РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2021 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Юдакова С.А.,
при секретаре Булдиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1898/2021 (УИД 71RS0015-01-2021-003817-29) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Харьковой Юлии Михайловне о признании права собственности отсутствующим,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Харьковой Ю.М. в котором просило признать зарегистрированное право собственности ответчика на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 32,6 кв.м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, отсутствующим.
Требования мотивированы тем, что Управлением Росреестра по Тульской области зарегистрировано право собственности Харьковой Ю.М. на указанный жилой дом, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ.
Документом, послужившим основанием для регистрации указанного объекта является, в том числе и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№
Договор аренды № между министерством имущественных и земельных отношений <адрес> и Харьковой Ю.М. заключен ДД.ММ.ГГГГ, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок предоставлен для ИЖС. Договор заключен на 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства обратился ответчик с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просил предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством произведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, в результате которого установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено сооружение, которое в соответствии с нормами законодательства РФ не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций.
При регистрации права на жилой дом Управлением Росреестра по Тульской области не принято во внимание, что фактически данный объект недвижимости 1 этажный жилой дом, площадью 32,6 кв.м. отсутствует. Таким образом, произведена регистрация права Харьковой Ю.М. на мнимый объект недвижимости – жилой дом.
Указывает, что ответчик в одностороннем порядке не исполнил условия договора, жилой дом с даты заключения договора по настоящее время не возвел. Цель предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № не достигнута.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Харькова Ю.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в адрес суда заявление о признании исковых требований.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Данное право суда, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и направлено на реализацию задач правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 2 ГПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).
Земельный кодекс РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ч.1 ст.15). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами (ч.1 ст.25) и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.26). К основным принципам земельного законодательства, относится, в том числе, принцип платности использования земли (ст.1).
Гражданский кодекс РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2 ст. 214).
Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют правление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон №2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена ( п.1 ч.1, п.2 ст.5).
Постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452 утверждено положение о Министерстве имущественных отношений Тульской области, которым определено, что оно является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области (п.3), к его полномочиям отнесено предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах МО г. Тулы (п.49).
В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершение сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством и названным кодексом.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховною Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и Харьковой Ю.М. был заключен договора аренды №, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Земельный участок предоставлен Харьковой Ю.М. для индивидуального жилищного строительства (п.1.1 Договора).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к Договору кадастровом паспорте на земельный участок (п. 1.2. Договора.
Договор аренды № заключен на 20 лет (п. 2.1 Договора).
Из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ФИО1 следует, что индивидуальный жилой <адрес> года постройки расположен на земельном участке с кадастровым номером №, имеет общую площадь 32,6 кв.м, количество этажей 1.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было зарегистрировано право собственности Харьковой Ю.М. на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 32,6 кв.м, количество этажей:1, расположенный по адресу: <адрес> о чем в ЕГРН сделана запись о регистрации №.
Документы основания для регистрации права собственности на указанный объект за Харьковой Ю.М. явились: технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ и договор арены земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Харькова Ю.М. обратилась в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, в котором просила предоставить ей в собственность земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области было произведено обследование испрашиваемого Харьковой Ю.М. земельного участка с кадастровым номером №.
Из акта осмотра земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории земельного участка, присутствует некапитальное сооружение на бетонных блоках.
По утверждению истца в границах испрашиваемого земельного участка расположено сооружение, которое в соответствии с нормами законодательства РФ не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций.
При регистрации права на жилой дом Управлением Росреестра по Тульской области не принято во внимание, что фактически данный объект недвижимости 1 этажный жилой дом, площадью 32,6 кв.м. отсутствует. Таким образом, произведена регистрация права Харьковой Ю.М. на мнимый объект недвижимости – жилой дом.
Указывает, что ответчик в одностороннем порядке не исполнил условия договора, жилой дом, с даты заключения договора по настоящее время не возвел. Цель предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № не достигнута.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Требования к одноквартирным жилым домам предусмотрены СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 725/пр.
Под жилым одноквартирным домом согласно пункту 3.5 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» понимается дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
В силу пункта 4.5 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» дом должен включать в себя одну или несколько комнат, а также вспомогательные помещения кухни (в том числе кухни-ниши и (или) кухни-столовые), ванные и (или) душевые, туалет или совмещенный санузел.
В соответствии с пунктом 6.2 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА по СП 131.13330 должна быть не менее 2,7 м, а в остальных - не менее 2,5 м в соответствии с СП 54.13330. Высоту комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде или имеющих наклонные потолки или стены, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высоту помещений допускается принимать не менее 2,1 м.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик Харькова Ю.М. исковые требования и обстоятельства, на которых основаны исковые требования, признала, представила в суд соответствующее заявление.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих-либо законных прав и интересов.
На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88). Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей и 6000 рублей для организации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Статья 50 Бюджетного кодекса РФ определяет, что в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлины по нормативу 100 процентов.
В силу системного толкования указанных норм законодательства, в связи с освобождением истца, от уплаты государственной пошлины, и удовлетворением исковых требований неимущественного характера, отсутствием сведений, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика - физического лица от ее уплаты, суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчика в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Харьковой Юлии Михайловне удовлетворить.
Признать зарегистрированное право собственности Харьковой Юлии Михайловны на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 32,6 кв.м, количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, отсутствующим.
Взыскать с Харьковой Юлии Михайловны, в доход муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021.
Председательствующий