ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1899/19 от 15.06.2020 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-266/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 15 июня 2020 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.

при секретаре Мозжевой С.Л.,

с участием прокурора Ш.А.В.,

представителя ответчика директора МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Ж.Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с указанным иском к МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической безопасности в деятельности МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлены нарушения, поскольку ответчиком в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176, не была направлена в территориальный орган безопасности копия (электронная копия) актуализированного и согласованного паспорта безопасности учреждения культуры.

Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.

Осуществление деятельности МКУ «Центр» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу.

Ссылаясь на изложенное, а также утверждая, что выявленное нарушение не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу, прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность направить копию (электронную копию) паспорта безопасности данного учреждения в территориальный орган безопасности – отдел в Красноармейском районе УФСБ России по Волгоградской области.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика директора МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Ж.Е.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьями 1,2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 20 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, при осуществлении деятельности по предупреждению (профилактики) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов.

Как следует из статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействием терроризму является деятельность заинтересованных лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований (далее – Требования).

Пункт 2 Требований определяет, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Минкультуры, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры.

Согласно пункту 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов.

В соответствии с пунктами 41, 42 требований № 176 на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Он является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления (п. 43 Требований №176).

Как следует из пункта 44 Требований первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории). Второй экземпляр направляется в вышестоящую организацию в сфере культуры.

Судом установлено, что согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ УФСБ России по Волгоградской области, направленного в адрес прокуратуры Городищенского района Волгоградской области, МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176, в отдел в Красноармейском районе УФСБ России по Волгоградской области не направлены копии (электронная копия) актуализированного и согласованного паспорта безопасности учреждения культуры.

Данная информация в декабре 2019 года прокуратурой района доведена до руководителей учреждений культуры, в том числе МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, с предоставлением сведений копии документов, подтверждающих факт направления в территориальный орган безопасности вверенного объекта (учреждения культуры) в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области следует, что копии документов, подтверждающих факт направления в территориальный орган безопасности копий паспорта вверенного объекта (учреждения культуры) в срок ДД.ММ.ГГГГ, не направлялись.

Таким образом, прокуратурой Городищенского района Волгоградской области выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в деятельности МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Между тем, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.

Осуществление деятельности МКУ «Центр» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и учитывая, что выявленные прокуратурой Городищенского района Волгоградской области нарушения в виде не направления паспорта безопасности учреждения в территориальный орган безопасности может повлечь негативные последствия, связанные с отсутствием в уполномоченном органе безопасности соответствующего паспорта МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и тем самым невозможностью его использования в случае возникновения террористической атаки, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба имуществу, суд считает исковые требования прокурора Городищенского района Волгоградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности – удовлетворить.

Обязать МКУ «Центр культурного, спортивного и библиотечного обслуживания Вертячинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области направить копию (электронную копию) паспорта безопасности учреждения в территориальный орган безопасности – отдел Красноармейского района УФСБ России по Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 июня 2020 года.

Судья Е.И. Скоробогатова