Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
с участием прокурора Антоновой В.М.
при секретаре Варламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1897/2019 по иску прокурора г. Сызрани в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городской округа Сызрань «Центр спортивных сооружений» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с данным иском к Муниципальному бюджетному учреждению г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: определить подразделения или должностных лиц МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений»; разработать и принять кодекс профессиональной этики МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений»; разработать и принять локальный акт МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции); обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте учреждения. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на основании решения прокурора № 394 от 28.05.2019 проведена проверка, по результатам которой установлено, что Муниципальным бюджетным учреждением г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» не исполняются требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции. В нарушение требований ст.13.3 ФЗ закона «О противодействии коррупции» в МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков, не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2018-2019г. не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в учреждении не реализовывались. В целях устранения нарушений в адрес МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» прокурором внесено представление, однако по результатам его рассмотрения представлен ответ об отсутствии необходимости разработки в Обществе локальных актов в сфере противодействия коррупции. Неисполнение требований законодательства в части предотвращения, профилактики коррупции, в том числе, путем принятия и реализации предусмотренных законом локальных актов, нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и РФ.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г.о. Сызрань Антонова В.М. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» в лице директора ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признает, обязуется принять меры по предупреждению коррупции в 20-дневный срок.
Суд, проверив дело, заслушав представителя прокуратуры г.Сызрани, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Исходя из преамбулы Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О противодействии коррупции" противодействием коррупции является деятельность в том числе, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по направлениям предупреждения коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Как следует из ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции указан принцип публичности и открытости деятельности.
Согласно ст. 13.3 ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данные положения распространяются на все организации (юридические лица).
Судом установлено, что прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства и исполнения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», Приказа прокурора Самарской области от 29.12.2017 № 251 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», на основании решения прокурора № 394 от 28.05.2019, проведена проверка, по результатам которой установлено, что МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» нарушены требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции.
В нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предупреждения и предотвращения коррупции, в МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; в организации не разработан и не принят кодекс этики и служебного поведения работников, локальным актом по обществу не утверждены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы МБУ «Центр спортивных сооружений» (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции), которыми необходимо установить комплекс мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников организации в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности данного общества коррупционных рисков; не осуществляется информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах (путем публикации на официальном сайте, информационных стендах в помещении организации). План мероприятий по профилактике коррупции на 2018-2019г. не принимался, фактически мероприятия по профилактике коррупции в учреждении не реализовывались.
В целях устранения нарушений в адрес МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» прокурором внесено представление об устранении данных нарушений, однако по результатам его рассмотрения представлен ответ об отсутствии необходимости разработки в Обществе локальных актов в сфере противодействия коррупции.
Неисполнение требований законодательства в части предотвращения коррупции нарушает основные принципы противодействия коррупции в обществе, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, распространяемые на все организации (юридические лица), чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В связи с указанными нарушениями, не обеспечивается в полной мере открытость, доступность и публичность деятельности МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» в области противодействия коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, антикоррупционная политика должна быть разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поэтому исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МБУ г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань «Центр спортивных сооружений» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Сызрань «Центр спортивных сооружений» принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции», а именно:
- определить подразделения или должностных лиц Муниципального бюджетного учреждения г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в Муниципальном бюджетном учреждении г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений»;
- разработать и принять кодекс этики Муниципального бюджетного учреждению г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений»;
- разработать и принять локальный акт Муниципального бюджетного учреждения г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», которым утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы Муниципального бюджетного учреждения г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений», позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников в коррупционную деятельность с учетом существующих в деятельности учреждения коррупционных рисков (Антикоррупционная политика, Положение о противодействии коррупции);
- обязать осуществить информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Муниципальном бюджетном учреждении г.о. Сызрань «Центр спортивных сооружений» антикоррупционных стандартах путем размещения на официальном сайте учреждения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2019
Судья: Левина С.А.