ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1899/19 от 24.09.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Надешкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> края (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периода работы,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) о включении в льготный страховой стаж периодов работы воспитателем с 01 декабря 2011 года по 23 января 2019 года в социальном приюте для детей и подростков – структурном подразделении Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский».

В судебном заседании истец требования поддержала, пояснила, что изначально существовал Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Городок». С 1 декабря 2011 года центр был реорганизован путем присоединения к Краевому бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 21.10.2011 года № 870-р. Таким образом, истец с 03.08.2009 года по день обращения в суд фактически работает в одной должности и в одной и той же организации.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности суду пояснила, что возражает против удовлетворения требований истца о включении указанного периода в педагогический стаж по пп. 19 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», так как наименование учреждение не соответствует спискам.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Решением ответчика от 07 мая 2019 года истцу было отказано в установлении пенсии (л.д. 6) и исключен из специального стажа по пп. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» период работы с 01.12.2011 года по 23.01.2019 года в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков – структурном подразделении Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский». Основанием исключения из специального стража истца в решении ответчика указано – наименование учреждения не соответствует спискам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 и наименование структурного подразделения не соответствует п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Сам период работы подтвержден сведениями персонифицированного учета (л.д. 11).

Согласно справки от 24.01.2019 года (л.д. 12) истица работает в КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» в должности воспитателя с 16.06.2009 года.

Из вышеуказанного решения ответчика об отказе в назначении пенсии истцу видно, что период работы истца с 03.08.2009 года по 30.11.2011 года в должности воспитателя в Социально реабилитационном центре для несовершеннолетних «Городок» был включен по пп. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» в педагогический стаж истца.

Всего ответчиком в бесспорном порядке учтен педагогический стаж истца (признан) 17 лет 7 месяцев 6 дней, при требуемых 25 лет.

Оценивая доводы сторон относительно правомерности отказа ответчика во включении в стаж истца периодов работы с 01.12.2011 года по 23.01.2019 года в должности воспитателя в социальном приюте для детей и подростков суд приходит к следующим выводам.

В Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О Списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»…» в п. 2 указано, что Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при этом в Списке указаны пункт 1.13 «учреждения социального обслуживания»: в частности социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Учреждения социального обслуживания впервые были внесены в Список для назначения педагогическим работникам пенсии в льготном порядке, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года (пункт 13).

В соответствии с ч.1 ст. 17 ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в РФ» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, являются: п. 4 – социально реабилитационные центры для несовершеннолетних; п. 6 – социальные приюты для детей и подростков.

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 утверждены примерные положения учреждений социального обслуживания для детей, в частности социального приюта для детей, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Из Примерного положения о социальном приюте для детей от 27 ноября 2000 года следует, что они создаются для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, принимают круглосуточно детей от 3 до 18 лет, находятся в течение времени, необходимого для оказания им экстренной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства. На работу в приют принимаются работники, имеющие специальное образование.

Из Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних следует, что основными задачами его являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Из Примерного положения о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей следует, что основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Истец в спорный период работал воспитателем. Должность воспитателя предусмотрена всеми Списками для досрочного назначения пенсии педагогическим работникам.

Согласно Уставу КГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Городок» (2008 год) п. 2.1. Целями создания Учреждения являются реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации (л.д. 26).

Согласно Уставу КГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Городок» (январь 2011 год) п. 2.1. основной целью создания Учреждения является сокращение распространенности социального неблагополучия детей и семей с детьми. П. 2.2. Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, оказания помощи несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации (л.д. 36).

Согласно Уставу КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (март 2015 год) п 1.1. КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» создано распоряжением Правительства Красноярского края от 21.10.2011 года № 870-р путем присоединения к нему КГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Городок» (л.д. 44 оборот).

Из представленной должностной инструкции истца от 2017 и 2018 года (л.д. 13, 86) следует, что местом работы истца является стационарное отделение для несовершеннолетних (с. Городок) КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» и воспитатель функционально подчиняется заведующему стационарным отделением, а административно директору.

На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области соответствующему преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без опыта (л.д. 13 оборот).

Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников стационарного отделения в течение рабочей смены, за качество воспитания несовершеннолетнего стационарного отделения (л.д. 14 оборот п.5.1. и 5.2 инструкции).

На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительно профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (л.д. 87).

Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего и за качество воспитания детей (п. 5.1. и 5.2. инструкции л.д. 89).

Согласно Положению о социальном приюте для детей и подростков (на 01.12.2011 года) социальный приют для детей и подростков является структурным подразделением КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский». Задачами приюта являются обеспечение временного проживания детей и подростков, осуществление подростком в период пребывания в приюте посещать образовательное учреждение или обучаться по программе. (л.д. 104).

В положении указано, что в приют принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет (л.д. 104 оборот).

Согласно Положению о социальном приюте для детей и подростков (на 31.12.2013 года) приют продолжает быть структурным подразделением КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (л.д. 106).

Согласно п.3.4 Положения – на социальное обслуживание в Приют принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18 лет (л.д. 108).

Согласно Положению о социальном приюте для детей и подростков (на 05.10.2016 года) приют является стационарным структурным отделением КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (л.д. 114) и осуществляет комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Согласно п. 3.4. Положения (л.д. 115 оборот) на социальное обслуживание в Приют принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18 лет.

В соответствии с требованиями п.3.11. Положения на каждого несовершеннолетнего, принятого на социальное обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребёнке и его семье.

Согласно Положения о стационарном отделении для несовершеннолетних (с. Городок) (на 09.01.2017 года) оно является структурным подразделением КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» (л.д. 118) и осуществляет комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Согласно п. 3.4. Положения (л.д. 119 оборот) на социальное обслуживание в Приют принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18 лет.

В соответствии с требованиями п.3.11. Положения на каждого несовершеннолетнего, принятого на социальное обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребёнке и его семье (л.д. 120).

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал и т.п.).

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что деятельность социального приюта для детей и подростков, а также социального отделения для несовершеннолетних – структурных подразделений (в разные годы) КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» соответствовала по целям и задачам, направлению деятельности такого учреждению как «социальный приют для детей и подростков» и «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» соответственно, указанных в Списках для досрочного назначения пенсии педагогическим работника от 29 октября 2002 года и от 22 сентября 1999 года.

Как установлено в судебном заседании социальный приют для детей и подростков и впоследствии социальное отделение для несовершеннолетних занимался вопросами оказания социальной помощи беспризорным детям и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В приюте (отделении) было организовано временное проживание детей (в с. Городок Минусинского района) с целью ограждения их от неблагоприятных факторов, социальной адаптации детей и решения задач их дальнейшего устройства, что соответствует целям и задачам, а также направлению деятельности социального приюта для детей и подростков, и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, типовые положения о которых утверждены Постановлением Правительства РФ.

То обстоятельство, что социальный приют для детей и подростков и впоследствии социальное отделение для несовершеннолетних являлись в спорные периоды структурным подразделением КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский», не может являться препятствием к реализации истцом пенсионных прав, так как такого условия Списки не содержат.

С позицией ответчика об отсутствии оснований для зачета периодов работы истца в качестве воспитателя в указанных учреждениях суд считает возможным не согласиться по приведенным основаниям, так как вывод ответчика сделан без исследования всех имеющихся документов.

Продолжительность спорных периодов составляет 7 лет 1 месяц 23 дня.

При включении спорных периодов работы, специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии, то есть на 23 января 2017 года составляет менее 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) о включении в специальный страховой стаж периода работы включить ФИО1 в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы в должности воспитателя социального приюта для детей и подростков – структурном подразделении Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский» с 01 декабря 2011 года по 08 января 2017 года, в должности воспитателя стационарного отделения для несовершеннолетних – структурном подразделении Центра социальной помощи семье и детям «Минусинский» с 09 января 2017 года по 23 января 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 30 сентября 2019 года.