ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1896/2021 от 13.05.2021 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Дело № 2-1896/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года г.о. Балашиха

Московская область

Железнодорожный городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Артемовой Е.В.,

при секретаре Гордеевой И.С.,

с участием представителя истца Чайко Ю.А., ответчика Токтарова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ВАО города Москвы) к Индивидуальному предпринимателю Токтарову Станиславу Валентиновичу о защите прав неопределенного круга потребителей, признании противоправными действий по реализации товара, прекращении противоправных действий, об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ВАО города Москвы) обратилось в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Токтарову Станиславу Валентиновичу о защите прав неопределенного круга потребителей, признании противоправными действий по реализации товара, прекращении противоправных действий, об устранении выявленных нарушений, указав, что в ходе проведения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы мониторинга сети «Интернет» был обнаружен интернет-магазин «АллюрПарфюм» (<данные изъяты>/), по средствам которого осуществляется предложение к продаже парфюмерной продукции. При ознакомлении с информацией, размещенной на указанном выше сайте, было обращено внимание на то, что в разделе «Возврат товара» указана информация, что если товар снят с производства и реализуются остатки, то претензии к сроку годности не принимаются. Покупатель по умолчанию считается согласным с тем, что срок хранения, возможно, уже истек. При этом, согласно информации, размещенной на сайте, в ходе предложения о реализации товара дистанционным способом, отсутствует информация о сроке годности определенного товара, либо о том, что данный товар представляет собой остатки продукции. Следовательно, приобретая предлагаемую парфюмерную продукцию дистанционным способом, покупатель, не обладающий полной и достоверной информацией о товаре, включающей, в том числе срок годности, фактически введен в заблуждение относительно качества товара. Кроме того, исходя из информации, размещенной на сайте, предлагаемая к покупке потребителями парфюмерная продукция, реализуется в различные субъекты Российской Федерации, в связи с чем, оплата стоимости продукции может быть произведена покупателем различными способами. Таким образом, возвращая товар, доставленные по месту назначения, информация о котором не была доведена до покупателя в полном объеме, покупатель несет убытки, связанные с возвратом товара ненадлежащего качества. Таким образом, ИП Токтаров С.В., осуществляя реализацию парфюмерной продукции дистанционным способом через сайт, нарушает требования Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иные законодательные акты.

Просит суд признать противоправными действия в отношении неопределенного круга потребителей, допущенные ИП Токтаровым С.В. в части непредставления потребителям полной и достоверной информации в отношении парфюмерной продукции, продаваемой дистанционным способом через сайт <данные изъяты> обязать ИП Токтарова С.В. не допускать в дальнейшем розничную реализацию парфюмерной продукции дистанционным способом без предоставления полной информации о товаре, включая данные о сроке его годности; обязать ИП Токтарова С.В. удалить с сайта <данные изъяты>/ информацию о том, что «Если товар снят с производства и реализуется остатки, то претензии к сроку годности не принимаются. Покупатель по умолчанию считается согласным с тем, что срок хранения, возможно уже истек»; обязать ИП Токтарова С.В. прекратить реализацию парфюмерной продукции, не соответствующую качеству заявленного к продаже товара, включая продукцию с истекшим сроком годности; обязать ИП Токтарова С.В. в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения об удовлетворении требований, довести его до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ВАО города Москвы) ФИО4 доводы, изложенные в иске, поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Токтаров С.В. в судебном заседании суду пояснил, что он действительно реализует продукцию с истекшим сроком годности, так как того желают покупатели, поскольку многие покупатели желают приобрести «винтажные» ароматы, которые больше не производятся. Против удовлетворения требований не возражал.

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами).

Согласно Положению об Управлении Роспотребнадзора, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 июня 2012 года № 643, Управление Роспотребнадзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статья 40 Закона РФ «О Защите прав потребителей» закрепляет, что государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Статья 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации и уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст. 40. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», Управление Роспотребнадзора вправе предъявлять иски в суды о признании действий организации - исполнителя услуг, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Из материалов дела следует, Токтаров Станислав Валентинович является индивидуальным предпринимателем и занимается реализацией парфюмерной продукции на сайте <данные изъяты> (ИНН , ОГРНИП ).

В ходе проведения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве мониторинга в сети «Интернет» был обнаружен интернет-магазин «АллюрПарфюм», по средствам которого осуществляется предложение к продаже парфюмерной продукции.

На указанном выше сайте, в разделе «Возврат товара» указана информация, что если товар снят с производства и реализуются остатки, то претензии к сроку годности не принимаются. Покупатель по умолчанию считается согласным с тем, что срок хранения, возможно, уже истек».

Также, согласно информации, размещенной на сайте, в ходе предложения о реализации товара дистанционным способом, отсутствует информация о сроке годности определенного товара, либо о том, что данный товар представляет собой остатки продукции.

Таким образом, приобретая предлагаемую парфюмерную продукцию дистанционным способом, покупатель, не обладающий полной и достоверной информацией о товаре, включающей, в том числе срок годности, фактически введен в заблуждение относительно качества товара.

Из информации, размещенной на сайте, предлагаемая к покупке потребителями парфюмерная продукция, реализуется в различные субъекты Российской Федерации, в связи с чем, оплата стоимости продукции может быть произведена покупателем различными способами. Таким образом, возвращая товар, доставленный по месту назначения, информация о котором не была доведена до покупателя в полном объеме, покупатель несет убытки, связанные с возвратом товара ненадлежащего качества.

Таким образом, указанное выше явно вытекает из п. 6.1.3 раздела «Возврат и обмен Товаров», при отказе покупателя от товара продавец возвращает ему стоимость возвращенного товара, за исключением расходов, связанных с передачей и возвратом возвращенного товара (транспортные, курьерские расходы). Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты поступления возвращенного товара на склад продавца вместе с заполненным покупателем заявлением на возврат денежных средств (оригинал).

Согласно п. 3.2 Раздела «Оформление заказа», сопровождающие товар фотографии являются простыми иллюстрациями. Фактически внешний вид товара может отличаться от вида товара, изображенного на фотографии. Сопровождающие товар описания/характеристики не претендуют на исчерпывающую информативность и могут содержать опечатки/ошибки.

Парфюмерно-косметическое изделие - это препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, зубы, губы, слизистую оболочку полости рта) с единственной или главной целью их очищения, придания им приятного запаха, изменения их внешнего вида, защиты и сохранения в хорошем состоянии.

При реализации потребителям парфюмерно-косметических товаров продавец должен соблюдать требования Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением от 31 декабря 2020 года № 2463, Технического регламента Таможенного Союза ТP ТC 009-2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, которая призвана обеспечить возможность их выбора.

Информация о товаре, размещенная па упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать определенные сведения, в том числе данные о сроке годности изделия.

О имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

При продаже парфюмерно-косметических товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с соответствующими документами (сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463, на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Из п. 18 указанного Постановления следует, что при дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет», и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Обязанность продавца, предусмотренная пунктом 3 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Это прямо предусмотрено в п. 5 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей».

О том, что такое срок годности товаров, говорится в ст. 473 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей». Это период, исчисляемый со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или дата, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Согласно ст. 3 ТР ТС 009/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», срок годности - период, по истечении которого парфюмерно-косметическая продукция считается непригодной для использования по назначению. Срок годности устанавливается изготовителем продукции в технических документах. В течение срока годности продукции изготовитель обязан гарантировать соответствие продукции требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранение ее потребительских свойств при соблюдении условий хранения.

В соответствии со ст. 4 указанного Технического регламента, парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при её соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.

Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, и не допускается к размещению на рынке.

В силу положений ст. 5 Технического регламента , утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799, безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований: к составу; к физико-химическим показателям; к микробиологическим показателям; к содержанию токсичных элементов; к токсикологическим показателям; к клиническим (клинико-лабораторным) показателям; к производству; к потребительской таре; к маркировке продукции.

Таким образом, ИП Токтаров С.В., осуществляющий реализацию парфюмерной продукции дистанционным способом через сайт https://allureparfum.ru/ нарушает требования Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также требования Технического регламента Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», поскольку не предоставляет достоверную и полную информацию о реализуемом товаре, включая срок годности продаваемого им товара, а также в связи с ограничением прав потребителя по предъявлению претензий с требованием о возврате товара снятого с реализации и при реализации остатков товара.

В силу ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт отсутствия полной и достоверной информации, подлежащей размещению при розничной реализации указанной выше продукции, является нарушением прав неопределённого круга потребителей.

В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не было представлено доказательств, опровергающих доводы истца и представленные им доказательства.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о нарушении ИП Токтаровым С.В. требований п. 5 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Оценив представленные доказательства, суд считает возможным требования истца удовлетворить в полном объеме.

Абзацем 2 статьи 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

При этом, оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через средства массовой информации либо путем размещения на сайте истца не имеется, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ВАО города Москвы) к Индивидуальному предпринимателю Токтарову Станиславу Валентиновичу о защите прав неопределенного круга потребителей, признании противоправными действий по реализации товара, прекращении противоправных действий, об устранении выявленных нарушений – удовлетворить.

Признать противоправными действия в отношении неопределенного круга лиц потребителей, допущенные ИП Токтаровым Станиславом Валентиновичем в части непредставления потребителям полной и достоверной информации в отношении парфюмерной продукции, продаваемой дистанционным способом через сайт <данные изъяты>

Обязать ИП Токтарова Станислава Валентиновича не допускать в дальнейшем розничную реализацию парфюмерной продукции дистанционным способом без предоставления полной информации о товаре, включая данные о сроке его годности.

Обязать ИП Токтарова Станислава Валентиновича удалить с сайта <данные изъяты> информацию о том, что «Если товар снят с производства и реализуется остатки, то претензии к сроку годности не принимаются. Покупатель по умолчанию считается согласным с тем, что срок хранения, возможно, уже истек».

Обязать ИП Токтарова Станислава Валентиновича прекратить реализацию парфюмерной продукции, не отвечающую качеству заявленного к продаже товара, включая продукцию с истекшим сроком годности.

Обязать ИП Токтарова Станислава Валентиновича в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда, довести его до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

Судья Е.В. Артемова

Мотивированный текст решения

изготовлен 20 мая 2021 года