ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/2021 от 03.08.2021 Клявлинского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино 3 августа 2021 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шаймардановой Э.Г., с участием заместителя прокурора Клявлинского района Самарской области Фахрутдинова Р.Ф., при секретаре судебного заседания Мироновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2021 по исковому заявлению прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции, ссылаясь на то, что Прокуратурой района в ходе реализации надзорных мероприятий в сфере исполнения антикоррупционного законодательства выявлено несоблюдение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» далее по тексту: Федерального закона № 273-ФЗ), Закона Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» в части антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления. Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.20.3003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту: Федерального закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района. Согласно ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1, ст. 6 Закона № 273-ФЗ). В соответствии с п. 20 ст.7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Наряду с вышеозначенным федеральным законом задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Самарской области определены Законом Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области». Пунктом 4 статьи 5 Закона № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» субъектами антикоррупционной деятельности в Самарской области являются органы местного самоуправления. Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем рассмотрения в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области, органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п. 2.1 ст. 9 Закона № 23-ГД). В силу п. 6 ст. 9, ст. 13 «О противодействии коррупции в Самарской области» органы местного самоуправления ежегодно осуществляют формирование сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности с последующим опубликованием в средствах массовой информации его основных положений. В нарушение вышеуказанных требований администрацией сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не рассматриваются, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации и в средствах массовой информации не опубликованы.

В судебном заседании заместитель прокурора Клявлинского района Самарской области поддержал заявленные требования, по основаниям, указанным в иске. Просил суд обязать администрацию сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области осуществить меры по противодействию коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2020 год (1, 2, 3 и 4 кварталы), за 2021 год (1 квартал) в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области ФИО1 в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом извещался о времени и месте слушания, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству письменно признал иск в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав заместителя прокурора, считая возможным в силу ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

У суда нет оснований полагать, что признание иска совершено ответчиком под влиянием обмана или заблуждения, суд удостоверился, что последствия признания иска ответчику понятны, не противоречат закону и не затрагивают интересы третьих лиц, поэтому принимает признание иска ответчиком.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

В соответствии с п. 4.1. ст. 36 и п. 9.1. ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 Федерального Закона № 273-Ф3).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 5 данного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1, ст. 6 Закона № 273-Ф3).

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» субъектами антикоррупционной деятельности в Самарской области являются органы местного самоуправления.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем рассмотрения в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области, органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п. 2.1 ст. 9 Закона № 23-ГД).

В силу п. 6 ст. 9, ст. 13 «О противодействии коррупции в Самарской области» органы местного самоуправления ежегодно осуществляют формирование сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности с последующим опубликованием в средствах массовой информации его основных положений.

В нарушение вышеуказанных требований администрацией сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не рассматриваются, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации и в средствах массовой информации не опубликованы.

В 2020 г. состоялись судебные решения по гражданским и административным исковым заявлениям, где администрация сельского поселения Борискино-Игар выступала в качестве ответчика. В частности судебное решение по исковому заявлению, где администрация сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский, выступала в качестве ответчика по заявлению прокуратуры Клявлинского района об обязании установить мнемосхему в сельском поселении Борискино-Игар (иск от 23.06.2020 № 08-03-2020/16-20-20360033). По данному иску состоялось судебное решение, вместе с тем, указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией сельского поселения Борискино-Игар не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц, соответственно, не осуществляются мероприятия, которые должны предприниматься с целью предотвращения совершения коррупционных действий, уменьшения уровня коррупции в деятельности органов местного самоуправления и в целом в обществе.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области осуществить меры по противодействию коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц за 2020 год (1, 2, 3 и 4 кварталы), за 2021 год (1 квартал) в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и с последующим опубликованием в средствах массовой информации в рамках сводного отчета о реализации мер антикоррупционной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 6 августа 2021 года.

Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова

.

.

.

.