ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1895/20 от 28.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2020-001020-72 КОПИЯ

№2-1895/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 г. г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Софьиной Н.Ю.,

с участием истицы Поповой С.В.,

представительницы ответчика Хафизовой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Светланы Валерьевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края об изменении даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт,

установил:

Попова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании незаконным отказа собственникам многоквартирного дома по адресу г<Адрес> внести изменения в региональную программу капитального ремонта Пермского края даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении 4 лет 11 месяцев с момента ввода дома в эксплуатацию, установлении даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для многоквартирного дома по адресу <Адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ путем дополнения региональной программы «иными сведениями, подлежащими включению в программу капитального ремонта», признании взносов за капитальный ремонт, уплаченных собственниками многоквартирного дома по адресу <Адрес> за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, уплаченными в счет однородных обязательств, возникших после ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что многоквартирный дом по адресу <Адрес> включен в Перечень многоквартирных домов на территории Пермского края, утвержденный Постановлением правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п. Срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт указан 1.02.2015. Дом сдавался очередями с 4.06.2012 по 28.03.2013. В силу п. 4 ст. 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Этим же законом предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении четырех лет одиннадцати месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Аналогичные положения предусмотрены ст. 170 ЖК РФ. Таким образом, для собственников новостроек установлены иные сроки возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Но, поскольку многоквартирный дом по адресу <Адрес> введен в эксплуатацию до утверждения региональной программы капитального ремонта, истица не имеет возможности воспользоваться льготой, предусмотренной для собственников помещений в новостройках. В связи с этим считает, что Фонд капитального ремонта должен изменить дату возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <Адрес>, установив дату на 4 года 11 месяцев позже даты ввода объекта в эксплуатацию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В результате невозможности применения к дому льготного периода на протяжении 37 месяцев происходило начисление взносов на капитальный ремонт, сумма которых составляет 1846000 руб. Фактически средства заморожены на счетах Фонда в связи с отсутствием необходимости капитального ремонта первые 5 лет. Полагает, что закон, улучшающий положение определенной группы граждан, имеет обратную силу.

Истица Попова С.В. в судебном заседании на иске настаивала, считая, что внесение изменений в Программу входит в полномочия Министерства.

Представительница ответчика иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва. Министерство разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Пермского края проект правового акта, утверждающего региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Региональная программа включает перечень всех домов, расположенных на территории Пермского края. На момент утверждения Региональной программы многоквартирный дом по адресу <Адрес> был введен в эксплуатацию, в связи с чем включен в программу. Обязанность уплаты взносов собственниками помещений возникла с февраля 2018 года в соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ и п. 4 ст. 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК. Пункт 5.1 ст. 170 ЖК РФ введен Федеральным законом от 29.06.2015. В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Оснований для внесения изменений в региональную программу не имеется. Кроме того, пояснила, что Министерство не начисляет взносы и не может произвести их пересчет на будущий период.

Третье лицо Фонд капитального ремонта ПК представителя в суд не направило.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно п. 3.4.4 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п, в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах министерство разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Пермского края проект правового акта, утверждающего региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Момент возникновения обязанности собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Частью 3 ст. 169 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

В развитие указанных норм пунктом 4 статьи 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК закреплено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Постановлением правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утвержден Перечень многоквартирных домов на территории Пермского края, в который вошел многоквартирный дом по адресу <Адрес>, введенный на тот момент в эксплуатацию. Плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для указанного дома определен ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии в ч. 3 ст. 169 ЖК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ статья 170 ЖК РФ дополнена частью 5.1, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Соответствующие изменения внесены в пункт 4 статьи 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (в ред. Закона Пермского края от 06.11.2014 N 387-ПК).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении четырех лет одиннадцати месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (абзац введен Законом Пермского края от 09.12.2015 N 567-ПК).

Многоквартирный дом по адресу <Адрес> был обоснованно включен в региональную программу капитального ремонта при ее утверждении в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией ч. 3 ст. 169 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ) и п. 4 ст. 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК.

В связи с последующим изменением законодательства, оснований для исключения указанного дома из региональной программы капитального ремонта у ответчика не появилось. Требования привести действующие Перечни многоквартирных домов в рамках программы капитального ремонта в соответствие с новым сроком возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ не содержит.

Более того, из буквального содержания ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ следует, что данная норма распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенные в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. Законодатель не связывает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт со сроком эксплуатации многоквартирного дома, существовавшего на момент утверждения региональной программы капитального ремонта. Следовательно, данная норма не применима к многоквартирному дому по адресу <Адрес>, введенному в эксплуатацию до утверждения региональной программы капитального ремонта.

Возможности исчисления срока возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию ни ранее действовавшее, ни актуальное законодательство не предусматривает.

По смыслу ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, существовавший на момент утверждения региональной программы капитального ремонта многоквартирный дом по адресу <Адрес>, подлежат включению в региональную программу капитального ремонта. В связи с этим, доводы истицы об отсутствии необходимости в проведении капитального ремонта до истечения пятилетнего срока с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Вопреки доводам истицы ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ не предоставляет никакой льготы собственникам помещений в «новостройках», существовавших на момент утверждения региональной программы капитального ремонта, а закрепляет момент возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения предусмотренного региональной программой капитального ремонта срока возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <Адрес> обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В связи с этим требования Поповой С.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании незаконным отказа внести изменения в региональную программу капитального ремонта Пермского края, установлении даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для многоквартирного дома по адресу <Адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ, признании взносов уплаченными в счет обязательств, возникших после ДД.ММ.ГГГГ необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Возражения ответчика об отсутствии полномочий для зачета взносов на капитальный ремонт за иной период суд находит обоснованными, но решающего значения для рассмотренного спора они не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований Поповой Светланы Валерьевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании незаконным отказа внести изменения в региональную программу капитального ремонта Пермского края, установлении даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт для многоквартирного дома по адресу <Адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ, признании взносов уплаченными в счет обязательств, возникших после ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна. Судья Алексеев А.А.

Подлинное решение суда вшито в материалы дела №2-1895/2020 Ленинского районного суда г. Перми