ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1897/20 от 19.11.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1897/2020

УИД 26RS0003-01-2020-003030-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 19 ноября 2020 года

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ширяева А.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

помощник судьи ФИО5,

при участии: истца – ФИО1,

представителя истца ФИО9 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление ФИО1 к министерству строительства и архитектуры <адрес>, (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: администрация Георгиевского городского округа СК, ФИО2, ФИО3) об обязании выдать на состав семьи 3 человека сертификат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к министерству строительства и архитектуры <адрес>, в котором просит:

обязать министерство строительства и архитектуры <адрес> включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2020 году в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории вынужденные переселенцы ФИО1, выдать на состав семьи 3 человека сертификат.

В обоснование заявленного требования истец указал, что на жилищном учете в администрации Георгиевского городского округа СК с 2013 г. состояла составом семьи 1 человек.

Составом семьи один человек, ФИО1 была включена в городской список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ. Так как истица вышла за муж и родила ребенка, администрация Георгиевского городского округа СК включила супруга – ФИО2, несовершеннолетнюю дочь- ФИО3 в число участников программы, администрацией внесены соответствующие изменения в списки очередности, указанному выше. ФИО1 составом семьи 3 человека обратилась в министерство строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении государственного жилищного сертификата, как вынужденный переселенец. Министерство строительства и архитектуры <адрес> отказало ей в предоставлении государственного жилищного сертификата, как вынужденный переселенец, со ссылкой на то, что истцом был заключен договор социального найма, а так же истец произвела намеренное ухудшение жилищных условий.

ФИО1 считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права, как лица имеющего статус вынужденного переселенца.

Представитель истца ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

В представленных возражениях указала, что право на получение жилищного сертификата ФИО1 не имеет, поскольку при проверке учетного дела были выявлены следующие нарушения действующего законодательства РФ. ДД.ММ.ГГГГ между Георгиевским муниципальным унитарным предприятием «Жилищник» и ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>, ком.1. По информации имеющейся в ходатайстве истца усматривается, что дом является аварийным, хотя документально это не обоснованно и не подтверждено. Соответственно ФИО1. намерено съехала из общежития и ухудшила свое положение в рамках ст. 53 ЖК РФ.

Администрация Георгиевского городского округа СК в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном ходатайстве, направленном по средствам факсимильной связи, просила суд рассмотреть судебное заседание в ее отсутствие, против перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство для рассмотрения дела по существу не возражала. В письменном отзыве на исковое заявление требования истца поддержала.

ФИО2 в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить в полном объеме, против перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание для рассмотрения дела по существу не возражал.

В силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лиц участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, выслушав истца, ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2).

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Исходя из взаимосвязанных положений данных законодательных норм, суд приходит к выводу, что при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на жилищный учет принимаются как непосредственно гражданин, обратившийся с таким заявлением, так и члены его семьи.

При этом согласно нормам жилищного законодательства, подлежит проверке нуждаемость в улучшении жилищных условий каждого из членов семьи гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на жилищный учет.

Судом установлено, что на основании решения миграционной службы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (ФИО8) выдано удостоверение вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ АД .

Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен.

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включена в книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору соц. найма под , по общему списку порядковый .

ФИО7 включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по категории вынужденные переселенцы.

ДД.ММ.ГГГГ между Георгиевским муниципальным унитарным предприятием «Жилищник» и ФИО7 заключен договор социального найма .

В соответствии с п. 1.1 наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности <адрес>, состоящее из жилого помещения общей площадью 17,2 кв.м., расположенное по <адрес> ком.1, для проживания в нем, а так же обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг в соответствии с ЖК РФ.

Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-ДН .

С учетом вышеизложенного, произошла смена фамилии с ФИО7 на ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родилась дочь ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении III-ДН .

ДД.ММ.ГГГГФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации по месту жительства ).

На основании заявления ФИО1 и свидетельства о рождении ребенка ФИО3 серии III-ДН , внесено изменение в учетные данные семьи ФИО1, принятой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав численность семьи 3 (три) человека, а именно: супруг – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; супруга - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно положениям п.п. «б» п. 17 Правил, действовавшего в редакции до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (т.е. в редакции, действовавшей непосредственно как на дату постановки на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (2013 г.), так и на дату постановки последнего члена семьи в очередь в 2019 г.), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в п.п. «ж» п. 5 настоящих Правил постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

При таких обстоятельствах, доводы стороны ответчика о том, что истец намерена ухудшила жилищные условия, суд признает несостоятельными, в том числе с учетом нижеследующего.

Как следует из совокупности положений ст. 52 ЖК РФ, п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах», пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «ж» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, для реализации права на получение жилищного сертификата, необходимо три условия: признание гражданина вынужденным переселенцем; включение в сводные списки вынужденных переселенцев; нахождение на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилья.

Данные требования со стороны ФИО1 соблюдены.

На основании утвержденного сводного списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятие в 2020 году по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в сводный список под .

До настоящего времени ФИО1 состоит на жилищном учете в администрации <адрес> с даты первоначальной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено только в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений (ч. 2 ст.56 ЖК РФ).

Решения органа местного самоуправления о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принято.

Такие основания не установлены судом и на дату судебного рассмотрения спора.

Доводы стороны ответчика о том, что истцом с Георгиевским муниципальным унитарным предприятием «Жилищник» и ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>, ком.1, несостоятельные.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Частью 2 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодаталь) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 1 ст. 683 ГК РФ).

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Соответственно, между сторонами сложились отношения, основанные на договоре коммерческого найма, и в настоящее время правоотношения завершены в связи с расторжением договора.

Особенностью договора коммерческого найма является то, что в отличие от договора социального найма, он носит срочный характер: коммерческий наем заключается на срок до 5 лет, в том числе и тогда, когда указание на срок в договоре отсутствует. Кроме того, возможен также и краткосрочный наем – до 1 года.

Коммерческий найм, возмездный договор, в то время как по социальному найму жилые помещения для малоимущих предоставляются бесплатно. Выше указанный договор не порождает для истца правовых последствий, предусмотренных договором социального найма.

Из материалов дела следует, что ответчиком жилищный сертификат ФИО1, состоящей на жилищном учете 3 человека и включенной в сводные списки составом семьи 2 человека, до настоящего времени не выдан.

Основанием к отказу министерства строительства и архитектуры <адрес> в выдаче сертификата ФИО1 послужило не отсутствие денежных средств, а то обстоятельство, что истцом был заключен договор социального найма.

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

При рассмотрении дела судом проверены обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны ФИО1 Таких обстоятельств по делу не установлено.

Судом к материалам дела в полном объеме приобщена копия учетного дела, представленного на ФИО1, из материалов которого усматривается, что в нем имеются документы, подтверждающие нуждаемость ФИО1 в жилом помещении.

С учетом изложенного суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясьст.ст.194–199 ГПКРФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к министерству строительства и архитектуры <адрес> - удовлетворить.

Обязать министерство строительства и архитектуры <адрес> включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2020 году в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории вынужденные переселенцы ФИО1 составом семьи 3 человека, выдать на состав семьи 3 человека сертификат.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> края.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.С. Ширяев