Дело №2-189/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Москвичёвой И.Н.,
помощник судьи Ледовских Ю.Н.,
с участием истца ФИО1, его представителя - ФИО2, действующего по ходатайству,
представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании не выплаченных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ год включительно в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование исковых требований указано, что он работал в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области в должности начальника отдела информатизации. ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен служебный контракт №, а затем ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№. В пункте 9 раздела IV.Оплата труда данного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: а) месячного оклада в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек; б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса) в размере <данные изъяты> рублей в месяц; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 15 процентов этого оклада; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120 процентов этого оклада; д) северной надбавки в размере 50 процентов; е) ежемесячного денежного поощрения в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек в месяц; ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; з) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Пункт 10 гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНМ России № по <адрес> вынесла приказ о его увольнении №, расторгнув служебный контракт, освободив его ДД.ММ.ГГГГ от должности начальника отдела информатизации, в связи с переводом гражданского служащего на основании пункта 5 части 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. При увольнении выплачена денежная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск из расчета 27,5 календарных дней. В нарушение п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области премии и СМС не включала в расчет отпускных, предоставленных в <данные изъяты> году: премии за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, средства материального стимулирования, выплаченные в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей; выплаченные премии в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, средства материального стимулирования, выплаченных в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей. Выплаты материального стимулирования (премии, СМС) носят системный характер, являются стимулирующими выплатами и, следовательно, в силу ст.ст. 129, 135 ТК РФ входя в систему оплаты труда и являются составляющей частью оплаты труда (заработной платы), в том числе, и государственного гражданского служащего, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному служащему) за его работу и являются его доходом. С данных сумм удерживается налог на доходы физических лиц. В справке о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ) за <данные изъяты> и <данные изъяты> год данные суммы премий и СМС отражены в строке код дохода 2002 и 2003. Ссылаясь на ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, приводя соответствующий расчет, полагает, что размер отпускных составляет <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2 дней; <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2 дней; <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 5 дней; <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 11 дней; <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 16 дней; <данные изъяты> рублей за предоставленный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 дней. Всего размер отпускных за ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Кроме того при увольнении с ДД.ММ.ГГГГ ему была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 27,5 дней. Приводя соответствующий расчет, полагает, что размер отпускных составляет <данные изъяты> рубля. Ссылаясь на п.4 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 1, 2, 5, 10 ст. 50, ч.ч 1,2,3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», считает, что само по себе то обстоятельство, что выплаты, предусмотренные ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ не указаны в ч. 5 данной статьи, содержащей перечень конкретных дополнительных выплат, не исключает возможность включения их в денежное содержание гражданского служащего на основании ч. 2 названной статьи, как иных дополнительных выплат. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы, в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил. В п. 2 Правил указано, что под денежным содержанием гражданского служащего и его составляющих для указанных целей понимается то же самое, что в ч. 2, 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, однако устанавливается порядок подсчета дополнительных выплат, который состоит в том, что они учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за 12 календарных месяцев. Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. В указанный Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей. Ссылаясь на ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», подп. «о» и «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», полагает, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительных выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с ч. 2 ст. 50 данного Федерального закона. Кроме того, также обратил внимание на письмо Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, в соответствии с которым дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Ссылаясь на п.п. 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, указал, что указанное выше письмо было направлено Федеральной налоговой службой России подведомственным налоговым инспекциям для сведения и использования в работе. В связи с незаконными действиями / бездействиями Межрайонная ИФНС России № 1 по Томской области причинила ему нравственные страдания и нанесла моральный вред, который он оценивает в размере 10000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал требования ФИО1 по основаниям, изложенным в иске, в полном объеме.
Представитель ответчика МИФНС России № 1 по Томской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения. В обоснование привела доводы, изложенные в письменном отзыве указав, что указанные истцом виды денежных выплат не относятся к фонду оплаты труда, в связи с чем не подлежат учету при исчислении сумм компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных выплат. Правильность представленного истцом арифметического расчета предъявленных к взысканию сумм не оспаривала.
Представителем ответчика также представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 14, п.п. 1, 2, 5 ст. 50, ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, п.п. 2, 5, 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, полагает, что суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете вышеуказанных выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Данный вывод, касается также премий, средств материального стимулирования, а также дополнительных средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>,00 руб., за сентябрь в размере 28020,00 руб., за октябрь в размере 23 500,00 руб., за ноябрь 2019 в размере 22200,00 руб. Вышеизложенные премии относятся к выплатам, предусмотренным п. 10 ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Доводы ФИО1 о не учете налоговым органом разъяснений изложенных в письме Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которое, по мнению истца, разъясняет и дополняет действующее законодательство, а именно дополняет перечень выплат, составляющих базу для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при сокращении численности или штата для гражданских служащих, не принимаются в связи с тем, что изменения в Постановление Правительства РФ № 562 от 09.09.2007 с учетом письма Минфина РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 не внесены. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерацию» Минфин Российской Федерации не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы (таким органом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации). Также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных п. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ (входящих в состав денежного содержания гражданского служащего). Такие полномочия принадлежат федеральному законодателю (согласно части 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой). Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Во исполнение постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 года «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» Минфином РФ издан приказ № 90н от 17 октября 2007 года (зарегистрирован в Минюсте РФ 31 октября 2007 года № 10419), которым утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, предусматривающий, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. В связи с изложенным полагает, что суммы материального стимулирования не должны учитываться при расчете вышеуказанных выплат в виду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Статья 51 Закона № 79-ФЗ содержит исчерпывающий перечень денежных средств, учитываемых при формировании годового фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. При этом материальное стимулирование, выплачиваемое сверх фонда оплаты труда, в указанный перечень не входит. Позиция Инспекции согласуется с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, от 31 марта 2015 года, от 23 апреля 2016 года и от 23 февраля 2017 года соответственно № 302-12, 347-7 и 228-7, которыми предусматривались в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, также не противоречит и согласуется с судебной практикой (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2016 № 33-6036, апелляционное определение суда Чукотского автономного округа от 26.01.2017 № 33-2/2017). Требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере - 10000,00 руб. не могут быть признаны обоснованными, поскольку ФИО1 доказательств причинения нравственных страданий действиями (бездействиями) инспекции суду не представлено.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам:
Статья 2 ТК РФ устанавливает, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абз. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно абз. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В абз. 2 ст. 139 ТК РФ закреплено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В силу абз. 1, 2 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Межрайонной ИФНС № 1 по Томской области заключен срочный служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области в должности начальника отдела информатизации с ДД.ММ.ГГГГ. В трудовой книжки содержится соответствующая запись. Срок действия служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который продлен дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 15 процентов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120 процентов этого оклада; северная надбавка в размере 50 процентов; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также указанным служебным контрактом установлено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. Служебный контракт, дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был освобожден от должности начальника отдела информатизации и уволен с государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе в УФНС России по <адрес>, п.5 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, приказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Данным приказом определено выплатить ФИО1 денежную компенсацию за неиспользованный оплачиваемый отпуск за отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 23 календарных дня, за отработанный служебный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 4,5 календарных дня (л.д.22).
В соответствии с абз. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (статья 73 данного Федерального закона).
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в статье 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ, а также Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которым в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (пп. «а» п. 1) (далее - Правила).
Так, согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 17.07.2004 №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В целом аналогичного содержания положение о денежном содержании и его составляющих предусмотрено п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В части 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ и в пункте 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих закреплен перечень дополнительных выплат.
Согласно указанным законоположениям к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в целом статья 50 Федерального закона от 27.02.2004 № 79-ФЗ регулирует составляющие оплаты труда гражданского служащего.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (п.п.8,9), а также Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», на их основе соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. П. 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности судом принимается во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснения о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, согласно которому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
При этом довод ответчика о неприменении ответчиком указанного выше Положения по причине того, что Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы суд полагает несостоятельным по основаниям указанным выше, как и его ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 (в ред. от 05.06.2013) «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», а также принятый в соответствии с ним Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, поскольку данное материальное стимулирование имеет иную правовую природу, в силу п. 3 Постановления от 25.09.2007 № 611, п. 2 Порядка от 17.10.2007 №90н, не входит в систему оплаты труда, источником ее выплаты не являются дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601.
Ссылку представителя ответчика на судебную практику (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2016 № 33-6036, апелляционное определение суда Чукотского автономного округа от 26.01.2017 № 33-2/2017) суд также находит несостоятельной ввиду того, что вышеуказанные судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет суду прийти к выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что соответствует как положениям Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так и ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных выписок из расчетов отпускных от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялись отпуска на 2 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 2 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 5 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 11 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 16 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на 4 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчетным листкам истцу были начислены и выплачены суммы по оплате периодов ежегодных оплачиваемых отпусков в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек; в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (л.д.28-30). Указанные суммы соответствуют представленным выпискам по расчетам отпускных (л.д. 31-36).
При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за отработанный служебный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 23 календарных дня, за отработанный служебный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 4,5 календарных дня (л.д. 22).
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными документами, что суммы дополнительного материального стимулирования не учтены ни при оплате ежегодных оплачиваемых отпусков, ни при расчете по начислению денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, что также не оспаривалось сторонами.
Расчетные листки за ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> года содержат сведения о выплаченных ФИО1 суммах материального стимулирования и выплаченных в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года премиях (л.д.25-30).
Расчет истца невыплаченной суммы отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом выплаченных сумм материального стимулирования и премии за период ДД.ММ.ГГГГ года, приведенный в иске, судом проверен, является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что истцом предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения за разрешением настоящего спора соблюден, требования истца о необходимости учета сумм выплаченного материального стимулирования при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, а также отпускных и, следовательно, взыскании невыплаченных отпускных за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, не выплаченной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
На основании абз. 14 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Как следует из ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной п. 63 Постановления от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, суд, принимая во внимание обстоятельства, при которых истцу причинен моральный вред, вид и объем нарушенного права, требования разумности и справедливости, полагает, подлежащей взысканию в пользу истца ФИО1 компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области в пользу ФИО1 задолженность по причитающейся ему оплате за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, а также по компенсации при его увольнении за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки, а всего: <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесении в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
Мотивированный текст решения изготовлен 12 марта 2020 года.
Судья: А.А. Шачнева