ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1898/2014 от 09.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

 Дело № 2-1898/2014

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 9 апреля 2014 года г. Чебоксары

 Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием прокурора Александровой О. Н., при секретаре судебного заседания Уворотовой Т. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора адрес Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятия «АДИДА» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,

 у с т а н о в и л :

 Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятия «АДИДА» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда по следующим основаниям. Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в Обществе с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятия «АДИДА». Согласно штатному расписанию, утвержденному 09.01.2014 года, в организации имеется 83 штатных единицы. Основным видом деятельности общества является производство одежды.

 Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

 В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда.

 На основании ст. 212 ТК РФ ( с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014 года) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

 Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 Статьей 3 указанного закона установлено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

 Согласно п. 1 и 2 ст. 8 указанного Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем или организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 названного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

 В силу п. 3 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

 Статьей 15 указанного Закона организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.

 Частью 4 ст. 27 Закона установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

 Как следует из информации ответчика от 01.02.2014 года № 17 специальная оценка условий труда в ООО ПКП «АДИДА» не проведена, что создает угрозу жизни и здоровья работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах их деятельности, которые способны уменьшить ил предотвратить вред их здоровью.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Учитывая, что специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, на том или ином рабочем месте, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просил суд обязать ответчика провести специальную оценку условий труда 83 рабочих мест в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании прокурор Александрова О. Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятия «АДИДА» в судебное заседание не явился. Судебное извещение о времени и месте рассмотрения, направленное по месту регистрации ответчика, не доставлено, так как общество по месту регистрации не находится.

 Учитывая, что в силу положений ст. 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его регистрации, и в случае, если юридическое лицо не находится по месту регистрации, оно обязано обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу регистрации. Поэтому суд приходит к выводу о том, что ответчик не явился в суд без уважительной причины. С согласия истца дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства

 Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда.

 На основании ст. 212 ТК РФ ( с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014 года) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

 Порядок проведения специальной оценки условий труда, правовые и организационные основы специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, определяются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 Статьей 3 указанного закона установлено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

 Согласно ст. 8 указанного Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

 Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

 Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (Зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2014 N 31689, опубликован в Российской газете 28 марта 2014 года и действует с 08 апреля 2014 года) утверждена и введена в действие методика проведения специальной оценки условий труда.

 В силу п. 3 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

 Статьей 15 указанного Закона организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

 2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

 3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

 5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

 7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

 8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

 Частью 4 ст. 27 Закона установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

 Судом установлено, что в Обществе с ограниченной ответственностью ПКП «АДИДА» аттестация или специальная оценка условий труда не проводились. Факт непроведения аттестации этих рабочих мест на дату вынесения решения суда ответчиком не оспаривается.

 Как следует из представленного суду штатного расписания, в обществе имеется 83 рабочих места, в том числе: директор, главный бухгалтер, бухгалтер, технолог швейного производства, приемщик заказов (2 единицы), кладовщик (2 единицы), закройщик легкой одежды (2 единицы), закройщик верхней мужской одежды ( 2 единицы), закройщик верхней женской одежды (2 единицы), дизайнер по вышивке (3 единицы), дизайнер одежды (1 единица), конструктор-модельер (2 единицы), портной по пошиву верхней женской одежды (18 единиц), портной по пошиву верхней мужской одежды (22 единицы), портной по пошиву легкой одежды (21 единица), слесарь-ремонтник швейного оборудования, водитель.

 Таким образом, исходя из приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Поскольку круг лиц, в интересах которых заявлены требования прокурора в силу меняющихся работников общества, является неопределенным, прокурор в данном случае является надлежащим истцом,

 Прокурор просит обязать ответчика провести аттестацию всех рабочих мест в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

 Суд считает разумным и достаточным предоставить ответчику срок для проведения аттестации 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исходя из того, что методика оценки условий труда действует только с 8 апреля 2014 года, в Чувашской Республике имеется небольшое число аттестующих организаций, а также исходя из того, что численность рабочих мест у ответчика является значительной.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Исковые требования заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятия «АДИДА» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, удовлетворить.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «АДИДА» провести специальную оценку условий труда 83 рабочих мест, в том числе - директор, главный бухгалтер, бухгалтер, технолог швейного производства, приемщик заказов (2 единицы), кладовщик (2 единицы), закройщик легкой одежды (2 единицы), закройщик верхней мужской одежды ( 2 единицы), закройщик верхней женской одежды (2 единицы), дизайнер по вышивке (3 единицы), дизайнер одежды (1 единица), конструктор-модельер (2 единицы), портной по пошиву верхней женской одежды (18 единиц), портной по пошиву верхней мужской одежды (22 единицы), портной по пошиву легкой одежды (21 единица), слесарь-ремонтник швейного оборудования, водитель в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

 На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

 Мотивированное решение суда изготовлено 14 апреля 2014 года.

 Председательствующий судья Шопина Е. В.