Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ сл. Белая
Беловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бойченко Т.Л. единолично, при секретаре Шаповаловой Н.А., с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица начальника Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа начальника отдела социального обеспечения администрации Беловского района Курской области в предоставлении компенсационных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с заявлением, в котором оспаривает решение начальника Отдела социальной защиты Администрации Беловского района ФИО2 №200 от 18.03.2013 года об отказе в предоставлении ей компенсационных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обосновании заявленных требований указала, что проработала учителем начальных классов в сельской местности более 10 лет, после выхода на пенсию пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг. Вынуждена была переехать в Курскую область. При обращении с заявлением в Управление Образования Администрации Беловского района Курской области 09.04.2012 года получила отказ в назначении компенсации расходов на оплату отопления и освещения. В назначении компенсационных выплат начальник Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района 18.03.2013 года также отказал. Находит отказ начальника ОСЗН Администрации Беловского района незаконным, лишающим её право на социальные гарантии со стороны государства, просит обязать ОСЗН Администрации Беловского района принять решение о предоставлении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения).
Определением судьи Беловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено Управление образования Администрации Беловского района Курской области.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, хотя о времени и месте его проведения надлежащим образом был уведомлен.
Заслушав мнение сторон, с учетом требований ст.ст.167,257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, Управления образования Администрации Беловского района.
В судебном заседании заявитель ФИО1 требования, изложенные в заявлении, поддержала и пояснила, что проработала учителем в сельских школах более 10-ти лет. Проживая в Ленинградской области, пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (отопления и освещения). Однако документально подтвердить данное обстоятельство не может, ввиду произошедших там реорганизационных мероприятий. По приезду в Курскую область, выйдя на пенсию, продолжила работать учителем в Щеголянской школе, расположенной в с.Щеголек Беловского района. Директору школы предоставляла в сентябре-ноябре 2008 года квитанции по оплате за свет и газ. Однако, компенсации ею получены были в 2009 году, когда она была вынуждена рассчитаться со школы. С заявлением о компенсационных выплатах по оплате за коммунальные услуги обратилась в Отдел социальной защиты населения Администрации Беловского района как инвалид III группы. В настоящее время пользуется льготой в размере 50%-ой скидки от своей доли в оплате общих расходов за услуги, однако, ей известно, что она вправе получать компенсационные выплаты в размере 100% расходов по домовладению. В 2012 году она обращалась с заявлением к начальнику Управления образования, который отказал в назначении компенсации, сославшись на неподтверждение педагогического стажа. В 2013 году при обращении с заявлением в прокуратуру Беловского района, ей рекомендовали обратиться с заявлением в Отдел социальной защиты населения, начальник которого переадресовал её заявление начальнику Управления образования. Находит данное действие начальника ОСЗН ФИО2 незаконным. Расценивает его как отказ в назначении компенсационных выплат, просит его отменить и обязать начальника ОСЗН принять решение о назначении ей компенсационных выплат как педагогу-пенсионеру, проработавшей в сельской местности учителем более 10-ти лет, проживающей в сельской местности и пользовавшейся мерами социальной поддержки до выхода на пенсию.
Представитель Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района ФИО2 требования ФИО1 не признал и пояснил, что действующим законодательством Курской области предусмотрен порядок принятия начальником ОСЗН решения о назначении компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Однако, в указанный перечень педагоги-пенсионеры не подпадают, поскольку рассмотрение вопросов о выплате компенсации указанной категории льготников отнесена к компетенции Управления образования, в связи с чем он и переадресовал заявление ФИО1 начальнику Управления образования Администрации Беловского района. Выплаты, которыми занимается его Отдел, имеют целевое назначение. Так, в связи с обращением ФИО1 с заявлением в Отдел в 2010 году, ей, как инвалиду III группы, была назначена компенсационная выплата в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Просил в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском процессуальном производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом согласно нормам статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года №59-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 10 указанного Федерального закона, определяющей порядок рассмотрения обращений, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, или органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов представительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст.2 Закона Курской области от 23.12.2005 года №100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» педагогические, медицинские и библиотечные работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением работающих по совместительству), а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а также на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими, медицинскими работниками-пенсионерами, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа не менее 10 лет, проживают там и на момент выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки, установленными настоящим Законом.
Как следует из ст.2 Закона Курской области от 24.03.2008 года №13-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по финансовому обеспечению мер социальной поддержки на предоставление компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам муниципальных образовательных учреждений» Курская область передала для осуществления органам местного самоуправления Курской области отдельные государственные полномочия Курской области по финансовому обеспечению мер социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам муниципальных образовательных учреждений, предусмотренных статьей 2 Закона Курской области от 23 декабря 2005 года №100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Закон Курской области от 28 декабря 2005 года №102-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения» в п.8 ч.1 ст.2 предусматривает передачу органам местного самоуправления Курской области в лице органов социальной защиты населения государственных полномочий Курской области в сфере социальной защиты населения, связанных с приемом, проверкой документов, принятием решения о назначении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилья, коммунальных услуг, твердого топлива и его доставке лицам, пользующимся мерами социальной поддержки в виде скидки по оплате жилья, коммунальных услуг, твердого топлива и его доставке в соответствии с:
Федеральными законами от 12 января 1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ "О защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей";
Законами Курской области от 10 декабря 2008 года №108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", от 9 июня 2007 года №42-ЗКО "О звании "Ветеран труда Курской области", от 1 декабря 2004 года №59-ЗКО "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", от 1 декабря 2004 года №58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда".
Пункт 8 части 1 статьи 2 Закона содержит исчерпывающий перечень законодательных актов, в соответствии с которыми орган социальной защиты населения принимает решение о назначении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилья, коммунальных услуг, твердого топлива и его доставке. Закон Курской области от 24.03.2008 года №13-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по финансовому обеспечению мер социальной поддержки на предоставление компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам муниципальных образовательных учреждений» в данный перечень законодательных актов не входит.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 12 марта 2013 года обратилась к начальнику Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района с заявлением, в котором просила принять решение относительно полагающихся ей компенсационных выплат по отоплению и освещению в связи с наличием десятилетнего стажа учителя в сельской местности.(л.д.36)
18 марта 2013 года ФИО2, начальник Отдела социальной защиты населения администрации Беловского района, уведомил ФИО1 о направлении её заявления для рассмотрения и принятия решения в Управление образования Администрации Беловского района, поскольку рассмотрение данного вопроса не входит в компетенцию отдела.(л.д.37)
Данное уведомление послужило основанием для обращения ФИО1 в суд с заявлением.
Как следует из ответа начальника отдела ОКУ «Центр социальных выплат» Беловского района ФИО1 получает компенсацию по расходам за электроснабжение и сетевой газ с 09.11.2010 года с 50%-скидкой.(л.д.45)
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Решением Представительного Собрания Беловского района Курской области от 28.12.2005 года №6-2 в Беловском районе в целях реализации Закона Курской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения» создан Отдел социальной защиты населения администрации Беловского района. (л.д.48) К основным задачам Отдела относится реализация переданных Курской областью органам местного самоуправления Курской области государственных полномочий по социальной защите населения в соответствии с Законом Курской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социального обеспечения населения».
Оценив существо обращения заявителя ФИО1 в Отдел социальной защиты населения Администрации Беловского района по вопросу назначения компенсационной выплаты по отоплению и освещению, педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет учителем в сельской местности, прихожу к выводу, что начальник Отдела социальной защиты населения администрации Беловского района ФИО2 обоснованно направил обращение ФИО1 в соответствии со ст.2 Закона Курской области «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения» и руководствуясь требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения по существу в орган местного самоуправления – Управление образования Администрации Беловского района, компетентному в вопросах предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, относящихся к вопросам местного значения, с уведомлением заявителя ФИО1, поскольку действующим законодательством к полномочиям Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района выплата компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам-пенсионерам не отнесена.
В соответствии с ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Таким образом, оспариваемыми действиями нарушений закона, повлекших нарушение прав и свобод заявителя ФИО1 должностным лицом органа местного самоуправления, начальника Отдела социальной защиты населения Администрации Беловского района, при разрешении её заявления не допущено.
В удовлетворении заявления ФИО1 надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд в течение 1 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исключая выходные дни ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Т.Л. Бойченко