ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/20 от 10.06.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-189/2020 Решение в окончательной форме

принято 10 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,

при секретаре Шмелёвой Н.В.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Кебедова Д.М.,

представителя ответчика МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области Дубасова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 03 июня 2020 года гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области об обязании получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области об обязании получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа законодательства об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территории Осташковского городского округа установлено, что основными видами деятельности ответчика в соответствии с Уставом являются организация в границах Осташковского городского округа водоснабжения, водоотведения, оказание иных жилищно-коммунальных услуг, а также осуществление иной деятельности.

В пользовании ответчика на основании договора аренды имущества от 01.10.2019 г., заключенного с МУП «Межотраслевое коммунальное хозяйство» Осташковского городского округа, находится 17 артезианских скважин, расположенных на территории Осташковского городского округа.

С целью оказания жителям Осташковского городского округа услуг по поставке питьевой воды ответчиком осуществляется забор воды из подземных водных объектов посредством артезианских скважин, эксплуатация которых осуществляется без лицензии на право пользования недрами.

В соответствии с балансом водоснабжения и водоотведения ответчиком за период октябрь-ноябрь 2019 года из артезианских скважин добыто 214414,578 куб.м. подземных вод.

В связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой директору МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, от 25.12.2019 г. № 02-07/260-2019.

Однако, до настоящего времени законные требования прокурора не исполнены.

По факту пользования недрами без лицензии МУП Осташковского городского округа «ЖКХ», до 01.10.2019 г. осуществлявшее добычу подземных вод через артезианские скважины, переданные ответчику, постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области от 12.07.2019 г. № 35-151-2019 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Решением Осташковского городского суда Тверской области от 19.09.2019 г. по делу № 12-86/2019 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» – без удовлетворения.

Поскольку наличие лицензии на право пользования недрами предполагает выполнение пользователем таких ее условий, как соблюдение объема добычи подземных вод и требований в области охраны недр и окружающей среды, безлицензионная добыча подземных вод для питьевого водоснабжения может повлечь загрязнение и (или) истощение подземного водного объекта, подача питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, влечет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, в связи с чем, заявлены настоящие исковые требования.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области на основании доверенности Кебедов Д.М. исковые требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал, уточнил исковые требования в части установления срока устранения нарушения, выразившегося в безлицензионном пользовании недрами, и просил обязать МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из 17 артезианских скважин в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика – директор МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области Дубасов А. А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по мотивам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 209-210).

Представители третьих лиц – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, МУП «Межотраслевое коммунальное хозяйство» Осташковского городского округа и Администрации Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и возражений на иск не представили, в связи с чем, дело на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К подземным водным объектам в силу ч. 5, 6 ст. 5 Водного кодекса РФ относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту Закон РФ «О недрах»).

Недра, в соответствии с преамбулой к Закону РФ «О недрах», являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

На основании абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

На основании п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе, решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пользователь недр в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязан обеспечить, в числе прочих, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

На основании п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Абзацами 2.1, 2.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением ВС РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1, определено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

При рассмотрении дела установлено, что МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, его основными целями деятельности являются: решение вопросов местного значения по организации в границах Осташковского городского округа водоснабжения, водоотведения, оказание иных жилищно-коммунальных услуг всем категориям потребителей, для выполнения социально-значимых общественных потребностей и поручений на территории Осташковского городского округа, а также иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством РФ, и получение прибыли. Основными видами деятельности ответчика, в числе прочих, являются: водоснабжение: сбор и очистка воды; распределение воды; водоотведение: удаление и обработка сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; обслуживание и содержание водопроводных и канализационных сетей (л.д. 49-50, 51-61).

В хозяйственное ведение МУП «Межотраслевое коммунальное хозяйство» МО «Городское поселение – г. Осташков» переданы, в числе прочих, объекты системы водоснабжения: 21 водонасосная станция, 3 водонапорные башни, 7 повысительних насосных станций, водопроводная сеть, являющиеся муниципальным имуществом, закрепленным за ответчиком безвозмездно на праве хозяйственного ведения, что подтверждается договором от 04.03.2015 г. и актом приема-передачи муниципального имущества (л.д. 20-26).

На основании договора аренды имущества от 01.10.2019 г. объекты системы водоснабжения, в том числе водонасосные станции и водопроводная сеть, закрепленные за МУП «Межотраслевое коммунальное хозяйство» Осташковского городского округа на праве хозяйственного ведения, переданы во временное владение и пользование МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа (л.д. 27-31).

Согласно балансу водоснабжения и водоотведения по МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа за октябрь-ноябрь 2019 года предприятием из артезианских скважин добыто 214414,578 куб.м. подземных вод (л.д. 48).

Также при рассмотрении дела достоверно установлено и не оспорено представителем ответчика, что МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа осуществляет свою деятельность по добыче подземных вод из артезианских скважин без соответствующей лицензии, что подтверждено пояснениями представителя ответчика, актом обследования филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Тверской области в городе Торжке (л.д. 72-74), а также материалами прокурорской проверки по обращению Иванова Н.А. по факту захламления отходами и бытовым мусором территории водонасосной станции № 5 (л.д. 14, 84-86, 140-143, 144).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что в ходе проведенной Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства о недрах в деятельности МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа были выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего отношения охраны недр и окружающей среды на территории РФ, выразившиеся в отсутствии у ответчика, являющегося гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения на территории Осташковского городского округа Тверской области, лицензии на осуществление водоснабжения и водоотведения на территории городского округа, что создает угрозу истощения недр, так как самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, в связи с чем, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку забор воды без учета экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов может привести к истощению водных ресурсов, являющихся государственной собственностью, и иным негативным изменениям окружающей среды.

Доводы представителя ответчика Дубасова А.А. о том, что поскольку между МУП «Межотраслевое коммунальное хозяйство» Осташковского городского округа и МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа договор аренды на владение сетями водоснабжения заключен на срок 11 месяцев, получение лицензии не требуется в соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», являются несостоятельными, так как действительно согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом в указанном случае подразумевается необходимость получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Случаи, когда осуществление использования и (или) добычи подземных вод разрешается без лицензии на пользование недрами, установлены ст. 19, 19.1 Закона РФ «О недрах». При этом действующим законодательством о недрах не предусмотрено возможности добычи подземных вод без лицензии в случае заключения договора аренды сроком до одного года, объектом которого является централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Доводы представителя ответчика Дубасова А. А. о том, что оформление лицензии на право пользования недрами невозможно, так как аренда имущества (сетей водоснабжения) будет прекращена в связи со сменой собственника и отсутствие зон санитарной охраны, которые обязана разработать Администрация Осташковского городского округа Тверской области в соответствии с судебным решением, не являются основанием для освобождения МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа, осуществляющего добычу подземных вод из артезианских скважин систематически, ежедневно, для оказания услуг по водоснабжению всем категориям потребителей, от обязанности по получению соответствующей лицензии, поскольку ее получение прямо предусмотрено действующим законодательством, и пользователь недр в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязан обеспечить соблюдение требований законодательства.

В связи с изложенным, суд считает необходимым на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязав ответчика МУП «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном пользовании недрами, путем получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод из 17 артезианских скважин, расположенных на территории Осташковского городского округа Тверской области, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, как об этом просит прокурор, поскольку данный срок является разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Осташков-Водоканал» Осташковского городского округа Тверской области устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном пользовании недрами, путем получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод из 17 артезианских скважин, расположенных на территории Осташковского городского округа Тверской области по адресам: улица Тимофеевская, дом № 69 «в»; улица Гагарина, дом № 92 «б»; улица Загородная, дом № 2 «б»; переулок Луначарского, дом № 21 «б»; Микрорайон, дом № 20 «б»; улица Загородная, дом № 57 «з»; улица Володарского, дом № 198 «б»; Замошское сельское поселение, шоссе Пеновское, дом № 3 «а»; улица Магницкого, дом № 33 «б»; переулок 1-й Путейский, дом № 22 «а»; улица Строителей, дом № 9 «в»; шоссе Пеновское, дом № 9 «б»; Замошское сельское поселение, шоссе Пеновское, дом № 10 «д»; переулок Боинский, дом № 29 «а»; улица Озерная, дом № 17 «б»; переулок 1-й Почтовый, дом № 1 «в»; 109-й км железной дороги, дом № 1 «а», в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 10 июня 2020 года.

Судья Н.Н. Филиппова

Дело № 2-189/2020 Решение в окончательной форме

принято 10 июня 2020 года