в части 3 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в настоящее время.

При этом согласно части 4 этой же статьи гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» какой-либо специальный учёт граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство и постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, не производится.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 в установленном законом порядке заявила о выходе из гражданства РФ либо, что гражданство РФ у ответчика прекращено по иным предусмотренным законом основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством имущественных отношений Омской области к ФИО1 исковые требования о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к ФИО1 о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

К.А. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено 21.07.2021