Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2022 года.
Дело № ******.
УИД 66RS0№ ******-37.
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хрущевой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мироненко Е.П.,
с участием помощника прокурора <адрес> Мацкевич Н.А.,
представителя ответчика Путиловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> о возложении обязанности,
Установил:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с выше указанным иском. В обоснование указал, что в рамках проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения в <адрес> выявлено, что в нарушение требований п.п. 5.1.1 и 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения» проезд от <адрес> к многоквартирным домам № ******, 20 по <адрес> имеет покрытие из железобетонных плит с многочисленными дефектами в виде выбоин между плит и торчащих металлических кусков арматуры, а также вопреки требованиям п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» указанная автомобильная дорога не имеет тротуаров или пешеходных дорожек и стационарного электрического освещения. Непринятие мер по приведению в соответствие улично-дорожной сети указанным стандартам создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасное и беспрепятственное передвижение. На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, просит обязать Администрацию <адрес> произвести действия по реконструкции участка проезда от <адрес> к многоквартирным домам № ******, 20 по <адрес>, оборудованию стационарным освещением, тротуарами или пешеходными дорожками в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мацкевич Н.А. исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> Путилова А.Б. против исковых требований возражала. В обоснование указала, что спорный участок не является автомобильной дорогой, вместе с тем, в случае удовлетворения исковых требований, полагала возможным устранение выявленных нарушений путем его реконструкции. Указанные мероприятия возможны только в случае включения объекта в стратегический план развития <адрес> и муниципальной программы. С учетом возможности включения данных мероприятий в муниципальную программу только в 2023 году, сроков проведения проектно-изыскательских работ, согласования муниципального контракта, сроков выполнения строительно-монтажных работ высказала возражения относительно определенного прокурором срока выполнения работ, который полагала подлежащим установлению до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В судебное заседание представители третьих лиц Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации <адрес>, ОГИБДД УМВД России по <адрес>, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом с учетом требований п. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Заслушав помощника прокурора <адрес> Мацкевич Н.А., представителя ответчика Администрации <адрес> Путилову А.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, помимо прочего объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и тротуары (п. 5 той же статьи).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 той же статьи).
Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п.9 той же статьи).
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ.
Ст. 6 Устава муниципального образования «<адрес>» установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация <адрес>.
В соответствии со ст. 37 того же Устава Администрация <адрес> осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Главы Администрации <адрес>.
Таким образом, на Администрацию <адрес>, как орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая реконструкцию и их содержание.
П. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вопреки доводам представителя ответчика Администрации <адрес> о том, что спорный участок не является автомобильной дорогой, Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела № ****** по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>, установлено, что участок от <адрес> в <адрес> до <адрес>, относится к улично-дорожной сети и по ней осуществляется свободное движение транспортных средств, находится на территории муниципального образования «<адрес>», то есть она отвечает признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>», в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Кроме того, данным определением на Администрацию <адрес> возложена обязанность произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта недвижимости – участка дороги от <адрес> до домов № ******, 20 по <адрес> в <адрес>, как бесхозяйного, установив срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный объект недвижимости не имеет собственника, не находится в чьем-либо владении, в связи с чем является бесхозяйным и подлежит принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 125 того же Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Администрация <адрес>.
Как следует из рапорта исполняющего обязанности заместителя прокурора <адрес> Аникина М.С. (л.д.13), рапорта и акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <адрес> капитана полиции Тотьмянина С.В. (л.д. 14, 88), ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения в <адрес> на участке проезда от <адрес> к многоквартирным домам № ******, 20 по <адрес> выявлены нарушения в содержании территории в безопасном для движения транспортных средств и пешеходов состоянии. Так, на покрытии, выполненном из железобетонных плит, имеются многочисленные дефекты в виде выбоин (между плит), торчащих металлических кусков арматуры, отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки, стационарное электрическое освещение.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> данные обстоятельства не оспаривала.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 того же Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 4.39 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» на участках дорог в пределах населенных пунктов следует предусматривать тротуары, размещая их за пределами земляного полотна.
В соответствии с п. 11.16 Технического регламента Таможенного Союза ТР № ****** «Безопасность автомобильных дорог» при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки.
В силу п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах с твердым покрытием, пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./су
Из п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 следует, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, помимо прочего, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно требованиям п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» (введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ст) стационарное электрическое освещение устраивают, помимо прочего, на участках дорог в населенных пунктах.
П.п. 5.1.1 и 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены требования к надлежащему состоянию дорог общего пользования.
Учитывая изложенное, поскольку выше установлено и не оспорено что автомобильная дорога на участке проезда от <адрес> к многоквартирным домам № ******, 20 по <адрес> не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, в виду отсутствия надлежащего дорожного покрытия, тротуаров и наружного стационарного электрического освещения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, принимая во внимание, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>», включая деятельность по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию, возложена на Администрацию <адрес>, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
Обсуждая в данном случае срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, суд учитывает, что указанные работы подлежат осуществлению с соблюдением порядка и сроков, установленного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С учетом изложенного, а также объема работ по устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным установить ответчику срок для выполнения заявленных прокурором в исковом заявлении работ до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> - удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести реконструкцию участка проезда от <адрес> к многоквартирным домам № ******, 20 по <адрес>, оборудовать указанный участок стационарным электрическим освещением, тротуарами или пешеходными дорожками.
В удовлетворении иска к <адрес>- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья О.В. Хрущева