ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/2022 от 16.03.2022 Трехгорного городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Трехгорный 16 марта 2022 года

Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Нагорновой М.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Трехгорный ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189 /2022 по иску прокурора ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Трехгорного городского округа о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на администрацию Трехгорного городского округа обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах земельных участков с кадастровыми номерами и на территории <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что при осмотре территории, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на территории <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами имеется несанкционированная свалка отходов в виде порубочных остатков от деревьев и кустарников, отходов грунта, боя железобетонных изделий. Лица, ответственные за несанкционированное складирование отходов, не установлены. Земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение отходов, относятся к землям населенных пунктов. Наличие на территории муниципального образования большого скопления отходов создает угрозу загрязнения земли, нарушает санитарно-эпидемиологическую обстановку населенного пункта, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, вместе с тем, до настоящего времени указанная несанкционированная свалка отходов не ликвидирована.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО <адрес>ФИО3 исковые требования поддержала, на удовлетворении иска настаивала.

Ответчик - Администрация Трехгорного городского округа - о слушании дела извещен, представитель судебное заседание не явился.

В письменном отзыве ответчик указал на то, что в настоящее время запланированы работы по ликвидации свалки, которые надлежит завершить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования надлежит удовлетворить по следующим основаниям:

Согласно ст. ст. 11, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления, которые осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Одной из целей охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения земель и почв, а также иного негативного воздействия на земли и почвы. В целях охраны земель собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия, в том числе, по сохранению почв и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий такого загрязнения; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24. июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным федеральным законом.

Как следует из ст. ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Статьями 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований ст. 13 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ст собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Из Устава Трехгорного городского округа следует, что к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом из материалов дела, прокуратурой <адрес> по обращению региональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Территория без дискриминации» проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления; при осмотре территории, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на территории <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами имеется несанкционированная свалка отходов в виде порубочных остатков от деревьев и кустарников, отходов грунта, боя железобетонных изделий. Лица, ответственные за несанкционированное складирование отходов, не установлены. Земельные участки, на которых выявлено несанкционированное размещение отходов, относятся к землям населенных пунктов.

По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, вместе с тем, до настоящего времени указанная несанкционированная свалка отходов не ликвидирована.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом отзыва ответчика относительно сроков проведения работ, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 13,194-198,199,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Трехгорного городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах земельных участков с кадастровыми номерами на территории <адрес>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Трехгорный городской суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: