ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/2020Г от 11.09.2020 Сорского районного суда (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0013-01-2020-000433-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сорск 11 сентября 2020 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.

при секретаре судебного заседания Кузнецовой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2020 г. по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к администрации г. Сорска Республики Хакасия об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности аала ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

На основании изложенного, просит обязать администрацию г. Сорска до 01.09.2020 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности аала ФИО1, в этих целях по согласованию с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия":

- произвести очистку территории аала ФИО1, непосредственно прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса;

- обеспечить аал ФИО1 средствами оповещения населения о пожаре;

- внести в План эвакуации, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения из зоны возможных чрезвычайных ситуаций МО г. Сорск мероприятия по эвакуации населения из аала ФИО1.

Представитель истца – заместитель прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Хилтунов Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, суду пояснила, что в аале ФИО1 никто не проживает, дома, пригодные для проживания отсутствуют.

Представитель третьего лица – и.о. директора ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» ФИО3 в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора поддерживает.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав свидетеля ФИО4, сообщившую суду, что территория аала ФИО1 не отнесена к населённым пунктам, попадающим под угрозу лесных пожаров, в аале никто не проживает, находящиеся там дома не стоят на кадастровом учете;

приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно устава МО г. Сорск (утвержденного решением Сорского городского Совета депутатов от 14.02.2006 г. № 325), в границах города Сорска находятся следующие населенные пункты: г. Сорск, п. ст. Ербинская, п. Сорский подхоз, аал ФИО1.

В силу пп. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно пункту 72(3) Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков,
валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 6,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 г. № 656 образована особо охраняемая природная территория регионального значения заказник "Кискачинский", утверждено положение о нем и описаны границы, часть территории заказника находится на территории МО г. Сорск.

Согласно п. 1.5. Положения о государственном биологическом заказнике регионального значения "Кискачинский" (утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 г. № 659), Заказник образован без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.

В соответствии с пп. 2 п. 3.3 Положения, на территории Заказника допускается по согласованию с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия" (далее - Дирекция) проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ.

В границах государственного природного заказника расположен населенный пункт МО г. Сорск - аал ФИО1.

Согласно информации Дирекции, администрация г. Сорска в 2019-2020 гг. не обращалась за согласованием противопожарных мероприятий на землях, расположенных вокруг аала ФИО1, что не отвечает требованиям пункта 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390) и п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.

Кроме того, в нарушении п. 7 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ аал ФИО1 не обеспечен средствами оповещения населения о пожаре, в План эвакуации, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения из зоны возможных чрезвычайных ситуаций МО г. Сорск не включены мероприятия по эвакуации населения из аала ФИО1.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о пожарной безопасности 18.05.2020 в адрес главы г. Сорска было внесено представление.

В соответствии с ответом администрации г. Сорска на вышеназванное постановление, мер по обеспечению пожарной безопасности аала ФИО1 по настоящее время не принято, что угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц, а также возможной гибелью людей, в связи с чем исковые требования полежат удовлетворению.

Отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования на эти цели не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Доводы представителя ответчика и показания свидетеля о том, что на территории аала Колтарво никто не проживает, пригодное для проживания жилье отсутствует, опровергаются представленными стороной истца доказательствами: копиями фотографий населенного пункта, с запечатленными на них жителями, копиями технических паспортов жилых помещений, расположенных на территории населённого пункта, показаниями лиц, проживающих постоянно на территории населённого пункта, полученными в разных судебных заседаниях, сведениями о регистрации жителя аал Колтарово, справкой БТИ о праве собственности на дом в аале ФИО1.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к администрации г. Сорска Республики Хакасия об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности аала ФИО1, удовлетворить.

Обязать администрацию г. Сорска Республики Хакасия до 11 сентября 2021 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности аала ФИО1, в этих целях по согласованию с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия":

- произвести очистку территории аала ФИО1, непосредственно прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса;

- обеспечить аал ФИО1 средствами оповещения населения о пожаре;

- внести в План эвакуации, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения из зоны возможных чрезвычайных ситуаций МО г. Сорск мероприятия по эвакуации населения из аала ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Председательствующий Козулина Н.Ю.

Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2020 года.

Судья: Козулина Н.Ю.