ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1895/2021 от 21.09.2021 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года г. Тула

Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Иванчина Б.Ф.,

при секретаре Самсоновой Ю.Ю.,

с участием:

представителя истца ФИО1 по доверенности от 29 мая 2021 года - ФИО2,

представителя ответчика ГУЗ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности от 27 августа 2019 года - ФИО3,

рассмотрев в здании №2 Пролетарского районного суда г.Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1895/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании присвоить звание «Ветеран труда», назначении связанной с этим выплаты, взыскании компенсации понесенных судебных расходов,

у с т а н о в и л :

22 июля 2021 года в Пролетарский районный суд г.Тулы поступило исковое заявление ФИО1 к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании присвоить звание «Ветеран труда», назначении связанной с этим выплаты, взыскании компенсации понесенных судебных расходов. В обоснование заявленных требований ФИО1 указал на то, что его трудовой стаж в должности водителя составляет более 30-ти лет. ДД.ММ.ГГГГ он награжден благодарственным письмом губернатора Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ он удостоен ведомственной наградой - получил удостоверение к нагрудному знаку отличия «За безаварийную работу» III степени за номером 14155 от имени Министерства транспорта РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако ему в этом было отказано. Он с обоснованностью данного отказа не согласен. Истец просил: обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить ему (ФИО1) звание «Ветеран труда»; обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему (ФИО1) с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату, связанную с присвоением звания «Ветеран труда»; взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу его (ФИО1) денежной компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 600 рублей.

Истец ФИО1 в зал судебного заседания не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ФИО1.

Представитель истца ФИО1 по доверенности - ФИО2 в зале судебного заседания поддержал требования ФИО1 и просил их удовлетворить в полном объеме, полагая их законными и обоснованными. Подтвердил все обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУЗ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности - ФИО3 в зале судебного заседания требования ФИО1 не признал и в их удовлетворении просил отказать, полагая их необоснованными.

Выслушав пояснения ФИО2, ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в Кировском с/с <адрес> Узбекской ССР.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветеран труда».

Решением ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку он не обладает ведомственными наградами, дающими право на получение звания «Ветеран труда».

ФИО1 с таким решением ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» не согласен и считает его необоснованным.

Согласно п.ж) ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».

Согласно ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветеранами труда являются: лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Тульской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»».

Согласно ст.1 Закона Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

На момент обращения ФИО1 с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» его общий трудовой стаж составлял 30 лет 1 месяц 3 дня, что соответствует требованиям ст.1 Закона Тульской области №797-ЗТО от 28 февраля 2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»».

Данный факт нашел свое документальное подтверждение, не оспаривался участвующими в деле лицами, в связи с чем суд считает его установленным.

А вот в отношении наличия ведомственной награды, дающей основание для присвоения звания «Ветеран труда», в ходе судебного разбирательства возник спор: сторона ФИО1 заявляла о том, что у него имеется такая ведомственная награда; ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» заявляло об отсутствии такой награды.

В материалах дела имеется удостоверение, в котором указано, что ФИО1 приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ был награжден нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу» III степени.

Данный нагрудный знак отличия был учрежден приказом Министерства транспорта РФ №80 от 20 июня 2007 года «Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта РФ».

Согласно п.1.1 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах»: порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством РФ.

В п.2 приказа Минтранса России №285 от 30 сентября 2016 года (в редакции от 28 сентября 2020 года) «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» приведен перечень ведомственных знаков отличия Министерства транспорта РФ, в который входит нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» всех степеней.

Однако в п.3 данного приказа установлено, что ведомственным знаком отличия Министерства транспорта РФ, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является только нагрудный знак «Почетный работник транспорта России». Поскольку на момент обращения ФИО1 в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» действовал и имел юридическую силу приказ Минтранса России №285 от 30 сентября 2016 года (в редакции от 28 сентября 2020 года) «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ», суд считает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области») у ФИО4 отсутствовал обязательный признак для присвоения звания «Ветеран труда» в виде наличия необходимой ведомственной награды.

При этом следует отметить то, что далеко не все ведомственные награды дают право на присвоение звания «Ветеран труда», а только те ведомственные награды, о которых прямо указано в ведомственных локально-нормативных актах.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что выданный ФИО1 знак отличия не являлся ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Так приказом Министерства транспорта РФ №130 от 18 октября 2005 года (в редакции от 23 сентября 2013 года) «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ», действовавшим до издания приказа Минтранса России №285 от 30 сентября 2016 года «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ», были утверждены следующие ведомственные награды:

- знак отличия Министра транспорта РФ «За труд и пользу» (высшая награда);

- медаль «За заслуги в развитии транспортного комплекса России»;

- медаль Павла Мельникова;

- медаль Августина Бетанкура;

- медаль «За безупречный труд и отличие»;

- медаль «За строительство транспортных объектов»;

- медаль Петра Губонина;

- нагрудный знак «Почетный работник транспорта России»;

- звание «Почетный геодезист»;

- нагрудный знак «Почетный автотранспортник»;

- нагрудный знак «Отличник воздушного транспорта»;

- нагрудный знак «Отличник геодезии и картографии»;

- нагрудный знак «Почетный работник горэлектротранспорта»;

- нагрудный знак «Почетный дорожник России»;

- нагрудный знак «Почетный железнодорожник»;

- нагрудный знак «Почетный работник морского флота»;

- нагрудный знак «Почетный полярник»;

- нагрудный знак «Почетный работник промышленного транспорта»;

- нагрудный знак «Почетный работник речного флота»;

- нагрудный знак «Почетный работник госнадзора на транспорте»;

- почетная грамота Министерства транспорта РФ;

- почетный диплом Министерства транспорта РФ;

- благодарность Министра транспорта РФ.

Как видно, выданный ФИО1 знак отличия «За безаварийную работу» III степени в утвержденный Министерством транспорта РФ перечень ведомственных наград внесен не был.

Стороной ФИО1 в ходе судебного разбирательства заявлен довод о том, что приведенный в приказе Министерства транспорта РФ №130 от 18 октября 2005 года (в редакции от 23 сентября 2013 года) «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» перечень ведомственных наград не является исчерпывающим и был дополнен письмами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Суд не может согласиться с правомерностью указанной правовой позицией.

Так нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» был учрежден приказом Министерства транспорта РФ №80 от 20 июня 2007 года «Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта РФ» в числе других аналогичных нагрудных знаков («За безаварийный налет часов», «За безаварийную работу на морском транспорте», «За безаварийную работу на речном транспорте», «За безаварийную работу на железнодорожном транспорте», «За безаварийное управление воздушным движением») в целях обеспечения безопасности на автомобильном, воздушном, городском электрическом, морском и внутреннем водном транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте.

Приказом Министерства транспорта РФ №80 от 20 июня 2007 года также было утверждено Положение о нагрудном знаке отличия «За безаварийную работу», в соответствии с п.1 которого данный нагрудный знак являлся одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу.

Пунктом №2 этого положения было предусмотрено, что нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» имеет три степени, высшей степенью знака отличия является I степень.

Знак отличия «За безаварийную работу» вручается водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых и легковых автомобилей, работающим в организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях автомобильного и городского электрического транспорта независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водителям-предпринимателям без образования юридического лица, не допустившим случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации (п.3 Положения о нагрудном знаке отличия «За безаварийную работу»).

Знак отличия «За безаварийную работу» III степени вручается от имени Министерства транспорта РФ на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 200 тыс.км, и водителям городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 150 тыс.км (абзац №4 п.3 Положения о нагрудном знаке отличия «За безаварийную работу»).

Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что нагрудный знак «За безаварийную работу» III степени, которым был награжден ФИО1, относится к категории знаков отличия, учрежденных в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, и является одной из форм поощрения водителей автомобильного и городского электрического транспорта. Этот знак отличия не поименован в приказе Министерства транспорта РФ №130 от 18 октября 2005 года «О ведомственных наградах Министерства транспорта РФ» и, соответственно, не может быть отнесен к ведомственным наградам, учитываемым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при разрешении вопроса о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда». При этом суд обращает внимание, что приведенный в этом приказе перечень ведомственных наград является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Что касается писем Министерства здравоохранения и социального развития РФ, то они для рассмотрения иска ФИО1 правого значения не имеют, поскольку никакие письма одного Министерства не могут отменить приказ другого Министерства. Следовательно, эти письма могут носить только рекомендательный характер без каких-либо правовых последствий.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания полагать, что ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» правомерно отказало ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда», так как последний до ДД.ММ.ГГГГ не обладал ведомственной наградой, а после указанной даты не обладает ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказа ФИО1 в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области»: присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда»; назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату, связанную с присвоением звания «Ветеран труда».

Одним из требований ФИО1 является взыскание с ответчика компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 600 рублей.

Факт несения данных расходов нашел свое документальное подтверждение.

Принимая во внимание, что данное требование ФИО1 является производным от исковых требований и следует их судьбе, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении этого требования.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований:

- об обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда»;

- об обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату, связанную с присвоением звания «Ветеран труда»;

- о взыскании с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу ФИО1 денежной компенсации понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 600 рублей,

ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий