ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-189/2023 от 06.07.2023 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2 – 189/2023РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

06 июля 2023 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Мамаевой Е.А., представителя ответчика МУП «Сернурводоканал» Мошкина С.Н., представителя ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Якимова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл к муниципальному унитарному предприятию «Сернурводоканал», администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МУП «Сернурводоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства, указывая, что в адрес истца за последние три года поступили многочисленные обращения с жалобами на загрязнения реки Лаж и загрязнение реки Сердяжка, расположенные на территории Сернурского района Республики Марий Эл. В рамках рассмотрения обращений на загрязнение реки Сердяжка в д. Большой Сердеж Сернурского района Республики Марий Эл проведено санитарно-эпидемиологическое обследование мест сброса сточных вод, проведен отбор и исследования проб воды с водоема реки Сердяжка Сернурского района Республики Марий Эл. Согласно протоколу лабораторных исследований № от 07 июля 2021 года филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Сернурском районе» пробы воды, отобранные в реке Сердяжка д. Большой Сердеж, ул. Большой Сердеж, у дома 40, не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, запах составил 3 балла (при норме не более 2 баллов), содержание взвешенных веществ составили 32,0 мг/дм? (при норме 30 мг/дм?), массовая концентрация аммиака – 5,15 мг/дм? (при норме не более 1,5-2 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 14,65 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), кислород растворенный составил – 3,03 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), количество обобщенных колиформных бактерий составило 640 КОЕ в 100 мл (при норме не более 500 КОЕ в 100 мл), что является нарушением п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7., таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21. Согласно протоколу лабораторных исследований от 07 июля 2021 года пробы воды, отобранные в реке Сердяжка на расстоянии 500 м ниже сброса сточной воды с ОСК п. Сернур, не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, запах составил 4 балла (при норме не более 2 баллов), содержание взвешенных веществ составили 33,6 мг/дм? (при норме 30 мг/дм?), массовая концентрация аммиака – 6,82 мг/дм? (при норме не более 1,5-2 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 14,8 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), кислород растворенный составил – 2,99 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), количество обобщенных колиформных бактерий составило 750 КОЕ в 100 мл (при норме не более 500 КОЕ в 100 мл), что является нарушением п. 91 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7, таб. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21. В рамках рассмотрения обращения от 25 февраля 2022 года проведены санитарно-эпидемиологические обследования территорий между ОСК, КНС, в местах сливания сточных вод с многоэтажных домов до поверхностного водоема на предмет затопления (подтопления) сточными водами МУП «Сернурводоканал», <данные изъяты> в п. Сернур, с. Марисола, с. Казанское, с. Кукнур, д. Нижний Рушенер, п. Горняк, д. Лоскутово, с. Зашижемье, с. Калеево, д. Конзавод. Управлением проведены мероприятия, направленные на установление источника загрязнения поверхностных водоемов: санитарно-эпидемиологические обследования, в ходе которых установлено, что на территории около дома № 1 ул. Заречная п. Сернур и на территории с. Казанское Сернурского района по ул. Комсомольская около ремонтной мастерской через люк канализационного смотрового колодца происходит переливание сточных канализационных вод на поверхность земли (акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15 марта 2022 года). Таким образом, МУП «Сернурводоканал» не приняты меры по обеспечению безопасности системы водоотведения и их отдельных объектов, направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, что является нарушением ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», п. 24 СанПиН 2.1.3684-21. В целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и пресечения нарушений санитарного законодательства в адрес юридического лица МУП «Сернурводоканал» выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. По результатам рассмотрения обращений от 18 июля 2022 года, от 22 июля 2022 года в реке Сердяжка Сернурского района на расстоянии 500 м выше сброса сточных вод вновь установлено микробиологическое (ОКБ) и химическое загрязнение вод (запах, уменьшение массовой концентрации растворенного кислорода, биохимического потребления кислорода, превышения массовой концентрации ионов аммония), что подтверждается протоколом испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Сернурском районе» от 26 июля 2022 года, согласно которому пробы воды, отобранные в воде открытого водоема в реке Сердяжка ниже сброса сточной воды с очистных сооружений п. Сернур МУП «Сернурводоканал», не соответствуют по санитарно-химическим показателям: запах составил 3 балла (при норме не более 2 баллов), массовая концентрация аммиака – 6,55 мг/дм? (при норме не более 1,5 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 39,2±11,76 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), по микробиологическим показателям: количество обобщенных колиформных бактерий составило 750 КОЕ в 100 мл (при норме не более 500 КОЕ в 100 мл), что является нарушением п. 91 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21. В рамках рассмотрения обращений от 03 февраля 2023 года, от 13 февраля 2023 года проведены отбор и исследование проб воды с водоема реки Лаж и реки Сердяжка ниже сброса очищенных сточных вод МУП «Сернурводоканал». Согласно протоколам испытаний от 27 февраля 2023 года, от 28 февраля 2023 года, экспертным заключениям на результат испытаний воды филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Сернурском районе» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 01 марта 2023 года, от 01 марта 2023 года пробы воды с поверхностного водоема реки Сердяжка не далее 500м от места сброса сточных вод с ОСК п. Сернур не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, массовая концентрация нефтепродуктов составила 1,67±0,42 мг/дм? (при норме не более 0,3 мг/дм?), массовая концентрация аммиака и ионов аммония суммарно – 4,50±0,63 мг/дм? (при норме не более 1,5 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 36,0±5,0 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), массовая концентрация железа - 0,600±0,090 мг/дм? (при норме не более 0,3 мг/дм?), запах – 5 баллов (при норме не более 2 баллов), количество обобщенных колиформных бактерий составило 620 КОЕ/см? (при норме не более 500 КОЕ/см?), что является нарушением п. 91 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21. Сточные воды несоответствующего качества с очистных сооружений канализации МУП «Сернурводоканал» стекают в реку Сердяжка, с реки Сердяжка загрязненные поверхностные воды попадают в реку Лаж. Участок водного объекта реки Лаж проходит в черте населенного места д. Летник Сернурского района. В соответствии с протоколом испытаний от 28 февраля 2023 года, экспертным заключением на результат испытаний воды филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Сернурском районе» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 01 марта 2023 года в исследованной пробе (образце) воды с поверхностного водного объекта – река Лаж в д. Летник Сернурского района биохимическое потребление кислорода составило 36,0±5,0 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), запаха – 4 балла (при норме не более 2 баллов), что является нарушением п. 91 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21. Согласно информации администрации Сернурского муниципального района от 30 марта 2023 года очистные сооружения канализации п. Сернур переданы в хозяйственное ведение МУП «Сернурводоканал» в соответствии с передаточным актом от 16 июня 2022 года. Администрация Сернурского муниципального района является получателем денежных средств на ремонт и строительство ОСК п. Сернур, очистные сооружения находятся в собственности администрации, в полномочия которой в сфере жилищно-коммунального хозяйства входит организация водоотведения на территории муниципального района. Результаты лабораторных исследований проб воды, отобранных с поверхностных водоемов, косвенно свидетельствуют о недостаточной очистке сточных вод перед ее сбросом. Сточные воды несоответствующего качества, поступающие в поверхностные воды, опасны по эпидемиологическим и санитарно-химическим критериям, создают угрозу загрязнения поверхностных водоемов и являются источником биологических и химических факторов вредного воздействия на человека. Водные объекты река Сердяжка и река Лаж на территории Сернурского района протекают в черте населенных пунктов, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья. С учетом уточнений просят обязать МУП «Сернурводоканал» Сернурского района Республики Марий Эл, администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить качество воды с поверхностного водоема реки Сердяжка, не далее 500 м от места сброса сточных вод с ОСК п. Сернур в соответствии с требованиями табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Определением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 19 июня 2023 года администрация Сернурского муниципального района Республики Марий Эл исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В соответствии с отзывом на исковое заявление и дополнениями к нему, представленным представителем ответчика МУП «Сернурводоканал», признают факты нарушения требований действующего законодательства. Сброс с очистных сооружений п. Сернур осуществляется в реку Сердяжка. Контроль за качеством состава сточных вод производится ежеквартально. По результатам лабораторного исследования проб сточных вод концентрация поступающих стоков значительно превышает допустимые концентрации стоков на входе в ОСК. Это обусловлено очень большими загрязнениями промышленных стоков, поэтому в первую очередь <данные изъяты> обязано построить локальные очистные сооружения и довести концентрацию загрязняющих веществ до нормативно требуемой. Согласно сравнительному анализу сточных вод из магистрального колодца <данные изъяты>, <данные изъяты> в сточных водах указанных юридических лиц нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ превышают. Пятилетний анализ проведенных мероприятий и результаты лабораторных исследований показывают, что без реконструкции очистных сооружений в п. Сернур улучшить очистку хозяйственно-бытовых стоков не представляется возможным. Очистные сооружения канализации п. Сернур эксплуатируются с 1972 года с проектной мощностью 2100 м?/сутки. Более 50-летняя эксплуатация в агрессивной среде привела к полному физическому и моральному износу всего комплекса ОСК. С тех пор капитальный ремонт не производился, оборудование сооружений полностью изношено, оно не удовлетворяет современным требованиям по очистке сточных вод, по загрязняющим веществам, предусмотренным нормативам допустимых сбросов. После их введения в эксплуатацию нормативные требования к составу сточных вод значительно изменились. Технология очистки сточных вод и состояние очистных сооружений не позволяют довести степень очистки сточных вод до ее соответствия требуемым санитарно-гигиеническим нормативам. Сооружения системы водоотведения, задействованные в технологическом процессе очистки сточных вод, подверглись значительному износу, в связи с чем требуется реконструкция ОСК или строительство новых очистных сооружений. Предприятием фактически принимаются меры для устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Ежегодно проводятся работы по текущему ремонту сооружений, расчистка заиленного участка на выпуске в реку, очистка биопруда от зарослей. Все проводимые мероприятия лишь в малой доле помогают поддерживать то состояние ОСК, в котором они существуют. Исполнение решения суда не представляется возможным из-за отсутствия дополнительного финансирования. В настоящее время принимаются меры для устранения имеющихся нарушений. Заключен контракт на составление проектно-сметной документации с <данные изъяты> на строительство очистных сооружений п. Сернур, срок реализации проекта до конца 2025 года. Бюджет проекта более <данные изъяты>. Проект «Реконструкция очистных сооружений канализации производительностью 1500 куб.м/сут п. Сернур Сернурского района Республики Марий Эл» прошел государственную экспертизу в АУ Республики Марий Эл «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Предварительная стоимость реконструкции очистных сооружений п. Сернур составляет <данные изъяты> рублей. Администрацией Сернурского муниципального района по объекту «Реконструкция очистных сооружений канализации производительностью 1500 куб.м/сут п. Сернур Сернурского района Республики Марий Эл» сдана документация для участия в отборе проекта комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций в рамках ведомственной программы «Современный облик сельских территорий» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2022 году на 2023 год. Срок реализации проекта при успешном участии в отборе проектов – до конца 2023 года. 01 июня 2012 года Сернурский районный суд вынес решение по делу № 2-62/2012, которым обязал МУП «Сернурводоканал» в срок до 01 декабря 2013 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в п. Сернур, с. Калеево, с. Марисола Сернурского района Республики Марий Эл в реки Сердяжка, Амбанурка, Она в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ водные объекты в пользование. Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл возбуждено исполнительное производство от 17 июля 2012 года на основании указанного решения суда. Определением Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года исполнительное производство от 17 июля 2012 года прекращено в части возложения на МУП «Сернурводоканал» обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в с. Калеево, с. Марисола Сернурского района Республики Марий Эл в реки Амбанурка, Она в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, установленные Решениями о предоставлении водных объектов в пользование, выданными Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 15 декабря 2011 года, зарегистрированными в Государственном реестре 27 декабря 2011 года. МУП «Сернурводоканал» ежегодно сдает декларацию о негативном воздействии на окружающую среду, согласно которому возмещает вред за негативное воздействие в реку Сердяжка. Также предприятие платит ежеквартальные штрафные санкции за неисполнение решения суда. Сброс сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Разрешение на сброс загрязняющих веществ отсутствует. Устранение нарушений санитарного законодательства не представляется возможным без обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с биологических очистных сооружений в п. Сернур в реку Сердяжка в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ, согласно приказу Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 21 февраля 2019 года № 60 и согласно решению Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Следовательно, обеспечение нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с биологических очистных сооружений в п. Сернур в реку Сердяжка, обеспечение качества воды с поверхностного водоема реки Сердяжка не далее 500 м от места сброса сточных вод с ОСК п. Сернур в соответствии с требованиями табл. 3.1, 3.3, 3.7, 3.13 СанПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по существу являются одним и тем же правонарушением. Просят прекратить производство по делу.

Из отзыва и.о. Марийского межрайонного природоохранного прокурора на исковое заявление следует, что с исковыми требованиями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл согласны. На исполнении в УФССП по Республике Марий Эл находится исполнительное производство в отношении должника МУП «Сернурводоканал», возбужденное 17 июля 2012 года на основании исполнительного листа, выданного 03 июля 2012 года Сернурским районным судом Республики Марий Эл по делу № 2-62/2012. Решение суда в части обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в п. Сернур в реку Сердяжка, на сегодняшний день не исполнено.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Мамаева Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Сернурводоканал» Мошкин С.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал представленный отзыв на исковое заявление. Пояснил, что без строительства новых ОСК надлежащая очистка сточных вод невозможна. В настоящее время проект по реконструкции ОСК включен в государственную программу, срок которой установлен до 2027 года. Ими проводится постоянная работа в целях поддержания действующих ОСК в рабочем состоянии, в настоящее время ведутся аварийно-восстановительные работы.

Представитель ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Якимов С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указывая, что ответчиком предпринимаются меры для устранения нарушений. Пояснил, что для нормативной очистки сточных вод необходима реконструкция ОСК, по проекту представляющая собой практически строительство новых ОСК, соответствующих современным требованиям. Имеющиеся очистные сооружения изношены. В настоящее время выделены денежные средства на аварийно-восстановительные работы, по результатам ремонта будет обеспечена только механическая очистка воды. Проект по реконструкции ОСК включен в государственную программу, до 2027 года должны быть выделены денежные средства.

Марийский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, материалы гражданского дела № 2-62/2012, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Положениями ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства по водоотведению, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 1, п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21), которые также устанавливают нормативы качества и безопасности воды.

Органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды, изложены в таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 (запах, привкус, цветность, окраска, мутность, прозрачность, взвешенные вещества, плавающие примеси).

Таблицей 3.3 СанПиН 1.2.3685-21 установлены обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды (общая минерализация (сухой остаток), жесткость общая, нефтепродукты (суммарно), перманганатная окисляемость, ПАВ анионоактивные (суммарно), водородный показатель (pH), растворенный кислород, биохимическое потребление кислорода (БПК5), общий органический углерод, химическое потребление кислорода (бихроматная окисляемость, ХПК), температура).

Санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды поверхностных водных объектов установлены в таблице 3.7 СанПиН 1.2.3685-21 (основные показатели: обобщенные колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, E. сoli, энтерококки, колифаги, цисты и ооцисты патогенных простейших, яйца и личинки гельминтов, дополнительные показатели: возбудители кишечных инфекций бактериальной природы, возбудители кишечных инфекций вирусной природы).

В таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 изложены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков.

В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – хозяйствующие субъекты).

Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов (далее – ЖБО), должны соответствовать требованиям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 24 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения, должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

- в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее - первая категория водопользования);

- для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее - вторая категория водопользования).

В силу п. 98 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны:

- проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;

- контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

- своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

Согласно п. 102 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

Организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»).

Часть 1 ст. 51 указанного Федерального закона также предоставляет органам местного самоуправления право от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотренозакономили договором.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов (п. 4); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные названным Федеральным законом (п. 10).

При этом согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления муниципального района обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что решением Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 05 апреля 2019 года водопользователю МУП «Сернурводоканал» для сброса сточных вод предоставлен в пользование водный объект – река Сердяжка. Данным решением установлены условия пользования водным объектом. Пунктом 13 решения определено максимальное содержание загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод: взвешенные вещества – 5,85 г/м3, БПК полн. – 3,0 г/м3, железо (общее) – 0,1 г/м3, аммоний-ион – 0,5 г/м3, нитрит-ион – 0,08 г/м3, нитраты-ион – 0,96 г/м3, сульфаты – 100 г/м3, фосфаты (по Р) – 0,2 г/м3, хлориды – 174,2 г/м3, нефтепродукты – 0,05 г/м3, АСПАВ-алкилсульфонат натрия – 0,5 г/м3. Срок водопользования установлен с 05 апреля 2019 года по 21 февраля 2024 года.

Разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты МУП «Сернурводоканал» не имеет. Заявление на выдачу указанного разрешения 15 октября 2019 года Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл возвращено МУП «Сернурводоканал» без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Сернурском районе 01 июля 2021 года взяты пробы воды из реки Сердяжка д. Большой Сердеж (протокол лабораторных исследований от 07 июля 2021 года). По результатам проведенных исследований установлено, что пробы воды, отобранные в реке Сердяжка д. Большой Сердеж, составили по санитарно-химическим и микробиологическим показателям: запах – 3 балла (при норме не более 2 баллов), содержание взвешенных веществ – 32,0 мг/дм? (при норме 30 мг/дм?), массовая концентрация аммиака – 5,15 мг/дм? (при норме не более 1,5-2 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 14,65 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), кислород растворенный – 3,03 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), количество обобщенных колиформных бактерий – 640 КОЕ в 100 мл (при норме не более 500 КОЕ в 100 мл), что не соответствует требованиям табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, главы VI СанПиН 2.1.3684-21 (заключение на результат исследований от 07 июля 2021 года).

01 июля 2021 года взяты пробы воды из реки Сердяжка на расстоянии 500 м ниже сброса сточной воды с ОСК п. Сернур (протокол лабораторных исследований от 07 июля 2021 года). По результатам проведенных исследований установлено, что пробы воды, отобранные из реки Сердяжка на расстоянии 500 м ниже сброса сточной воды с ОСК п. Сернур, составили: запах – 4 балла (при норме не более 2 баллов), содержание взвешенных веществ – 33,6 мг/дм? (при норме 30 мг/дм?), массовая концентрация аммиака – 6,82 мг/дм? (при норме не более 1,5-2 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 14,8 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), кислород растворенный – 2,99 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), количество обобщенных колиформных бактерий – 750 КОЕ в 100 мл (при норме не более 500 КОЕ в 100 мл), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, главы VI СанПиН 2.1.3684-21 (заключение на результат исследований от 07 июля 2021 года).

11 марта 2022 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Сернурском районе обследованы территории между очистными сооружениями канализации, канализационно-насосной станции в местах сливания сточных вод с многоэтажных домов до поверхности водоемов на предмет затопления, подтопления сточными водами МУП «Сернурводоканал», <данные изъяты> в п. Сернур, с. Марисола, с. Казанское, с. Кукнур, д. Нижний Рушенер, п. Горняк, д. Лоскутово, с. Зашижемье, с. Калеево, д. Летник Сернурского района. Установлено, что на территории п. Сернур, ул. Заречная, д. 1 через люк канализационного смотрового колодца происходит переливание сточных канализационных вод на поверхность земли, не приняты меры по обеспечению безопасности системы водоотведения и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, что не соответствует п. 24 СанПиН 2.1.3684-21 (акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15 марта 2022 года).

По результатам санитарно-эпидемиологического обследования МУП «Сернурводоканал» выдано предписание от 23 марта 2022 года о том, что при эксплуатации очистных сооружений канализации, канализационно-насосной станции МУП «Сернурводоканал» не допускать переливания сточных канализационных вод на поверхность земли. По данному факту предприятию также выдано предостережение от 24 марта 2022 года о недопустимости нарушений п. 24 СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии с протоколом испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл в Сернурском районе» от 26 июля 2022 года пробы воды, отобранные в воде открытого водоема в реке Сердяжка ниже сброса сточной воды с очистных сооружений п. Сернур МУП «Сернурводоканал», не соответствуют по санитарно-химическим показателям: запах составил 3 балла (при норме не более 2 баллов), массовая концентрация ионов аммония – 6,55 мг/дм? (при норме не более 1,5 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 39,2±11,76 мгО2/дм? (при норме не более 4 мгО2/дм?), по микробиологическим показателям: количество обобщенных колиформных бактерий составило 750 КОЕ/100 мл (при норме не более 500 КОЕ/см?).

Согласно протоколу испытаний от 28 февраля 2023 года, экспертному заключению на результат испытаний воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 01 марта 2023 года в исследованной пробе (образце) воды с поверхностного водного объекта – реки Лаж в д. Летник Сернурского района биохимическое потребление кислорода составило 36,0±5,0 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), запаха – 4 балла (при норме не более 2 баллов), что не соответствует требованиям табл. 3.1, табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21, п. 91 СанПиН 2.1.3684-21.

Как следует изпротоколов испытаний от 27 февраля 2023 года, от 28 февраля 2023 года, экспертных заключений на результат испытаний воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 01 марта 2023 года, от 01 марта 2023 года, пробы воды с поверхностного водоема реки Сердяжка не далее 500 м от места сброса сточных вод с ОСК п. Сернур не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, массовая концентрация нефтепродуктов составила 1,67±0,42 мг/дм? (при норме не более 0,3 мг/дм?), массовая концентрация аммиака и ионов аммония суммарно – 4,50±0,63 мг/дм? (при норме не более 1,5 мг/дм?), биохимическое потребление кислорода – 36,0±5,0 мгО/дм? (при норме не более 4 мгО/дм?), массовая концентрация железа - 0,600±0,090 мг/дм? (при норме не более 0,3 мг/дм?), запах – 5 баллов (при норме не более 2 баллов), что не соответствует требованиям табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, п. 91 СанПиН 2.1.3684-21, количество обобщенных колиформных бактерий составило 620 КОЕ/см? (при норме не более 500 КОЕ/см?), что не соответствует требованиям табл. 3.7 СанПиН 1.2.3685-21, п. 91 СанПиН 2.1.3684-21.

Таким образом, по результатам проведенных исследований установлено, что пробы воды с поверхностного водоема реки Сердяжка не далее 500 м от места сброса сточных вод с ОСК п. Сернур не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям требованиям табл. 3.1, табл. 3.3, табл. 3.7, табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, п. 91 СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии с Уставом МУП «Сернурводоканал» является коммерческой организацией, наделено имуществом на праве хозяйственного ведения, находится в собственности МО «Сернурский муниципальный район», учредителем и собственником имущества предприятия является администрация МО «Сернурский муниципальный район» (п. 1.4, 1.5 Устава). Предприятие создано в целях надежного, качественного и бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения, по приему и очистке сточных вод, в целях решения социальных задач по оказанию бытовых и жилищно-коммунальных услуг всех групп потребителей и получения прибыли (п. 2.1 Устава). Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды деятельности, в том числе, водоотведение, то есть прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт канализационных систем, санитарная очистка, опорожнение и чистка выгребных ям, отстойников и септиков; очистка сточных вод в целях предотвращения загрязнения окружающей среды; производство общестроительных работ по строительству водоочистных сооружений, объектов водопроводно-канализационного хозяйства (п. 2.2 Устава).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – Единый недвижимый комплекс с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, наименование – очистные сооружения канализации, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Сернурский муниципальный район».

На основании постановления администрации Сернурского муниципального района № от 16 июня 2022 года «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение» объект недвижимости – Единый недвижимый комплекс с кадастровым номером , наименование: очистные сооружения канализации, назначение: для биологической очистки сточных вод, адрес (местоположение): <адрес>, был передан в хозяйственное ведение МУП «Сернурводоканал».

Из постановления администрации Сернурского муниципального района от 14 июня 2023 года «О прекращении права хозяйственного ведения муниципальным имуществом» следует, что с 14 июня 2023 года прекращено право хозяйственного ведения МУП «Сернурводоканал» в отношении объекта недвижимости – Единый недвижимый комплекс с кадастровым номером , наименование: очистные сооружения канализации, назначение: для биологической очистки сточных вод, адрес (местоположение): <адрес>. Соответствующие изменения внесены в реестр казенного имущества Сернурского муниципального района.

По сообщению администрации Сернурского муниципального района от 09 июня 2023 года в ответ на запрос Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Сернурском районе администрация Сернурского муниципального района является получателем денежных средств на ремонт и строительство ОСК п. Сернур, который находится в собственности администрации Сернурского муниципального района; согласно ст. 7 Положения об администрации Сернурского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 04 декабря 2019 года , в полномочия администрации Сернурского муниципального района в сфере жилищно-коммунального хозяйства входит организация водоотведения на территории муниципального района.

Согласно п. 34 ч. 1 ст. 3 Устава Сернурского муниципального района Республики Марий Эл к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Устава Сернурского муниципального района Республики Марий Эл к вопросам местного значения муниципального района, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений относится, в том числе, организация в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального района, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 7 Положения об администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл полномочия администрации района в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают, в том числе организацию в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального района, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством.

В силу п. 8 ст. 8 Положения об администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл полномочия администрации района в сфере обеспечения безопасности граждан включают, в том числе организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Статьей 21 Положения об администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предусмотрено, что администрация района осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочия собственника водных объектов, устанавливает правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Доводы представителя ответчика МУП «Сернурводоканал» о наличии предусмотренных ст. 220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по делу несостоятельны.

Так, решением Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 01 июня 2012 года по делу №2-62/2012, вступившим в законную силу 03 июля 2012 года, исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц к МУП «Сернурводоканал», администрации МО «Сернурский муниципальный район» об обязании исполнить обязанности в натуре в виде обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с биологических очистных сооружений в реки Сердяжка, Амбанурка, Она, удовлетворены в части, на МУП «Сернурводоканал» возложена обязанность в срок до 01 декабря 2013 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в п. Сернур, с. Калеево, с. Марисола Сернурского района Республики Марий Эл в реки Сердяжка, Амбанурка, Она в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, установленными Решениями о предоставлении водных объектов в пользование, выданными Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 15 декабря 2015 года, зарегистрированными в Государственном водном реестре 27 декабря 2011 года; в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Сернурский муниципальный район» отказано.

Определением Сернурского районного суда от 29 апреля 2022 года, вступившим в законную силу 27 мая 2022 года, исполнительное производство от 17 июля 2012 года прекращено в части возложения на МУП «Сернурводоканал» обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в с. Калеево, с. Марисола Сернурского района Республики Марий Эл в реки Амбанурка, Она в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, установленными Решениями о предоставлении водных объектов в пользование, выданными Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 15 декабря 2015 года, зарегистрированными в Государственном водном реестре 27 декабря 2011 года.

Как следует из ответа межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в отношении должника МУП «Сернурводоканал» на исполнении находится исполнительное производство , возбужденное 17 июля 2012 года на основании исполнительного листа, выданного 03 июля 2012 года Сернурским районным судом Республики Марий Эл по делу № 2-62/2012. По состоянию на 27 июня 2023 года решение Сернурского районного суда по делу № 2-62/2012 не исполнено МУП «Сернурводоканал» в части обеспечения в срок до 01 декабря 2013 года нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в п. Сернур Сернурского района Республики Марий Эл в реку Сердяжка, в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, установленными Решениями о предоставлении водных объектов в пользование, выданными Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 15 декабря 2011 года, зарегистрированными в Государственном водном реестре 27 декабря 2011 года.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Из приведенной процессуальной нормы следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание.

Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение. Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.

При решении вопроса о прекращении производства по делу в соответствии с положениями абз. 3 ст. 220 ГПК РФ судом принимается во внимание наличие вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда.

Оценивая исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в рамках заявленного иска, суд считает, что в данном случае имеется другое основание спора, поскольку результаты лабораторных исследований проб воды были отобраны в ходе рассмотрения настоящего дела, было выявлено несоответствие проб воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям требованиям СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем истец предъявил настоящий иск.

Кроме того, в данном споре в качестве истца выступает Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, тогда как по делу № 2-62/2012 истцом выступал Марийский межрайонный природоохранный прокурор.

Таким образом, сторона истца по делу и основание заявленного спора не совпадают, полного тождества требований, заявленных и рассмотренных в 2012 году и в настоящем иске, не имеется, в связи с чем суд полагает, что предусмотренных ст. 220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Суд также отмечает, что данных о том, что решение суда от 01 июня 2012 года в том или ином виде исполнено МУП «Сернурводоканал», в материалы дела не представлено. Напротив, на основании этого решения суда 17 июля 2012 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл было возбуждено исполнительное производство , которое на момент рассмотрения дела не окончено, требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.

Судом установлено, что сброс сточных вод в водный объект – реку Сердяжка в нарушение требований действующего законодательства осуществляется с превышением предусмотренных СанПиН 1.2.3685-21 нормативов, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью населения, угрозу возникновения и распространения заболеваний, причиняет вред окружающей природной среде и является недопустимым.

МУП «Сернурводоканал» является водопользователем, то есть лицом, эксплуатирующим водный объект, осуществляет сброс сточных вод с ОСК п. Сернур в реку Сердяжка, при этом качество очистки стоков не соответствует требованиям нормативных документов.

В ходе судебного разбирательства представители ответчиков МУП «Сернурводоканал», администрации Сернурского муниципального района не отрицали, что в связи с изношенностью очистных сооружений требуется реконструкция либо строительство новых ОСК в п. Сернур.

Система водоотведения, эксплуатируемая МУП «Сернурводоканал», является муниципальной собственностью.

При этом организация водоотведения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения администрации Сернурского муниципального района.

Достаточных мер по реконструкции (модернизации) очистных сооружений, направленных на повышение качества очистки сточных вод, администрацией Сернурского муниципального района Республики Марий Эл не принимается. Доказательств обратному суду не предоставлено.

Отсутствие либо недостаток финансирования не может служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения установленных действующим законодательством требований.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком МУП «Сернурводоканал» не обеспечивается нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых в реку Сердяжка, а администрацией Сернурского муниципального района Республики Марий Эл как органом местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий и собственником очистных сооружений канализации, которые ввиду изношенности находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают современным требованиям по очистке сточных вод,не выполняются необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечениюнормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в водныйобъект – мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сооружений водоотведения.

При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и с учетом пояснений сторон полагает разумным для исполнения возложенной на ответчиков обязанности установить срок до 01 августа 2025 года.

В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец –Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл и ответчик – администрация Сернурского муниципального района Республики Марий Эл освобождены от уплаты государственной пошлины.

Истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в данном случае составляет 300 рублей, следовательно, с ответчика МУП «Сернурводоканал» в доход бюджета МО «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (ИНН ) удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сернурводоканал» (ИНН ), администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН ) в срок до 01 августа 2025 года обеспечить качество воды с поверхностного водоема реки Сердяжка не далее 500 метров от места сброса сточных вод с очистных сооружений канализации п. Сернур Республики Марий Эл в соответствии с требованиями таблицы 3.1, таблицы 3.3, таблицы 3.7, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сернурводоканал» (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 06 июля 2023 года.