ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1896/1/17 от 31.03.2017 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1896/1/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Сидоровой О.А.,

при секретаре Халиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 31 марта 2017 года гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о понуждении установить и описать границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, предоставить документы в орган кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Калужский межрайонный природоохранный прокурор, обратившись в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, с учетом уточнения требований, просит обязать ответчика организовать и обеспечить установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения: <адрес>, объявленных ООПТ решением Исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы указанной особо охраняемой природной территории, для постановки в единый государственный реестр недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указывает, что в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории Калужской области, установлено, что границы указанных выше ООПТ регионального значения не установлены и не описаны, сведения о границах данных территорий в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, указанные объекты на государственном кадастровом учете не стоят. Выявленные нарушения могут привести к принятию неправомерных решений об использовании земель особо охраняемой природной территории и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Определением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Калужской области, Министерство финансов Калужской области.

В судебном заседании прокурор Евстратов И.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в судебном заседании ФИО1 возражала против удовлетворения иска.

Представитель Правительства Калужской области ФИО2 и представитель Министерства финансов К. области ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на территории Калужской области расположены четыре особо охраняемые природные территории (памятника природы) регионального значения: <адрес> (месторасположение – <адрес>, площадь памятника <данные изъяты> га, охранной зоны – <данные изъяты> га, правоустанавливающий документ - решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за в редакции постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (месторасположение – город <адрес> площадь памятника <данные изъяты> га, размер охранной зоны <данные изъяты> га, правоустанавливающий документ - решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за в редакции постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (месторасположение – город <адрес>, площадь памятника <данные изъяты> га, размер охранной зоны – <данные изъяты> га, правоустанавливающий документ - решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за в редакции постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ); «<адрес> на площади <данные изъяты> га, паспорт памятника отсутствует, правоустанавливающий документ - решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за в редакции постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона к особо охраняемым природным территориям отнесены, в том числе, памятники природы (подпункт «д» пункта 2).

В силу статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1).

Статья 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ определяет памятник природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Под особо охраняемыми природными территориями в соответствии с названным законом понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

Статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ предусматривает, что органы государственной власти Рэссийской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Рэссийской Федерации (пункты 2, 3).

В силу пунктов 1, 2 статьи 27 указанного Закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Требования к представляемым сведениям, необходимым для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определены в разделе 3 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 69.

Так, в соответствии с пунктом 25 указанного Порядка, сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе, границы особо охраняемой природной территории - описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков OOПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

Статьей 32 Федерального закона № 218-ФЗ (пункты 1,20) установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят такими органами в пределах их компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории и границы особо охраняемой природной территории представить в орган регистрации прав документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

Как видно из дела, границы указанных выше особо охраняемых природных территорий и режимы охраны не установлены, комплексное экологическое обследование, необходимое для установления границ и режимов особой охраны, в установленном законодательством порядке не проводилось, сведения об ограничениях прав на земли в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В силу статьи 34 Закона Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ Ns 121- 3 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды, на территории Калужской области» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Калужской области.

Согласно части 2 статьи 35 этого Закона решение об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения принимается Правительством Калужской области в установленном законодательством порядке на основе анализа предусмотренных названной правовой нормой документов и материалов, в том числе: проекта положения (паспорта) особо охраняемой природной территории с описанием ее границ, графических материалов предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием ее границ.

Часть 5 данной статьи устанавливает, что на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство Калужской области принимает решение об образовании (создании, объявлении) особо охраняемой природной территории регионального значения, а также утверждает границы и определяет режим особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области, утвержденному Постановлением Губернатора Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ «О Министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области», министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления государственного управления в области охраны окружающей среды (пункт 1.4), осуществляет управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, передачу особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы под охрану лиц, в чье ведение она передана, оформление охранного обязательства и паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения категории памятники природы, ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3.35).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в связи с чем имеются основания для возложения на него обязанности организовать и обеспечить установление и описание в установленном законом порядке границ вышеуказанных особо охраняемых природных территорий регионального значения с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также по предоставлению в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы указанной особо охраняемой природной территории, для постановки на учет и внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости.

Доводы ответчика о том, что по результатам экологического обследования особо охраняемая природная территория «Лаврентьевский монастырь с парком, прудом и источником» может быть упразднена, не могут явиться основанием для отказа в иске, поскольку до настоящего времени в установленном законом порядке данное решение не принято, данный объект сохраняет статус ООПТ регионального значения.

С учетом предмета спора, установление срока исполнения судебного решения соответствует положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд определяет его до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области организовать и обеспечить установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения: <адрес>, объявленных особо охраняемыми природными территориями решением Исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ), с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы указанной особо охраняемой природной территории, для постановки на учет и внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна О.А.Сидорова