УИД №
№ 2-1896/2022
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 19 августа 2022 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Литовкиной М.С.,
при секретаре Минеевой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ГО Среднеуральск о включении периодов работы в муниципальный стаж,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации ГО Среднеуральск о включении периодов работы в муниципальный стаж.
В обоснование иска указала, что она 01.09.1994, была принята в Администрацию г. Среднеуральска, бухгалтером материальной группы централизованной бухгалтерии (п. 8 трудовой книжки). Проработала в указанной до 01.12.1996.
02.12.1996 была переведена на должность экономиста 1 категории, на которой проработала до 30.09.1999 (п. п. 9 и 10 трудовой книжки). Указанный период работы не был включен в стаж муниципальной службы для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
Приказом Финансового управления администрации ГО Среднеуральск № от 23.12.2021 истец была освобождена от занимаемой должности муниципальной службы по инициативе работника в связи с выходом на пенсию (п. 3 ч. 1 с. 77 Трудового кодекса РФ – п. 20 трудовой книжки).
В связи с выходом на пенсию 11.01.2021 финансовым управлением администрации ГО Среднеуральск ей была выдана справка об исчислении стажа муниципальной службы Свердловской области, согласно которой стаж муниципальной службы составил 22 года 3 месяца 8 дней. В периоды муниципальной службы не был включен период работы в должности экономиста 1 категории администрации г. Среднеуральск в период 02.12.1996 – 30.09.1999 годов.
В соответствие с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в ГО Среднеуральск, утвержденным Решением Думы ГО Среднеуральск № от 26.05.2016 (далее - Положении о пенсии) истец подала заявление в Комиссию по рассмотрению вопросов о назначении пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе должности муниципальной службы в ГО Среднеуральск (далее – Комиссия), ходатайство о назначении истцу пенсии за выслугу лет назначении мне муниципальной пенсии.
21.01.2022 Комиссией рассмотрено заявление истца на предмет определения размера пенсии за выслугу лет, по итогам рассмотрения которого стаж муниципальной службы был определен за период с 01.10.1999 по 30.12.2021 в количестве 22 лет 3 месяцев 8 дней.
Комиссией принято Решение об определении размера пенсии за выслугу лет ФИО1 № от 21.01.2022 в размере 100 процентов ежемесячного должностного оклада.
Распоряжением Администрации ГО Среднеуральск от 27.01.2022 № истцу назначена пенсия с 11.01.2022 в размере 100% ежемесячного должностного оклада с установлением стажа муниципальной службы за период с 01.10.1999 по 30.12.2021 в количестве 22 лет 3 месяцев 8 дней.
Комиссией, и в последующем администрацией ГО Среднеуральск, в стаж муниципальной службы не были включены периоды работы в должности экономиста 1 категории централизованной бухгалтерии администрации г. Среднеуральска в период 02.12.1996 – 30.09.1999 годов.
Согласно разъяснениям, полученным от членов Комиссии, указанный период работы не был включен в стаж муниципальной службы в связи с тем, что указанные периоды работы не подпадают под действие Областного закона от 21.01.1997 №5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области».
Решение Администрации ГО Среднеуральск о не включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности экономиста 1 категории администрации г. Среднеуральск 02.12.1996 – 30.09.1999 годов нарушает права и законные интересы истца, и является незаконным.
Согласно ранее действовавшему Закону РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (утр. силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 - ст. ст. 83 и 86) местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения (ч. 1 ст. 2 Закона).
Таким образом, в спорный период работы истца в Администрации города Среднеуральска экономистом 1 категории, администрация города являлась органом местного самоуправления.
В период работы истца с 02.12.1996 – 30.09.1999 в ее должностные обязанности по занимаемой должности экономиста 1 категории входило осуществление бухучета всего бюджета г. Среднеуральска, составление расчетов к проекту бюджета города, составление проектов смет для бюджетных учреждений ведение бухучета доходов и расходов бюджета, планирование бюджета, взаимодействие с налоговыми органами по начисленным и оплаченным налогам, зачислению их в бюджет города. Как экономист она непосредственно выполняла работу по планированию бюджета.
Нормативно-правовыми положениями, действовавшими в период осуществления истцом трудовой деятельности (спорный период) и в последующем, определяют, что для возникновения права на включение в стаж муниципальной службы периодов работы необходима совокупность следующих условий: должность в органе местного самоуправления, исполнение обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органа местного самоуправления и финансирование должности за счет средств местного бюджета.
Совокупность требуемых условий при осуществлении истцом трудовой деятельности в спорный период имела место быть, что позволяет включить спорный период в стаж муниципальной службы. Исполнение обязанностей по занимаемой истцом должности не относится к обеспечению технической деятельности органов местного самоуправления и ее выборных должностных лиц.
Не включение спорного периода работы в стаж муниципальной службы приводит к ситуации невозможности назначении и выплаты истцу пенсии за выслугу лет в размере 135% - наличие стажа муниципальной службы свыше 25 лет.
На основании изложенного, истец признать незаконным решение Администрации городского округа Среднеуральск, содержащееся в Распоряжении Администрации городского округа Среднеуральск от 27.01.2022 года №10-РА «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет ФИО1» о не включении периода работы ФИО1 в администрации города Среднеуральска с 02 декабря 1996 года по 30 сентября 1999 года в должности экономиста 1 категории централизованной бухгалтерии. Обязать Администрацию городского округа Среднеуральск включить период работы ФИО1 в администрации города Среднеуральска в должности экономиста 1 категории материальной группы централизованной бухгалтерии с 02 декабря 1996 года по 30 сентября 1999 года в стаж муниципальной службы.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, доверила ведение дела своему представителю.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает, о чем в материалах дела имеется письменное заявление.
Представитель ответчика – администрации ГО Среднеуральск ФИО3, действующий на основании доверенности № от 01.04.2022, в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело при данной явке, поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, истец обратилась к главе администрации ГО Среднеуральск с заявлением о включении в муниципальный стаж периоды работы в централизованной бухгалтерии на должности экономиста с 02.12.1996 по 30.09.1999 в Администрации г. Среднеуральска.
Протоколом № от 21.01.2022 Комиссии по рассмотрению вопросов о назначении пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе должности муниципальной службы в ГО Среднеуральск был определен за период с 01.10.1999 по 30.12.2021 в количестве 22 лет 3 месяцев 8 дней.
Комиссией принято Решение об определении размера пенсии за выслугу лет ФИО1 № от 21.01.2022 в размере 100 процентов ежемесячного должностного оклада.
Распоряжением Администрации ГО Среднеуральск от 27.01.2022 № истцу назначена пенсия с 11.01.2022 в размере 100% ежемесячного должностного оклада с установлением стажа муниципальной службы за период с 01.10.1999 по 30.12.2021 в количестве 22 лет 3 месяцев 8 дней.
Комиссией, и в последующем администрацией ГО Среднеуральск, в стаж муниципальной службы не были включены периоды работы в должности экономиста 1 категории централизованной бухгалтерии администрации г. Среднеуральска в период 02.12.1996 – 30.09.1999 годов.
Согласно разъяснениям, полученным от членов Комиссии, указанный период работы не был включен в стаж муниципальной службы в связи с тем, что указанные периоды работы не подпадают под действие Областного закона от 21.01.1997 №5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области».
Согласно «Архивной справке» МКУ «Архив ГО Среднеуральск» № от 15.09.2016 на основании Конституции СССР и Положения о городском Совете от 07.10.1977 Среднеуральский городской совет народных депутатов трудящихся был переименован в Среднеуральский городской совет народных депутатов.
На основании временного положения о председателях и Президиумах местных советов народных депутатов РСФСР 29.09.1990 Среднеуральский городской Совет народных депутатов был переименован в Президиум Среднеуральского городского Совета народных депутатов.
На основании Постановления съезда народных депутатов РСФСР о 01.11.1991 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», Указа Президента РСФСР от 25.11.1991 №239 «О порядке назначения глав администраций» и Постановления главы города Верхней Пышмы №25 от 21.12.1991 Среднеуральский городской Совет народных депутатов был ликвидирован и создана Администрация города Среднеуральска.
На основании Решения Собрания Выборных от 23.11.1995 принят первый устав города Среднеуральска и Администрация города Среднеуральска переименована в Администрацию муниципального образования «город Среднеуральск». Город Среднеуральск стал муниципальным образованием со своей структурой органов местного самоуправления, включая исполнительно-распорядительного органа (администрации).
Таким образом, с учетом указанных нормативных правовых актов Администрация города город Среднеуральск, была организована 21.12.1991 Правовой основой создания Администрации города Среднеуральска являлись Конституция РСФСР 1978 и Закон №1550-1 от 06.07.1991 «О местном самоуправлении».
История образования органов местного самоуправления имеет свое начало со дня введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 №1550-1, в соответствии со ст. 2 которого местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов и соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы и т.д. Согласно ст. 10 указанного Закона местными органами власти в районах, городах являются соответствующие Советы народных депутатов. Советы народных депутатов как органы местного самоуправления были реформированы на основании Указов Президента РФ N 1617 от 09.10.1993 и N 1760 от 26.10.1993 «О реформе местного самоуправления в РФ».
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 42 указанного закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Конституцией РСФСР 1978г. местные советы народных депутатов – районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские входят в систему местного самоуправления (ст.85).
Согласно ранее действовавшему Закону РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (утр. силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.- ст. ст. 83 и 86) местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения (ч. 1 ст. 2 Закона).
Местное самоуправление на территории нашего государства, принципы деятельности органов местного самоуправления, основы местного самоуправления были предусмотрены Конституцией РСФСР и детализированы в Законе РСФСР от 06.07.21991 №1550-1.
Структура местной администрации, а также размер расходов на ее содержание утверждался соответствующим Советом (ч. 3 ст. 29 Закона).
Органы и структурные подразделения местной администрации состоят на соответствующем бюджете (ч. 3 ст. 32 Закона),
Органы местной администрации (местная администрация) наделялись полномочиями по разработке проекта местного бюджета и его исполнения (ст. 43 Закона); разрабатывать и вносить предложения в Совет проекты планов и программ социально-экономического развития города, бюджета, организацию их исполнения (ст. 67 Закона).
Указанную работу выполняли специалисты, работающие в администрации города Среднеуральска на условиях трудового договора, получающие заработную плату за счет средств местного бюджета.
Полномочия специалистов централизованной бухгалтерии (бухгалтерии) при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного назначения) Советов народных депутатов были закреплены и в Постановлении Совета Министров РСФСР от 14.01.1971 №34 (действовавшие в спорный период), применявшееся к специалистам бухгалтерий администрации города. Согласно указанному документу к полномочиям специалистов бухгалтерий относились следующие полномочия: составление расчетов к проекту бюджета города (п. 10), учет изменений вносимых в бюджет и сметы бюджетных учреждений по решениям Совета народных депутатов (п. 11)., ведение бухучета исполнения смет расходов бюджетных учреждений, доходов и расходов бюджетов (п. 12),составление и анализ отчетов по исполнению бюджетов (п. 23).
Администрацией г. Среднеуральска была принята Опись 1 Фонда 2 Дел постоянного хранения за период 1991-1995, применявшаяся и в последующие годы, предусматривала структуру администрации г. Среднеуральска, как города районного подчинения, созданной на основании постановления главы г. Верхней Пышмы №25 от 21.12.1991, в составе которой находились бухгалтерия и экономисты, подчиняющиеся непосредственно главе администрации. К полномочиям экономистов относилось в том числе планирование бюджета.
Уставом МО «город Среднеуральск» (утв. Решением Собрания Выборных города Среднеуральска от 23 ноября 1995 года №23) п. 1 ст. 3 под местным а самоуправлением местного сообщества в муниципальном образовании (МО) Город Среднеуральск» понималась признанная и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы Среднеуральского местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Самоуправление граждан в муниципальном образовании (МО) «Город Среднеуральск» осуществляется путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через исполнительный орган - администрацию муниципального образования.
Пунктом 6 ст. 3 Устава определены были вопросы местного значения, осуществляемые также непосредственно исполнительно-распорядительным органом (администрацией) и ее специалистами.
В ст. 13 Устава было указано, что Администрация муниципального образования «Город Среднеуральск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность под руководством Главы муниципального образования «Город Среднеуральск» Указанной статьей определялся перечень вопросов (полномочий), находящихся в ведении администрации.
В соответствие со ст. 14 Устава было предусмотрено, что муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом уставом МО «город Среднеуральск» определение муниципальной службы было дано в 1995 с момента принятия устава, принятого в соответствие с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент принятия и регулирующие вопросы местного значения, включая положения о муниципальной службе и муниципальных служащих.
Определение муниципального служащего и муниципальной службы на федеральном уровне были даны законодателем лишь с принятием Федерального закона от 02.03.2007. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Согласно ст. 2 Закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч.1 ст. 6).
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления. В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 10).
В соответствие со ст. 25 Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 1-1 Областного закона от 21.01.1997 №5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области» в стаж государственной гражданской службы и стаж муниципальной службы включаются:
- периоды замещения должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
- периоды замещения государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ;
- периоды замещения муниципальных должностей;
- периоды замещения должностей муниципальной службы;
- периоды замещения иных должностей в соответствии с федеральными законами;
- периоды замещения иных должностей в соответствии с настоящим Областным законом и иные периоды в соответствии с настоящим Областным законом.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в спорный период времени истец работала в органах местного самоуправления, занимаемую истцом должность можно отнести к муниципальной должности, а выполняемые истцом функции к полномочиям муниципального служащего.
В период спорный работы истца с 02.12.1996 – 30.09.1999 в ее должностные обязанности по занимаемой должности экономиста 1 категории входило осуществление бухучета всего бюджета г. Среднеуральска, составление расчетов к проекту бюджета города, составление проектов смет для бюджетных учреждений ведение бухучета доходов и расходов бюджета, планирование бюджета, взаимодействие с налоговыми органами по начисленным и оплаченным налогам, зачислению их в бюджет города. Как экономист она непосредственно выполняла работу по планированию бюджета.
В период работы в должности экономиста истцом выполнялись функциональные обязанности, направленные на становление и развитие местного бюджета, по подготовке проектов заключений (решений) представительного органа о внесении изменений в бюджет, по проработке вопросов местного значения города по осуществлению организационно-распорядительных функций, предусмотренных федеральными и областными нормативными актами, по исполнению решений главы города и решений областных органов власти.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к администрации ГО Среднеуральск о включении периодов работы в муниципальный стаж удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Среднеуральск (ИНН <***>, КПП 668601001, ОГРН <***>, юридический адрес: 624070 <...>), содержащееся в Распоряжении Администрации городского округа Среднеуральск от 27.01.2022 года №10-РА «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет ФИО1» о не включении периода работы ФИО1 (<данные изъяты>) в администрации города Среднеуральска с 02 декабря 1996 года по 30 сентября 1999 года в должности экономиста 1 категории централизованной бухгалтерии.
Обязать Администрацию городского округа Среднеуральск (ИНН <***>, КПП 668601001, ОГРН <***>, юридический адрес: 624070 <...>) включить период работы ФИО1 (<данные изъяты>) в администрации города Среднеуральска в должности экономиста 1 категории материальной группы централизованной бухгалтерии с 02 декабря 1996года по 30 сентября 1999 года в стаж муниципальной службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья М.С. Литовкина