РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Клявлино 23 июня 2014 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре Журавлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189\2014 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка, указывая на то, что истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), 21.03.2014 года получил отказ, согласно которому в соответствии с п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы необходимые для ее проведения, указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП). Ответчик считает, что приложенный к заявлению на государственную регистрацию договор аренды земельного участка от 13.01.2014г. №110-14, кадастровый паспорт от 12.11.2013г. №, выданный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», противоречит п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г № 136-ФЗ, так как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения представлен для размещения водного объекта. Истец считает, что отказ в регистрации является незаконным, так как изначально ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ гласит, что использование земель сельскохозяйственного назначения, определяет основной круг субъектов права, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а состав земель данной категории регулируются ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 2 данной статьи в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а так же зданиями, строениями сооружениями и т.д. Земли, занятые замкнутыми водоемами, включаются в состав земель сельскохозяйственного назначения, если они входят в границы земель этой категории. Замкнутые водоемы, прежде всего пруды естественного и искусственного происхождения, могут играть особую роль в сельскохозяйственном производстве - служить для обеспечения полива, рыбного хозяйства, и для поддержании экологического баланса. Исходя из этого, считают, что отказ в регистрации является незаконным.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования, пояснив суду, что оснований для отказа государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) не имеется. 13.01.2014 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, категории земли – земля сельскохозяйственного назначения, местоположение (адрес), разрешенное использование -для размещения водного объекта, общей площадью 5848 кв.м. Ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. №136-ФЗ определяет основной круг субъектов права, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а состав земель данной категории регулируются ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с п. 2 данной статьи в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а так же зданиями, строениями сооружениями и т.д. Земли, занятые замкнутыми водоемами, включаются в состав земель сельскохозяйственного назначения, если они входят в границы земель этой категории. Замкнутые водоемы, прежде всего пруды естественного и искусственного происхождения, могут играть особую роль в сельскохозяйственном производстве - служить для обеспечения полива, рыбного хозяйства, и для поддержании экологического баланса. Исходя из этого, считают, что отказывая в регистрации земельного участка Росреестром, неверно применены нормы материального права.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеются характерные формы и признаки водного режима. Из смысла части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует - пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области № 214 от 27.09.2013г.- данный земельный участок находится в государственной (муниципальной) собственности в составе земель сельскохозяйственного назначения и предоставлен для размещения водного объекта - именно пруда, а данный водоем в соответствии с ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации относится к водным объектам. В отзыве Росреестр указывает, что размещение водного объекта, предусматривает работы связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, однако данный вывод является необоснованным, поскольку размещение водного объекта не во всех случаях предусматривает снятие и перемещение плодородного слоя почвы, в данном случае согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению органа местного самоуправления об утверждении схемы - расположение земельного участка, рельеф местности (уклон) позволяет обойтись без снятия и перемещения плодородного слоя почвы. Кроме того, работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, а также необходимость их проведения регулируется «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140. Согласно пункту 5 данного постановления, рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Таким образом, земли для размещения водного объекта на землях несельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения не подлежат рекультивации, а работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы не являются препятствием в осуществлении государственной регистрации договора аренды данного земельного участка. Кроме того, доводы Управления о том, что создание (размещение) водного объекта – как вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения не предусматривает под собой использование земельного участка для целей рыбоводства не состоятелен по следующим основаниям:
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, а в соответствии с частью 3 статьи 11 названного Закона - аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством) и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Вместе с тем, частью 1 статьи 12 установлено, что товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству, а видами товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) является в том числе прудовая аквакультура.
В соответствии с частью 7 статьи 12 данного закона прудовая аквакультура предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.
А выделение рыбоводного участка вообще не планировалось и согласно части 3 статьи 4 Законом об аквакультуре такое выделение не предусмотрено.
Представитель ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания на рассмотрение дела не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и отзыв.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области ФИО3 пояснил, что 13.01.2014 года заключен с ФИО4 договор аренды земельного участка категории земли – земля сельскохозяйственного назначения, местоположение (адрес), разрешенное использование -для размещения водного объекта, общей площадью 5848 кв.м. Согласно материалам государственного фонда данных, хранящихся в Клявлинском отделе Управления Росреестра по Самарской области, а именно проекта перераспределения земель колхоза «<данные изъяты>» Клявлинского района Самарской области инв. № **** г., кадастровой карты земель колхоза «<данные изъяты>», материалов установления черты населенных пунктов (адрес), земли из которых сформирован спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не вовлеченных в процесс производства сельскохозяйственной продукции, ранее были предоставлены в ведение сельского Совета, по сути являлись землями населенных пунктов за чертой в целях перспективного развития территории населенного пункта (адрес). К землям, находящимся в общей долевой собственности граждан (пашни, пастбища, сенокосы), а также к землям Фонда перераспределения не относится и в соответствии с действующим законодательством отнесен к не разграниченной государственной собственности, право распоряжения которым принадлежит главе муниципального района (адрес). Земельный участок не ограничен в обороте и может быть предоставлен для размещения водного объекта. Кроме того, данный земельный участок планируется использовать в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в качестве пожарного водоема. Отсутствие указанного водоема, а так же его срочная необходимость создания на территории сельского поселения (адрес) подтверждается письмом филиала государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» пожарно-спасательная часть № 119 противопожарной службы Самарской области от 03.02.2014г. №20 и предписанием главного государственного инспектора м.р. Камышлинский, Шенталинский и Клявлинский по пожарному надзору от 30.07.2010г. №71/1/40 исходя из этого, формирование земельного участка производилось на основании ч. 2, ч. 3 ст. 62 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а так же внутренние и наружные водопроводы, необходимость устройства искусственных водоемов, использование естественных водоемов и устройство противопожарного водопада и их параметры определяются настоящим Федеральным законом. Использование водного объекта, в том числе в качестве пожарного водоема предусмотрено действующим градостроительным зонированием, утвержденным на территории муниципального района Клявлинский Самарской области, согласно которому в территориальной зоне Сх1 допускается размещение водного объекта на землях сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица – Отделение Государственного пожарного надзора муниципальных районов Камышлинский, Шенталинский и Клявлинский, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеются сведения, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, выслушав истца и его представителя, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено, что 13.01.2014 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрацией муниципального района Клявлинский Самарской области и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, категории земли – земля сельскохозяйственного назначения, местоположение (адрес), разрешенное использование -для размещения водного объекта, общей площадью 5848 кв.м.
21.03.2014 года истцу было отказано в государственной регистрации данного договора аренды в виду того, что вышеуказанный участок относится категории земель сельскохозяйственного назначения и законодательством не предусмотрено создание водного объекта на этих землях.
Статьей 260 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК Российской Федерации предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК Российской Федерации определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно п. 17 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) рыбоводство - это разведение рыбы, включая декоративных рыб, и прочих водных биоресурсов. В этом разделе классифицируются виды деятельности, которые, как правило, включают процесс производства за собственный счет (например, разведение устриц для производства жемчуга). Причем рыбоводство не входит в раздел сельского хозяйства, а образует отдельный раздел. Однако по смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Также ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 10 Закона N 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам - членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, арендатор земельного участка имеет право создать пруд для разведения рыбы на территории, находящейся в аренде и относящейся к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок не использовался и на данный период времени не используется в процессе производства сельскохозяйственной продукции, к сельскохозяйственным угодьям (пашни, пастбища, сенокосы, многолетние насаждения) не относится, а особый правовой режим на землях сельскохозяйственного назначения установлен именно для сельскохозяйственных угодий - земельных угодий, систематически используемых для получения сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
А согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ все земельные угодья данной категории земель подразделяются на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные, в составе которых выделяют земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Таким образом, в составе земель сельскохозяйственного назначения к особому правовому режиму в использовании отнесены сельскохозяйственные угодья, а не все земли, которые включены в состав данной категории земель.
Кроме того, доводы Управления о том, что создание (размещение) водного объекта – как вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения не предусматривает под собой использование земельного участка для целей рыбоводства не состоятелен.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, а в соответствии с частью 3 статьи 11 названного Закона - аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством) и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Вместе с тем, частью 1 статьи 12 установлено, что товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству, а видами товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) является в том числе прудовая аквакультура.
В соответствии с частью 7 статьи 12 данного закона прудовая аквакультура предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.
Установлено, что данный земельный участок планируется использовать в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в качестве пожарного водоема. Отсутствие указанного водоема, а так же его срочная необходимость создания на территории сельского поселения (адрес) подтверждается письмом филиала государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» пожарно-спасательная часть № 119 противопожарной службы Самарской области от 03.02.2014г. №20 и предписанием главного государственного инспектора м.р. Камышлинский, Шенталинский и Клявлинский по пожарному надзору от 30.07.2010г. №71/1/40 исходя из этого, формирование земельного участка производилось на основании ч. 2, ч. 3 ст. 62 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а так же внутренние и наружные водопроводы, необходимость устройства искусственных водоемов, использование естественных водоемов и устройство противопожарного водопада и их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Использование водного объекта, в том числе в качестве пожарного водоема предусмотрено действующим градостроительным зонированием, утвержденным на территории муниципального района (адрес), согласно которому в территориальной зоне Сх1 допускается размещение водного объекта на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд считает, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в регистрации договора аренды земельного участка от 13.01.2014г. №, кадастровый паспорт от 12.11.2013г. №, выданный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», противоречит п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г № 136-ФЗ, является незаконным. Суд приходит к выводу о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 13.01.2014г. №, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района (адрес) и ФИО1.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в регистрации договора аренды земельного участка от 13.01.2014 г. №, незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 13.01.2014г. №, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района (адрес) и ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 28.06.2014 года.
Судья (подпись) Бакунова В.В.