ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/2021230013-01-2020-003611-94 от 21.01.2021 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-189/2021 23RS0013-01-2020-003611-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 21 января 2021 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Соколенко А.В.,

при секретаре – Богатыревой К.В.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района – Ненашева А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» об обязании выделить денежные средства и устранить нарушения,

установил:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» и просит обязать администрацию сельского поселения Кубань Гулькевичского района обеспечить финансирование следующих мероприятий: МКУ «ЦКД Кубань», предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, камерами видеонаблюдения, металлодетекторами, источниками наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения; МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный, предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, источниками внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения; МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, источниками наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения, датчиками автоматической аварийной пожарной сигнализации; обязать МКУ «ЦКД Кубань», МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный и МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский за счет средств, выделенных администрацией сельского поселения Кубань Гулькевичского района исполнить вышеуказанные мероприятия, направленные на устранение отмеченных нарушений.

В обоснования иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательств о противодействии терроризму и обеспечении пожарной безопасности в деятельности муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» дом культуры п. Кубань (далее - МКУ «ЦКД Кубань»), клуба п. Мирный муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» (далее - МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный) и клуба п. Новоивановский муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» (далее - МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский). Установлено, что должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань», расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Кубань, ул. Школьная, 8, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения. Так, в нарушение п.п.25, 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации не оборудовано, система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует. Кроме того, вопреки п.п.21, 55, 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») проверки источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены не организованы, в здании указанного учреждения не обеспечивается исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, датчики аварийной пожарной сигнализации находятся в аварийном режиме работы. Вместе с тем, должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный, расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Мирный, ул. Красная, 11, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения. Так, в нарушение п.25 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации, камерами видеонаблюдения и металлодетекторами не оборудовано, система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует. Кроме того, вопреки п.п.21, 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») и п.14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) проверки наружного противопожарного водопровода и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций кровли здания и сцены не организованы, в здании указанного учреждения отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. При этом, должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Новоивановский, ул. Ленина, 36, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения. Так, в нарушение п.п.25, 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации, камерами видеонаблюдения и металлодетекторами не оборудовано, наглядные пособия с информацией о порядке действий и система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует. Кроме того, вопреки п.п.21, 55, 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») проверки источников наружного противопожарного водоснабжения и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций кровли здания и сцены не организованы, исправное состояние систем и установок противопожарной защиты не обеспечивается, датчики аварийной пожарной сигнализации находятся в аварийном режиме работы. Данные нарушения отражались в представлениях прокуратуры района от 02.09.2020, адресованных директорам МКУ «ЦКД Кубань», МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный и МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, по результатам их рассмотрения нарушения не устранены в полном объеме. В силу организационно-распорядительных документов учредителем указанных учреждений культуры является администрация сельского поселения Кубань Гулькевичского района. Самостоятельно устранить отмеченные нарушения, для которых требуется произвести денежные затраты, учреждение культуры не в состоянии, поскольку финансируются учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов. Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Наличие указанных нарушений создает реальную опасность причинение вреда жизни и здоровью граждан, что нарушает гарантированные ст.ст.37, 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение интересов посетителей учреждений культуры, а также их трудовых коллективов, что дает прокурору право на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Ненашев А.П. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Глава администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района Пеплов В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Директор муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» Рычков А.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, находит, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма.

Исходя из положений п.6 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ следует, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Во исполнение требований Федерального закона №35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), предусматривающие порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п.21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 (далее – Требования), антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами, контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательств о противодействии терроризму и обеспечении пожарной безопасности в деятельности муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» дом культуры п. Кубань (далее - МКУ «ЦКД Кубань»), клуба п. Мирный муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» (далее - МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный) и клуба п. Новоивановский муниципального казенного учреждения «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» (далее - МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский).

По результатам проверки установлено, что должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань», расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Кубань, ул. Школьная, 8, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения.

В нарушение п.п.25, 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации не оборудовано, система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует.

Кроме того, вопреки п.п.21, 55, 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») проверки источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены не организованы, в здании указанного учреждения не обеспечивается исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, датчики аварийной пожарной сигнализации находятся в аварийном режиме работы.

Должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный, расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Мирный, ул. Красная, 11, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения.

В нарушение п.25 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации, камерами видеонаблюдения и металлодетекторами не оборудовано, система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует.

Кроме того, вопреки п.п.21, 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») и п.14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) проверки наружного противопожарного водопровода и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций кровли здания и сцены не организованы, в здании указанного учреждения отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.

Должностными лицами объекта культуры МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Новоивановский, ул. Ленина, 36, не принят весь комплекс мер по предупреждению терроризма и обеспечению пожарной безопасности учреждения.

В нарушение п.п.25, 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 охрана объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций не осуществляется, кнопкой тревожной сигнализации, камерами видеонаблюдения и металлодетекторами не оборудовано, наглядные пособия с информацией о порядке действий и система экстренного оповещения работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов отсутствует.

Кроме того, вопреки п.п.21, 55, 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») проверки источников наружного противопожарного водоснабжения и состояния огнезащитной обработки несущих конструкций кровли здания и сцены не организованы, исправное состояние систем и установок противопожарной защиты не обеспечивается, датчики аварийной пожарной сигнализации находятся в аварийном режиме работы.

Данные нарушения отражались в представлениях прокуратуры района от 02.09.2020, адресованных директорам МКУ «ЦКД Кубань», МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный и МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, по результатам их рассмотрения нарушения не устранены в полном объеме.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

В силу п.4 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму это деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании с п.4 ст.5.2 Федерального закона №35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст.30, 40 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1 в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек. К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры.

Исходя из положений ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно организационно-распорядительных документов, учредителем указанных учреждений культуры является администрация сельского поселения Кубань Гулькевичского района.

Самостоятельно устранить отмеченные нарушения, для которых требуется произвести денежные затраты, учреждения культуры не в состоянии, поскольку финансируются учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие указанных нарушений создает реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, что нарушает гарантированные ст.ст.37, 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань Гулькевичского района» об обязании выделить денежные средства и устранить нарушения - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Кубань Гулькевичского района обеспечить финансирование следующих мероприятий:

МКУ «ЦКД Кубань», предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, камерами видеонаблюдения, металлодетекторами, источниками наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения;

МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный, предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, источниками внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения;

МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский, предусматривающих обеспечение охраной объектов культуры сотрудниками частных охранных организаций, источниками наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки несущих конструкций здания кровли и сцены учреждения, датчиками автоматической аварийной пожарной сигнализации.

Обязать МКУ «ЦКД Кубань», МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Мирный и МКУ «ЦКД Кубань» СК п. Новоивановский за счет средств, выделенных администрацией сельского поселения Кубань Гулькевичского района исполнить вышеуказанные мероприятия, направленные на устранение отмеченных нарушений.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко